Произведение «Внучка Дон-Кихота» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 64
Читатели: 985 +1
Дата:
«Внучка Дон-Кихота» выбрано прозой недели
29.01.2024
Предисловие:
В одной старой персидской легенде говорилось о писателе, который, отчаявшись написать что-то новое, отправился бродить по городу. С собою он взял только яблоко, от которого время от времени откусывал.  Незаметно для себя писатель забрел в чей-то яблоневый сад. Пораженный красотой деревьев и плодов, он принялся расспрашивать хозяина о секретах садоводства. Старый садовник отнекивался, смущался, но потом все же рассказал  и о возделанном им саде, и несколько историй из собственной жизни. Писатель воскликнул: «Ты так хорошо рассказываешь! Напиши все это. Твоими книгами будут зачитываться!» «Нет, дорогой, ‒ возразил садовник. – Какой из меня писатель? Я неграмотный, писать вообще не могу. Лучше я подарю эти истории  тебе. Сам опиши их! И пусть они расцветут в твоих книгах». «Чем я отблагодарю  тебя?! – в свою очередь воскликнул писатель и, порывшись в карманах, вытащил огрызок яблока. – У меня только это, но тут полно семян и, может быть, ты сможешь вырастить из них второй прекрасный сад?.. «Это лучшая награда для меня, ‒ промолвил садовник, ибо каждый должен заниматься тем, что умеет и любит». И они расстались, весьма довольные собою и жизнью, и каждый создал свой сад.
Свой сад в силах создать каждый. Будет ли он садом цветущих деревьев или садом камней, или садом книг – неважно. Главное, чтобы он был прекрасен и мудр. Тогда притягательность его не иссякнет. Как не иссякнут вечные его истоки – Семя и Слово. Семя падает в землю, рождает жизнь и возносится кроной к небу. Слово падает в сердце, рождает книгу и возносит душу к мудрости. И у семени, и у слова  одно стремление – высота. И как малому семени дано родить сад, так и крохотное событие может стать началом рассказа...

Внучка Дон-Кихота

Ирида открыла окно, осторожно вдохнула морозный воздух, улыбнулась. Она любила эти ясные, холодные дни, когда воздух напоминал замерзшую белую розу. Казалось, только прикоснись, и она разлетится на тысячи осколков. И оставит после себя хрустальный звон долгий аромат. В такие дни Ириде хорошо думалось: голова была свежая, легкая, ясная, и мысли в ней выстраивались в четком порядке.

А выстраиваться было чему. За шестьдесят семь лет мозг оброс мыслями, как корабль ракушками! В первую очередь имя. Она так и не привыкла к нему, хотя любила. Возможно, в память о деде.

Это он, сельский почтальон, книгочей и добряк каких поискать, решительно хлопнул по столу, когда жена, принимавшая роды у дочери, сообщила, что родилась пятая внучка!

‒ Ну, вот и Катюшка, ‒ устало выдохнула жена. Она была местной повитухой.

 Считалось, что у нее легкая рука.  И действительно она приняла в этот мир больше половины жителей села, и,  к счастью, никто еще не покинул его до срока.

Дед медленно стянул с головы кепку, провел ею по  лицу, стирая с него не только волнение последних часов, но и надежду на внука, и проронил:

– Никаких Катюшек. Сам назову! –  И, схвативши старый орфографический словарь, углубился в чтение. На последних страницах словаря был список мужских и женских имен.

Жена с тревогой наблюдала за ним. Характер своего мужа-чудака, похожего на встрепанного Дон-Кихота, она знала прекрасно. Тот и мухи бы не обидел, но если в чем упрется – пиши пропало! Сильного человека можно переубедить, но если упрямится слабый – лучше отступиться.

– Но-э-ми, ‒ читал по складам дед. – Зла-та, Мла-да.

– Какая еще Ноема, ‒ возмутилась бабка. ‒ Тьфу, я и не выговорю. Чем тебе Катя плоха? Что выдумываешь?

