Произведение « История культуры»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 76 +2
Дата:

История культуры

Давайте поговорим   о русской культуре.

   Каждый народ считает свою культуру самой лучшей.

С утверждением согласна.  Потому, что   для любого народа его культура самая родная, самая знакомая, а потому и самая лучшая.

Но что  считаю правильным: понимать все же сравнение  российской культуры с другими, более древними, более сохраненными  и  более развитыми.

В признании    места русской культуры в мировой европейской цивилизации нет ничего плохого.

Как сложилось, так и сложилось,  гордимся тем, что у нас есть и не  приписываем себе того, чего не было, если хотим, чтобы нас уважали, а не считали  странными чудаками.

  Когда-то я писала о том, что символы русской культуры самовар, балалайка и  матрёшка не совсем русские.

 Разумеется, со мной не согласятся некоторые граждане.

Давайте разбираться вместе.

 САМОВАР.

Не мудрствуя, смотрим историю происхождения самоваров в Википедии:

Приборы такого типа давно были известны в Китае, они служили именно для приготовления горячей воды. Как китайские, так и японские сосуды для кипячения воды («хого», «цибати») имели все основные конструктивные признаки самовара: объединённые в одной конструкции сосуд для воды, жаровню для углей и трубу, проходящую через сосуд. «Издавна самоварные устройства известны в Иране. На археологических раскопках в Азербайджане (село Дашуст, район Шеки) обнаружены глиняные самовары, возраст которых составляет не менее 3600 лет». Остатки медного самовара были найдены в развалинах поволжского средневекового города (Бельджамен?; ныне — Дубовка). По всей видимости, он был булгарского (домонгольского?) производства" (с)

  Почему самовар не мог быть русским изобретением точно?

Потому, что он употреблялся для приготовления чая! А чай появился в России  в 17 веке, в народное употребление  вошел только в  первой  половине 19 века!

 Не пили россияне чая до этого времени! 

В середине 18 века самовары  стали делать на Урале, а  потом родиной самоваров назвали Тулу.

Широкое производство самоваров началось в 19 веке.  Россияне творчески пересмотрели  конструкцию  самоваров, придали ему современные формы и новые самовары стали в мире символом  России.

 Фиксируем: это творчески переосмысленное ЧУЖОЕ изобретение, которое завезено  в Россию в 17-м или в начале 18 века.

 
БАЛАЛАЙКА.

У происхождения этого слова есть две версии: тюрское от слова "бала" - ребенок.

В русском языке очень много слов тюркского происхождения. Однокоренные слова :  башмак, батрак, балда,  баклажан, балаган, балагур, баламут, багатур. (с)


Русская версия: слово произошло от "балабайка" - общее происхождение со  словами  балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. (с)

"Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века.
Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. В. Иванову, Ф. С. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием." (с)

  В Украине балалайки делали двухструнные  с корпусом из тыквы-горлянки.

Существует устойчивое мнение, что балалайка - модификация домры, которая была известна значительно раньше на Руси. А вот домра, скорее всего, появилась  при дворе Софьи Палеолог, 10 век.

"Тогда  из Европы в качестве придворных музыкантов завозились лютнисты, что могло повлиять на появление/модификации домры у скоморохов, которые пытались скопировать/модифицировать европейскую лютню."(с)

То есть нет точных сведений о том, что балалайка -  истинно русское изобретение. Повторяю, появилась она в России только в 17 веке.

 
МАТРЁШКА

Знаете ли вы, что первое упоминание о кукле матрёшке  появилось в 1890-х годах?

То есть уже сразу: это никакой не символ древней  русской культуры.
  Существуют легенды, что идею куклы, состоящей из складывающихся одна в другую кукол, завезли из Японии.

То есть была фигурка буддистского святого Фукуруджи, которая разнималась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок. Всего фигурок оказалось пять. Японский образец стал шаблоном для русской матрешки.
Это версия.

Поскольку  разъемная игрушка по типу матрёшки появилась в Японии тоже в конце  19 века, нельзя точно  утверждать, кто у кого позаимствовал идею.

Нет  точных доказательств, а потому оставляем вопрос открытым.

Но фиксируем, что и матрешка не пришла к нам из глубины веков, как истинно русское произведение.

Я уже писала,  что даже то, что нам известно под названием "Русские народные сказки",  собраны и, скажем, упорядочены, отредактированы, во второй половине  19 века.  В своей первозданности русские сказки мало пригодны для чтения детям из-за употребления слов, считающихся  нецензурными, да и смыслы были совсем другие.


Кто назовет песню, которая была известна хотя бы в начале 17 века? Или в конце?

  А ведь были песни-былины, обрядовые песни, подблюдные, праздничные, колыбельные.

Где они все?

Что мы знаем о них?

НИЧЕГО!

Вот такое отношение в России к собственной культуре.

Ну, и коли уж упоминали о Японии, то вот пример отношения к культуре в Японии.

Все знают, что в японской поэзии существует жанр хайку. Это  трехстишия, семнадцать слогов, без рифмы, описывающие самые обыкновенные явления:  времена года, цветы,  листья дерева,  какие-то события, явления.

Для сочинения хайку требуется особый взгляд на мир:  очень внимательный и философски отрешенный.

Стихосложением в Японии занимались аристократы. Любой  самурай должен был не только мастерски владеть оружием, но и  непременно иметь успехи в искусстве стихосложения,  каллиграфии, других видах искусства.

Дамы также  должны были уметь писать хайку, танку, ренга.  Разница между ними в количестве слогов в строке и наличии или отсутствии пауз.

А при дворе  императоров устраивались турниры, и имена лучших поэтов  оставались в памяти народа.

Хайку еще называют хокку, это одно и то же.

И вот что такое древняя культура Японии,  это то, что попалось мне на глаза:  хайку Аракида Моритаке (1473-1549 г.г.):



Гляжу на водопад
Теряет взор мой остроту
Не устаю (я)
любоваться совершенством.

Обратите внимание: с 15 века сохранено имя поэта, годы его жизни и тексты его хайку!

И это вовсе не самый древний памятник.

В 1333 году возникает театр Но. Существует до сих пор. Сохранены маски основных героев театра  Но.

Это то, что весьма поверхностно  о Японии знаю я.

К сожалению нет таких памятников культуры  в России. 

Русские умудряются потерять  всё, что  было создано за не так  уж древнюю историю.

Уже писала, нет в быту русских  народных костюмов.

Украинцы сохранили свои вышиванки, они стали символом нации.

Есть народные костюмы у европейских народов и по праздникам дамы и господа их носят с огромным удовольствием.

В сохранении  предметов своей культуры,  произведений  искусства  и есть патриотизм, по моему!

 Всё остальное, а особенно  агрессивные крики, никак не заменят артефакты культуры.


 Наверное уже нельзя восстановить утраченное. Но можно сохранить то, что дошло до наших дней.
 Не разрушать ради интересов кого-бы то ни было.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама