Побег.
("Звезда Лорина").
© В.В.Луговский
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
А.Пушкин
В третьем часу ночи Виталий проснулся, поворочался немного, встал и подошёл к окну. Отодвинув штору, он увидел такси, стоящее с зажженными фарами у подъезда – из него никто не выходил. Какая-то догадка уже шевельнулась мыслью, и он продолжал наблюдать несколько минут. Наконец из машины вышла Лена и быстро прошла в подъезд, такси отъехало.
- Притвориться, что сплю? Или встретить в прихожей и жёстко потребовать объяснений?
Он вернулся в кровать и подумал, что вот сейчас всё и закончится. Закончится эта неопределенность, с которой он давно согласился, и жизнь, в которой она позволяла не ставить вопрос ребром уже много лет, и даже иногда обманываться насчёт жены, вытесняя ненужную подробность их отношений куда-то в дальний и тёмный угол сознания. Виталий понимал, время наступит, когда ему придётся разбираться с женой, но оттягивал этот момент. Предательство – это вопрос времени, как написал кто-то из великих, но тогда последствия предательства тоже вопрос времени. Как учёный он это хорошо понимал. Тогда почему не сейчас?
Накануне днём ему позвонила Лена и поставила в известность, что идёт в ресторан с подругой. Мол, неделя была слишком тяжёлой, заела текучка в школе, устала от готовки – пойду побуду в атмосфере. «А ты присмотри за Женей, чтобы домой вовремя и поужинал – ужин вам в холодильнике в кастрюле».
Ну, что ж… Ресторан, подруга, день рождения у подруги её подруги, профилакторий выходного дня – часто без него. Не всё конечно вспомнил, но не суть. Докторскую с успехом защитил, новую лабораторию по нелинейной оптике обещают, с вступлением в партию вроде бы отвязались. Да если ему дадут лабораторию и откроют тему, он со временем академиком на этой теме станет, по крайней мере, крупным учёным в быстро развивающемся направлении в физике. И другая сторона медали – его супружеская история.….. Она не любит, теперь уже не спит с ним, второго ребёнка рожать категорически отказалась. Услышав, как вошла Лена, Виталий решительно встал и направился к ней.
- Я тебя разбудила. Ну, извини….
- Лена, тебе не кажется, что нам надо давно поговорить?- всё еще издалека начал Виталий.
- Поговорить? О чём говорить в четвёртом часу ночи? Я спать хочу.
- А я хочу сегодня расставить все точки в наших отношениях – так что спать не получится! Он вдруг впервые остро почувствовал решимость, которая нарастала в нём с момента как отвалилась диссертация. Первый её всплеск - в ресторане на банкете по случаю защиты. Глядя на Лену, которая безмятежно щебетала с жёнами его коллег, Виталий подумал – вот теперь пора всё менять. И сам себе удивился, что впервые не боится что-то сломать в своей жизни.
- Да? Я вообще давно вижу, что тебя что-то не устраивает, но ты молчишь. Да и, слава богу, жизнь сложилась, какая есть, такая есть….
- Это Сашка?
- Дай мне раздеться и умыться, наконец! Я устала.
Неожиданно интерес к выяснению отношений у него пропал. Просто уже не нужно. Как однажды сказал его научный руководитель Михаил Алексеевич Бруевич, если кажется, то значит не кажется…, а так и есть. Не вполне научная мысль, но как ни странно в большинстве случаев это работает. Виталий спокойно прошёл мимо Лены в свою комнату и закрыл дверь.
«Квартира… Придётся разменять с доплатой – копили на новую машину. На карьеру развод не повлияет – не член партии. Заначка денег у него имеется. Этот побег он задумал давно, но иногда малодушно себя обманывал, убеждая в невиновности Лены, мол, все так живут. А нам не так уж плохо вместе… иногда бывает. Теперь понял, просто некогда было заняться личной жизнью по-настоящему – налево часто не ходил, а дома рутина продолжалась много лет. У него в голове работа, нет, не работа – дело в голове. А что в голове у Лены? Как считает тот же Михаил Алексеевич, у женщин в голове всегда «другая жизнь». Когда же они прошли точку невозврата? Давно, очень давно – он не помнит когда…. Почему она не сбежала от него к Сашке? Потому что у Сашки своя колея. Жена Света - дочка крупного чина в штабе Ленинградского военного округа. Так что сбежишь, но без порток останешься… А может быть их обоих устраивает быть любовниками, а муж и жена… это «святое». Он и сам иногда оправдывал такой компромисс, но сейчас, после как взял очередную вершину, оправдывать перестал. За всё время супружеской жизни у него были несколько раз связи с аспирантками, но не долго продолжались – не им давал надежду, и времени на это дело почти не оставалось. Так, вынужденно, из-за поведения Лены. Правда, заметил недавно, пару месяцев назад одну аспирантку у Соколова. Лет тридцать, пришла с производства, кажется с ЛОМО. Алексей хвалит и, похоже, не просто так. Говорит, что не замужем и даже не была, но идейная – так просто не получиться. Уйти в никуда? А потом посмотрим… По большому счёту у него жизнь только начинается, и есть блестящие перспективы. А Женька уже большой, поступит учиться – конечно, надо будет помогать, как положено. Итак, побег?