– А всем! – помрачнел дед. Что у нас: дочка Райка, сын Мишка, невестка Зинка, зять  Витька, внучки Нюрка,  Тоська, Милка,  Наташка. Что они видят-то? С утра до ночи  в этой земле, в доме толкотятся: огород-дом-хлев-коровы-гуси-куры. Сама много видела? А я? Вся жизнь как  лист с куста слетела, а вспомнить: только земля на огороде да пыль от дороги, по которой я почту разношу уже сорок лет. Может, и правду пишут: имя как судьба. Назову как-нибудь по-особенному, может, и судьба у нее другая будет.

‒ А-а-а… ‒ бабка хотела что- то возразить, но муж углубился в чтение. Она махнула рукой и вышла в комнату, посмотреть как дочка и новорожденная.

‒ Нашел! – послышалось ей. – Ирида!

И прибавил радостно:

‒ Богиня радуги по-гречески,  то есть. Пусть жизнь ее будет яркой как радуга.
Бабка приоткрыла рот. В расширенных от ужаса глазах читалось: «Что?!!!» Дон-Кихот был решительно настроен отражать удар. Но из комнаты послышался слабый стон:

‒ Мам, мне нравится. А моему все равно будет, какое имя.

И – вековая женская мудрость победила!

‒ А пусть! ‒ воскликнула бабка. ‒ Ирида так Ирида, – и тихо добавила:

‒ Чем бы дитя не тешилось… Я Иркой звать буду.

И пробурчала себе под нос:

‒ Твоему-то, конечно, все равно. Ему всегда все равно. Только и славы, что отец, а ни рыба, ни  мясо.

Росла Ирида непоседой-сорванцом ‒ воплотила мечту деда о внуке. Тот надышаться на нее не мог, каждую свободную минуту посвящал Иржику-оторве. Так, любя, называл ее дед, и другие внучки не то, чтобы не существовали для него, но все были словно одинаковые лепестки ромашки, обрамлявшие одно солнце ‒ Иржика. К семи годам умела Ирида рыбачить, лазать по деревьям, держаться в седле, разбираться в грибах и травах и лихо ездить на велосипеде. А читать и писать дед ее выучил в пять лет и все приговаривал:

‒ Учись, Иржик, учись, утруждай голову. Все пригодится. Жизнь ‒ она не зебра. Жизнь ‒ как пестрый ковер. Много нитей сплетено, и все пригодятся, если с умом к ним подойти и все в узор лягут, а узор повторяется, на то и ковер, на то и жизнь. Учись, не жалей ума.

Неизвестно, что вкладывал дед в эти слова, но вспомнились они ей, уже взрослой Ириде, сейчас, когда воздух звенел замерзшей белой розой.  И особенно ясным было сознание, что жизнь в любую минуту может разлететься на тысячи хрустальных осколков, и надо поторопиться, чтобы успеть все, что задумано.

Женщина поежилась, закрыла окно, сощурилась и взяла в руки телефон. Не глядя, набрала номер.

‒ Соня, привет. Не занята? Зайди ко мне, будь добра. Дело есть.

Через десять минут соседка Соня-Яйцо уже сидела на кухне и, дымя сигаретой, выслушивала Ириду. Яйцом ее прозвали неслучайно, но незлобивая  Соня не обижалась.

‒ Ну, и правда яйцо, ‒ говорила она, глядя на себя в зеркало. – Голова длинная, плечи  как у цыпленка, живот вперед как гора, ножки тоже цыплячьи. Чем не яйцо?.. Зачем на правду обижаться?

Все это произносилось так добродушно, что ни у кого не могло возникнуть сомнений: у Сони нет никаких комплексов по поводу внешности. Вдоволь налюбовавшись на себя в зеркало, она констатировала маленькую женскую победу:

‒ Зато  такой кожи как у меня ни у кого нет! Гладкая, белая, нежная, как яйцо.

И действительно, лицо у Сони было без единой морщинки и залома, свежее, белое ‒ предмет зависти всех соседок в возрасте сорок плюс.

‒ Везет же некоторым, ‒ цедили одни вслед Соне. ‒ Под семьдесят, а не единой складки-морщинки!

‒ А ты на фигуру посмотри, ‒ мгновенно уравновешивали ненавистную Сонину высоту другие. ‒ Лицо лицом, а фигура – яйцо на ножках! А помада-то какая красная! Даже мусор выбросить, и то напомадится! И возраст не впрок!

Но Соня была так незлобива и так полна какой-то внутренним дружелюбным покоем, что все завистливые ахи-вздохи гасились об нее как зажженные спички о воду. И с таким же легким печальным шипением: «Эх, нам бы такую кожу».

Ирида ценила Соню. И дело было не только в дружелюбном покое, исходящим от Сониного яйцеобразного тела, густого с оттяжками гласных, словно бой старинных часов, голоса. Соня ‒ не только соседка, но и давняя, обвеянная и проверенная всеми ветрами перемен, подруга ‒ была умна тем хорошим добрым умом, который у одной половины человечества зовется деликатностью, а у второй – прозорливостью. Но и та, и другая чаще называют его мудростью.

С минуту Соня-Яйцо сидела как изваяние, и только кольца дыма, уплывавшие одно за другим, напоминали, что сигарету курят. Потом алый помадный рот разлепился:

‒ Ты это серьезно? В самом деле, решила умереть? С ума сошла?

‒ Ум мой при мне и даже больше, ‒ задорно парировала Иржик-Ирида. ‒ А вот дети нет! Ты это понять можешь?

‒ Куда уж мне? ‒ съехидничала Соня-Яйцо. – Мой-то через две улицы живет, инженером в местной конторе работает, каждую неделю его вижу. Где уж мне? Это твои в столице или по конференциям-гастролям в разные страны разъезжают. Большие люди. И чего тебе не хватает? ‒ спохватилась она, и ехидный тон разом слетел с нее. – Трое детей, и все в люди вышли – один в театре танцует, по телевизору его видишь, второй в университете преподает, доктор наук, по конференциям мотается, а дочка–журналист, уважаемый человек, статьи пишет. И семьи у них хорошие, и деточки. Тебя любят, гостинцы шлют постоянно, приезжают. А то я не вижу, или у меня глаз нет?! Тебе ли жаловаться?! Это надо же выдумала: театр устроить ‒ помирать!

‒ Не язви, Сонька, ‒ посерьезнела Ирида. – Да, все так. И дети у нас хорошие, и у меня, и у тебя. Только у тебя один, а у меня трое. И права ты – я их всегда вижу. По отдельности. И никогда вместе. Ты это понимаешь?  Помру я, они сороковины-годовщины справят, как положено и все. Разойдутся, и поминай как звали. Не ходят они друг к другу в гости сейчас. В одном городе живут, а не встречаются. Дела, работа, друзья-знакомые, и так год от году.  Так после меня и вообще забудут друг к другу дорогу.

‒ И ты решила сыграть в умирающую, чтобы они все вместе собрались? Очень умно!

‒ А чем плохо? Умирала-умирала, а потом вдруг да и выздоровела. Бывает же такое. Зато все соберутся!

‒ Очень трогательно! А ты на «смертном одре» слабеющей рукой благословишь их и вымолвишь: «Дружите, дети мои, и в горе и радости будьте вместе, вы пальцы одной руки», или нет лучше торжественнее: «Вы персты одной длани». Так, что ли?

И Соня-Яйцо затряслась от беззвучного смеха.

‒ Смотри, не лопни, яйцо всмятку, желток протечет! ‒ отбрила Ирида. Женщины не обижались на подколки друг друга, наоборот, бодрились от них: значит, не иссяк еще молодой задор. – Ты позвонишь моим, скажешь, что мол, матери совсем плохо, хочет вас повидать, а дальше мое дело.

‒ И не проси! И меня в свои авантюры не втягивай. Не буду, не буду!

Но надо было знать Иржика-оторву! Когда нужно было, она превращалась в гения дипломатии и уговоров!

