Организация жизни любого человеческого сообщества, его функционирование, иерархический порядок базируются на агонистическом поведении. Это поведение представляет собой комплекс таких реакций, как нападение, угрозы, подчинение и бегство.
Мир человеческих отношений наполнен различными формами демонстраций наших состояний, желаний, состоит из широчайшего диапазона комплексов поведенческих актов.
Если одна из взаимодействующих сторон не подчиняется по собственному желанию, наступает время демонстрации угроз. В случае устойчивого сопротивления противника (или оппонента) есть три варианта выхода из сложившейся ситуации – либо напасть на него, либо подчиниться ему, либо сбежать. В таких ситуациях очень многое решают ранговость, примативность, особенности нервной деятельности контактирующих индивидуумов.
Поведение, рождающееся конфликтной ситуацией, позволяющее одну цель (задачу) заменить другой без заметных статусных потерь, называется замещающим.
Один человек лезет драться, другой боится ответить, но и отступать, признавать себя побежденным не хочет. Ребенку не хочется решать задачки. Человеку навязывают разговор, который не нужен, неприятен, скучен, унижает. В такого рода случаях может начать работать врожденная программа, переключающая внимание навязывающей неприятное стороны на что-то другое.
Это путь бесконфликтного решения задачи, вызывающей напряжение, спасения человека, попавшего в сложную ситуацию.
Заключается замещающее поведение в том, что стремящаяся избежать неприятного сторона начинает делать нечто, что от нее не ожидается. Человек вместо агрессивных действий, начинает напевать, смотреть по сторонам, делать вид, что он очень сильно заинтересовался чем-то другим, куда-то торопится. Ребенок жалуется, что у него заболела голова, врет, что звонят в дверь, начинает усиленно интересоваться происходящим за окном, роняет книги на пол, задает отвлекающие вопросы и т.д.
Замечательным примером проявления замещающей поведенческой программы являются переговоры представителей предприятий, органов власти, стран, обсуждающих годами пункты документов, на основе которых неплохо было бы достичь определенных договоренностей. Но по тем или иным причинам это сделать невозможно. Поэтому приходится разговоры по делу замещать нудными, продолжительными, запутанными процедурными вопросами.
Так уж получилось, но мы не железные, способны испытывать разной силы чувства и эмоции. Они накапливаются в нас и нуждаются в выходе. Люди используют для этого любые хитрости. Лишь бы каким-нибудь образом освободиться от накопившегося.
Очки чистые, но человек протирает их снова и снова. Только что брошена в пепельницу почти не выкуренная сигарета, а рука тянется к пачке и вытаскивает из нее следующую. Время известно, но взгляд вновь и вновь упирается в циферблат. Нет никакого смысла в перестановке на столе каких-либо предметов, но желание сделать это не преодолеть. Наливается в стакан и пьется уже который раз вода.
Все перечисленное и многое другое – наша реакция на конфликтную ситуацию. Перечисленное делается не для получения удовлетворения, а для того, чтобы себя чем-то занять, снять напряжение.
Такого рода отвлекающее поведение наиболее ярко проявляется во время социальных встреч, которые таят в себе возможные агрессивные намерения и различные страхи, особенно, если на них присутствуют малознакомые люди. Встречи, как правило, начинаются с взаимно успокаивающих церемоний в виде ритуально гостеприимных слов, рукопожатий, улыбок. Гостям предлагаются отвлекающие действия – сигареты, напитки, закуски. На встречах, переговорах, конференциях, концертах, спектаклях всегда бывают перерывы, во время которых их участники получают возможность расслабиться, отвлечься.
В сложной, напряженной ситуации мы начинаем чесаться, причесываться, поправлять одежду, кусаем ногти, чистим уши, поглаживаем подбородок, пощипываем усы, потираем нос, ковыряем в нем, чихаем, покашливаем, дергаем себя за мочки ушей, облизываем губы, потираем руки, проводим руками по лицу, чтобы отвлечься от волнения.
Наибольшее волнение при взаимодействии испытывает подчиненная сторона. Поэтому можно довольно быстро и определенно вычислить, кто из общающихся доминирующая, а кто подчиненная особь. Доминирующий индивид не суетится. Если же это происходит, значит, он испытывает угрозу своему статусу со стороны кого-либо из присутствующих.
Вне зависимости от социального положения и правил поведения в социуме, человек располагает индивидуальным поведением, реализующим набор определенных потребностей организма, неисполнение которых приводит к печальным последствиям в процессах выживания, развития, статусного роста.
К индивидуальному поведению можно отнести действия, призванные решать следующие задачи:
- перемещение в пространстве;
- питание и дыхание;
- терморегуляция (обеспечение оптимального температурного режима);
- избежание факторов, способных нанести существенный ущерб психофизическому здоровью;
- отдых, сон;
- поддержание чистоты тела;
- цикличность процессов в организме;
- исследовательская деятельность;
- игра;
- обращение с предметными компонентами среды (манипуляционная активность);
- использование орудий;
- поиск, строительство убежища.
Никто человека перечисленному не учит. Он с этими устремлениями приходит в жизнь.
Агонистическое, замещающее, отвлекающее, индивидуальное поведение представляет собой комплексы поведенческих актов, направленных на выживание в имеющейся среде. Они способствуют приспособлению человека к ее требованиям, помогают справиться с напряжением, агрессией, страхами, избежать развития конфликтных ситуаций.
Литература
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Дольник В.Р. Такое долгое, никем не понятое детство
Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения
Моррис Д. Голая обезьяна
| Помогли сайту Реклама Праздники |