***
- Садитесь, Виталий Дмитриевич, у меня нехорошие новости для вас, - сказал Михаил Алексеевич. – Тему нашу пока не разрешили. Мотивировку дали как обычно – у нас прикладной институт МОП, а академическая наука - не главное. Так что изучать эффект Штарка без скорого выхода в результат в ближайшее время не получится. Придётся вам переключаться на магнетометры – моряки вцепились в эту тему, готовятся соответствующие решения ЦК и Совмина.
Бруевич поправил очки и добавил: – Соответственно вам обещанной лаборатории не будет. Поверьте, руководство института в данной ситуации пыталось убедить главк, однако…. Идите в отпуск в конце этого месяца, а после отпуска поговорим конкретно. Но есть и хорошая новость – полетите через три дня на конференцию в Новосибирск. Аграновский «заболел» (здесь шеф показал руками кавычки), и я решил послать вас. Будет доклад известного вам Джексона, очень близко к теме вашей докторской. Американцы что-то накопали с эффектом Штарка, почитайте тему его доклада и подготовьтесь по другим публикациям.
- Я в курсе,-ответил Виталий, - если что пропустил, то только в журнале за последний месяц.
- Возможно, если будут продолжаться американские публикации, через пару лет вашу тему удастся вернуть – обнадёжил Михаил Алексеевич. - Ну, и должен вас предупредить конфиденциально, чекисты сильно озабочены этим Джексоном. Директор мне намекнул, что тот Аграновскому делал предложения. Аграновский не сообщил, как положено, так что смотрите….
Виталий всё понял про «болезнь» доктора физико-математических наук, учёного секретаря Семёна Аграновского, который почти свободно владел английским и часто ездил на международные научные конференции.
Он прогулялся до метро пешком…. Итак, момент истины. Жена – шлюха, тему закрывают, лабораторию не дадут. Теперь понятно, почему так быстро отвязались с вступлением в партию. Магнетометры его совсем не интересует, а насчет отказа от применения эффекта Штарка для модуляции лазерного излучения они ещё пожалеют, но время видимо для этого понадобится. Как долго терпеть? И заниматься чем-то другим не хочется, невозможно….
Дома теперь молчали, говорили только с Женей, который почувствовал охлаждение между родителями и бросал часто то на мать, то на отца беспокойные взгляды. Виталий вскоре слетал на конференцию, встретился с Джексоном, сумел впихнуть в тезисы своё короткое выступление. По возвращению он объявил в семье, что отпуск проведет в Абхазии полевым рабочим геологической партии.
Улетал в воскресенье вечером. Поговорил с Женей и молча прошёл мимо стоящей в прихожей Лены.
- Так и улетишь? – спросила она, - мне теперь когда отпуск брать?
- Мне всё равно.
«Кажется, Лена начала понимать, что уже сейчас предоставлена своей судьбе – наверно, для женщины это страшно» - подумал Виталий. Он закинул рюкзак на плечо и хотел открыть дверь.
- Подожди, я согласна.
- На что согласна? Он задержал руку на ручке двери и повернулся к жене.
- Согласна на второго ребёнка. И с Сашей у меня ничего не было,- тихо сказала Лена.
- Прощай, - ответил Виталий, махнул свободной рукой Жене, одиноко стоящему у двери своей комнаты, и вышел из квартиры.
***
Из письма начальника геологической партии жене Виталия Лёвина:
«В 15-20 приступили к переправе по бревну через горную речку Бавю вблизи села Псху. Переправа осуществлялась с применением страховки согласно действующей инструкции. Неожиданно Виталий Лёвин, принятый в экспедицию полевым рабочим, заявил, что пройдёт бревно без страховки. Я категорически запретил ему предпринимать эти опасные действия. Однако он, невзирая на мой запрет, вышел на бревно, прошёл примерно до половины, затем потерял равновесие и упал в воду. Через некоторое время Виталий скрылся за поворотом речки, находясь на поверхности воды. Немедленно мною был организован его поиск имеющимся составом партии, который не дал результата. В связи с наступлением тёмного времени суток поиск пришлось прекратить. Я понимал тогда, что выжить в условиях бурной горной речки и низкой температуры воды практически невозможно. На следующий день поиски были продолжены сводным спасательным отрядом, но также безрезультатно. Спустя четверо суток поиски были прекращены. Тело Виталия Лёвина не было найдено».
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |
Так оно бывает у очень творческих личностей. Крушение радужных планов равно крушению жизни.