‒ Только за ради тебя! Исключительно за ради тебя, ‒ бормотала бедная Соня,  – Боже, до чего я дожила, во что я ввязываюсь! Что ты собираешься делать?

‒ Вначале вытащить уже шестую сигарету из твоего рта! Она у тебя уже к губе прилипла, кстати,  ее ты не раскурила. Во вторых, два дня поголодаю, тени под глазами появятся, лицо обтянется, и так буду лежать. А ты сообщишь моим, что у меня сердечные приступы один за другим, и что я не хотела их беспокоить, но ты скромно считаешь, что им надо приехать. Всем вместе. Вопросы есть? Вопросов нет! Действуй, боевая подруга!

Соня развернула военные действия строго по инструкции. Ирида-Иржик-оторва оторвалась по полной. Поголодала дня два, после чего вооруженная телефонными номерами Соня принялась за дело.

‒ Толечка! Это тетя Соня! Ты, как? Гордимся тобой, по телевизору видим, ты и маленьким плясать любил! Нет, со мной все хорошо. Вот  мама что-то прихворнула. Да, напугала меня, ночью приступ был, и утром потом. «Скорую» вызывали, сказали, сердце сдает. Нет, всего хватает, но так по вас скучает, ой, так хочет вас увидеть.

‒ Аллочка! Как ты, детка? Для меня вы все детки. Все нормально у меня. Мама неважно себя чувствует, так скучает по вам, мне не говорит, но я же чувствую, сколько лет друг знаем. Увидела бы вас, сразу бы на поправку пошла.

‒ Санчик! Привет. Ну, как диссертации-студенты? Хорошо? Ну, так держать. Вот, маме что-то не так, тревожно, сердце сильно прихватило. Хотелось бы ей вас увидеть, да, наверно, дела у тебя, работа. Но ей бы легче стало. Наверно. Нет, не наверно, а точно.

‒ Все сделала? Молодец! Глаза Ириды горели бешеной решимостью. – Ну, да, лицо заострилось. Так и должно быть. За два дня воду пила немного. И не вздыхай так тяжко! На святое дело ради друга идти не грех!

‒ Какое святое дело? ‒ чертыхалась Соня. – Попутал меня черт с тобой связаться! Обман и манипуляция. И гореть мне за это в аду! Какого черта я тебя все время слушаю?!

‒ В ад ты пойдешь, потому черта все время вспоминаешь. Он и думает там у себя в тепле: «Отчего эта любящая меня яйцеобразная женщина еще не со мной? Как страдает, бедняжка, как жаждет меня. Надо поскорей позвать ее».

‒ Сейчас как стукну шваброй по затылку,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     12:50 02.02.2024 (1)
1
Спасибо большое за произведение!  "Имя как судьба"- вот и присказка! Внучка Дон Кихота и Санчо Панса (Соня-Яйцо)- добрый, верный друг, идущий на любые авантюры!   Как наши деды хотели лучшей жизни для нас! Верили в это! И ещё мне очень нравится "бархатный альбом" - это та из реликвий, которая хранится и передаётся в семьях, она объединяет, сохраняет тёплые и нежные чувства, историю.
     11:31 09.03.2024
Спасибо Вам огромное. Да, очень многое в этом рассказе из нашей жизни, наших бабушек и дедушек. И бархатные альбомы тоже оттуда...
     04:55 02.02.2024 (1)
1
Спасибищщще за тему и восхитительное вооплощение!



Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Знаком сюжет, история и подоплёка,
Но как прекрасен новый вариант Ляман:
С аранжировкой жизненности – без упрёка,
Живой и чувственной, где исключён туман.

Пролог вжимает в кресло, заставляя разум,
Художественным замыслам душой внимать.
Здесь кредо автора, что не лукавит, сразу,
Пленяет эстетичностью: ни дать ни взять!

И зачарованно, в плену повествованья,
Ты всеми фибрами вливаешься в конфликт,
Всем хорошо известный, судя по признанью:
Здоровья нравственного безобразный лик.

Когда желания с возможностью воюют,
И атакует жизнь психический невроз,
Куда бы проще: не решать вопросы всуе,
Не допуская самых драгоценных слёз.

Но нет! Из обвинений сыплются снаряды,
И артиллерия казнит нас с двух сторон,
И это вместо теплых, нужных слов, как надо –
Наносится здоровью и душе урон.

Ну что же делать, как спастись? Тайфун подскажет:
– Их в будку посадить, чтоб лужи и зима…
А то в тепле живут, и куролесят, как же!
И между близкими страшнейшая война.

Какие дети могут вырасти в сраженьях?
Где вместе с молоком, им вводят вечный стресс…
Здесь не помогут никакие убежденья,
Пока за доброту из рук в семье, не будет ЛЕС.

Решает все за нас реакция цепная…
Мы в вечном превращении её частиц:
От промежуточноактивных ускользая,
Регенерация преподнесёт им Blitz. 


     11:30 09.03.2024
Спасибо огромнейшее, Наденька, прости, что так поздно отвечаю.
     08:45 24.01.2024 (2)
2
Начало у этого произведения хорошее.  Читала - и уже знала наперед, что история будет интересной. Как ты сказала, что каждому своё в этой жизни - одному рассказы писать, а другому сады выращивать - так сразу это и поняла. 
Правда, если подойти к этой теме более метафорично, можно сказать, что все твои рассказы и есть цветущий дивный сад. Потому что написаны они мастером слова.
Тема, которая поднята в этой истории, увы, очень распространена: выросшие дети не дружат, не общаются друг с другом, ссылаясь на нехватку времени. Это, конечно, печаль для матери, вот она и выдумала несуществующую болезнь, только чтобы собрать их всех вместе.
Но на этом ведь повествование не заканчивается. Соберутся ли эти три человека когда-нибудь ещё? Вряд ли. Их захватили совсем другие дела, совсем другие интересы. Работа, конечно, вещь весьма интересная и требующая отдачи, но... 
Ох, Лямаша, много здесь всяких этих "но". 
Знаешь, как говорил Милин папа? "Работа хороша, пока ты есть на ней. Пока тебя видят, пока ты можешь что-то дать. А как ушёл - о тебе через пятнадцать минут забыли". Я думаю, он был прав. Как ни была бы интересна работа, а материнского сердца она не заменит. Ребёнок переступил через порог - мать будет ждать. Долго нет - начнёт беспокоиться. На работе не будут. Нет человека - нет и разговоров о нём. Долго нет - нашли другого. Замену нашли. 

То, что не общаются (опять же ссылаясь на работу) эти трое друг с другом - это не есть хорошо. Почему я думаю, что не соберутся они уже вместе? Потому что привыкли совершенно к другому ритму, к другой жизни.
Рассказ назван хорошо - прямо в цель. Как у Дон Кихота не получилось бороться с ветряными мельницами, так и у этой женщины так же ничего не выйдет. 
Собака в самом конце - это вообще деталь, без которой вся эта история казалась бы незаконченной. А Тайфун словно взял - и точку поставил. "Что там люди бегают, суетятся? Главное - зиму пережить! Как они этого не понимают? Хотя, нет, не понимают, конечно. У них тёплые дома, есть куда спрятаться". Только сколь ни прячься - зима-то всё равно придёт.
Так и у этих людей: что они бегают, носятся, рабочие моменты решают? Кому это нужно? Временное всё это. А вот отношения в семье, дружба сестер и братьев - это и есть то, ради чего и стоит жить. 
Но не понимают эти люди прописных истин. За работу, как за стены теплого дома, прячутся. Но как бы ни прятались, жизнь всё равно рано или поздно всё на свои места поставит. Не схватятся ли потом эти люди за головы? 

В конце концов, у них тоже наверняка есть дети. Не вернётся ли бумеранг?
     03:12 02.02.2024
1
Вернется, еще как вернется!
Ах, какой комментарий: распотрошила всю душу!
     19:40 24.01.2024
2
Магдалина, какой роскошный комментарий!
Как верно, как изящно ты все поняла.
Действительно, я попыталась пронизать рассказ символикой. Помнишь у Бродского "ткань, впитавшая полуденное солнце". Мне очень нравится этот образ.
И здесь я попыталась тоже впитать в ткань рассказа символы.
Ты все правильно поняла про собаку и про Дон-Кихота.
Мысли собаки: "У них тёплые дома, есть куда спрятаться" не только о доме, конечно же.
Они (в данном случае - мать) прячутся в свои идеалистические представления о родственных связях. Ей тепло в этих представлениях, и она как идеалист Дон-Кихот уверена, что поступает правильно.
Но зима придет неизбежно. И холод в отношениях тоже. И надо пережить зиму максимально на экономии сил, в первую очередь, душевных.
И дай Бог, чтобы с идеалисткой - внучкой и духовной преемницей Дон-Кихота всегда была бы верная и любящая ее Санчо Панса - Соня-Яйцо.
     19:52 01.02.2024 (1)
1
Лучше бы силы берегли, чтобы зиму пережить.  Хотя им что: в теплом доме живут, вот и куролесят.
Как я Вас люблю,Ляман. 
     21:20 01.02.2024
Вот-вот! Как Вы верно все поняли, Танечка. Прав ведь именно Тайфун!
И я Вас!!!
     21:12 29.01.2024 (1)
1
Прочувствовала каждой клеточкой, сама в похожей ситуации, ещё и похуже... наверное...
Написано, как всегда, очень ярко!
Окончание с Тайфуном такое трогательное, просто замечательно всё завершилось!
     18:59 30.01.2024 (1)
Спасибо огромное, дорогая Лилечка. 
Да, Вы верно все подметили - концовка с Тайфуном все определяет.
Спасибо, спасибо большое.
     19:13 30.01.2024
     10:43 29.01.2024 (1)
1
потрясающе написано.. спасибо...
     18:54 29.01.2024
Спасибо большое!!!
     16:36 29.01.2024 (1)
1
Сюжет не новый, но потрясающе написанный. Чего стоит вступление.
Обнимаю.
     18:54 29.01.2024
Спасибо большое, Галиночка. Да, конечно, это далеко не новый сюжет (один распутинский "Последний срок" чего стоит) но я постаралась обыграть его по особенному.
Да и сколько старых сюжетов порождают все же новые произведения!
Спасибо!
     13:29 24.01.2024 (1)
1
Ляманочка, потрясающий рассказ! Действительно, все так и есть - родственники перестают общаться, даже живя в одном городе. Только старшее поколение помогало всем сплотиться, оно уходит, и все теряются.... Это очень горько.
     19:12 24.01.2024 (1)
Спасибо огромное, Марина. Наверно так. Старшее поколение верит, искренне верит, что взрослых и уже давно живущих отдельной жизнью людей можно сплотить. Верит, потому что для старшего поколения мы всегда дети. Но, увы...
     21:13 24.01.2024
     18:07 24.01.2024 (1)
1
     19:49 24.01.2024 (1)
А нашла!!!
     20:06 24.01.2024
Это не фильм, а клип скорее.))
     18:10 24.01.2024 (1)
1
Ляман, сюжет, в общем распространённый, но прочёл с огромным интересом, написано мастерски!
     19:08 24.01.2024 (1)
Спасибо огромное. Я этого фильма не видела, посмотрю с удовольствием и интересом.
Честно говоря, мне вспоминался больше "Последний срок" Распутина, но там несколько другое. Там старуха Анна действительно умирала и ожила только тогда, когда приехали дети. И то, дожидалась пятую.
А потом когда все разъехались, умерла.
     19:24 24.01.2024 (2)
1
Ага. По Распутину тоже есть постановки.
     19:48 24.01.2024
Но у Распутина все более серьезно. Там действительно мать умирает
     19:48 24.01.2024
Александр, а где кадр из фильма на немецком языке? Вы мне его послали, я хотела посмотреть, если можно.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама