Малабарские берега, или Посыпать всё перцем. IIIВнуково - Даболим.
Из троих друзей ( Серёжа, Игорь, Саша) женат был только Игорь, Серёжа развёлся, Саша овдовел. Так что Саша и Серёжа очень быстро собрались в путешествие, а Игорь присоединится к ним потом. А кто-то ещё может быть с ними и незримо.
Например, тот, кто очень любил горы и море. А там, куда стремятся друзья, горы сходятся с морем. В земной жизни ему там побывать не довелось.
В такие дали не доберётся даже птица-тройка Гоголя, для Индии нужен ковёр-самолёт.
Вылет самолёта производится из аэропорта «Внуково», Боинг 747, Внуково – Даболим.
Лететь восемь часов, путь неблизкий. Друзья подготовились к нему – взяли бумажные книги, плейеры с музыкой и аудиокнигами.
Но одной духовной пищи маловато будет. Поэтому друзья захватили с собой бутерброды с колбасой и сыром, жареную рыбу, помидоры, огурцы, чёрный хлеб. Ещё фундук и кедровые орешки.
Ведь в кафе и буфетах аэропорта цены издевательские, кофе с булочкой стоят триста рублей, бутылочка воды почти сотню. Поэтому необходимы домашние запасы.
А вот алкоголь, как и любые другие жидкости, в ручную кладь брать запрещается. Серёжа и Саша легко выходят из созданного затруднения.
В магазине дьюти фри большой выбор самых разных напитков. Алкогольные напитки, хотим мы этого или нет, одна из древнейших (пускай и сомнительных) ценностей человека на земле.
Во всяком случае, в любой земле, любой народ занимался их приготовлением, начиная с самых древних, диких времён. Точнее, сам переход от дикости к цивилизации по времени коррелировался с началом изготовления алкогольных напитков. Алкогольная тема в истории человечества древнее любой литературы. А вот музыка появилась вместе с алкоголем. И это была первобытная рок-музыка. Литература же пришла к людям позже.
В полёт друзьям надо что-то крепкое, в малом объёме, концентрированное.
Водку в магазине беспошлинной торговли Серёжа и Саша обходят стороной, ищут что-нибудь необычное, иностранное. Виски, пожалуй, самый популярный крепкий алкоголь за рубежом. Около тысячи лет назад ирландцы и шотландцы научились производить из ячменного солода то, что сейчас называют «виски».
У американцев избыток кукурузы, соответственно, американская разновидность виски (бурбон) из неё и производится.
Из продуктов переработки сахарного тростника получается напиток мореплавателей и пиратов – ром: «ио-хо-хо, ио-хо-хо, и бутылка рома!»
Джин впервые стали делать голландцы. Основной компонент, который определяет вкус и аромат данного спиртного напитка, это можжевельник. Первоначально, по-голландски, напиток поэтому и назывался «джиневер». Англичанам, победившим голландцев в завоевании новых земель, такой крепкий алкоголь тоже полюбился и распространился среди них уже под кратким названием «джин».
Нести «бремя белых» в Индии и дальше неё англичанам помогал джин, который способствовал борьбе с дизентерией и другими желудочно-кишечными инфекциями. Редьярд Киплинг, создавая в окрестностях Бомбея «Книгу Джунглей», хорошо знал про это.
Для противодействия малярии всем колонизаторам прописали хинин, обладающий предельно горьким вкусом. Один английский матрос решил употребить хинин вместе с джином, так появился джин-тоник. Он спас жизни сотням тысяч западных колонизаторов, а вот его изобретателя, по некоторым не задокументированным сведениям, съели на каком-то дальнем острове аборигены.
Тут стоит заметить, то, что сейчас продаётся в банках-жестянках – это современная синтетическая отрава, которая к оригинальному джин-тонику отношения не имеет.
Друзья купили для полёта классический джин Cordons London Dry: «Хэлло, мистер Киплинг, верный страж британского империализма!»
Таким образом, собрались Саша и Серёжа на современный ковёр-самолёт и про скатерть-самобранку не забыли.
…
Отметив взлёт самолёта в ночное небо глотком джина, пожелав себе и всем пассажирам лайнера благополучного полёта, друзья стали слушать музыку.
В плеере Серёжи звучал битловский «White Album». Почему Серёжа слушает его? Потому что битлы интересовались музыкальной культурой Индии, особенно Джордж Харрисон, который хорошо освоил игру на ситаре, древнейшем национальном струнном инструменте. Учителем его был Рави Шанкар - всемирно известный ситарист и композитор, знаток индуизма и музыкальной культуры Индии.
А ещё потому, что большинство композиций альбома написано весной 1968 года в Ришикеше. Ришикеш – это глубоко почитаемый всеми индуистами город на священной реке Ганг. Битлов туда пригласил гуру Махареши Махеш Йоги – основатель трансцендентальной медитации.
Идиллии там, правда, не вышло, не получилось. Не всё понравилось битлам, да и Махариши святым не вышел. Он возжелал кого-то там из сопровождавших битлов дам… И практики духовные на этом прекратились, битлы домой скорее воротились… И принялись за знаменитый свой альбом…
Тут буйство эмоций, мыслей и стилей - классические баллады и первый хард-рок, шизофрения Revolution 9 и непринуждённая весёлость: Обла-ди-обла-да!
А начинается Белый альбом с рёва авиационных двигателей, с перелёта – первая песня – Снова в СССР. Только ушли безвозвратно те времена, больше никто никогда не попадёт уже в эС-Сэ-Сэ-эР.
Саша слушает Led Zeppelin, их шедевральный альбом «Physical Graffiti». Альбом очень старый, но верный, классический, и для дальней дороги подходящий – большой, двойной.
Он интересен ещё тем, что создавался после того, как Роберт Плант и Джимми Пейдж посетили в 1972 году Бомбей, город, на который Саша и Серёжа тоже решили посмотреть. Прежний Бомбей, теперь Мумбаи, гигантский, поразительный город контрастов, где в совершенно разных условиях (одни на вершинах достатка и благополучия, другие в пропастях нищеты) живут почти 20 миллионов человек.
А в далёком 1972 году (когда Серёжа и Саша учились во 2 - 3 классах школы и о Лед Зеппелин ещё не знали) Плант и Пейдж учились в Бомбее игре на ситаре, общались с музыкантами – живыми хранителями индийской музыки, которой уже пять тысяч лет. Да-да, ведь её истоки ещё в доарийском, дравидийском наследии.
В VI альбоме Цеппелинов мы слышим синтез музыкальной культуры Запада и Востока. Особенно это проявляется в легендарной композиции «Кашмир», посвящённой трагедии в этом северо-западном штате из-за военного конфликта Индии и Пакистана.
Почему стремящиеся в Индию друзья слушают преимущественно рок, а не классическую индийскую музыку? В роке – нерв современной жизни, рок эмоционально соединяет не только Восток и Запад, но и седую древность с днём сегодняшним. Рок волнует человеческую душу до самых тайных глубин. Рок - это музыка бунта и прорыва, индийские тигры в гитаре!
Напрасно начинают рок от музыки афроамериканцев, хотя их большую роль никто не отрицает, его истоки значительно раньше. Рок-музыка зародилась ещё тогда, когда полудикие племена пели и плясали перед своей добычей или торжествовали победу над врагом. Рок - это рёв хищника, завывания бури, гул прибоя...
Рок - это пламя на ветру, это на грани жизни и смерти, это Бах и Бетховен... А ежели органа нет, возьмите просто бубен! Минимум инструментов, максимум эмоций!
Послушав музыку, друзья читают, а потом с полувзгляда друг друга понимают, тем более что милые стюардессы катят по проходу тележки с едой и напитками. У предусмотрительных Саши и Серёжи есть чем разнообразить предлагаемое им скудное меню.
Они просят у стюардессы апельсиновый сок, чтобы запивать им джин, ещё берут горячую курицу, остальное у друзей с собой.
Саша тостует за счастливый вояж, можжевеловый напиток обжигает нёбо друзей-путешественников. Они выпивают, закусывают, беседуют.
Серёжа рассказывает, что Джон Киплинг, отец Редьярда, служил профессором архитектуры в Школе искусств Бомбея и слыл отличным знатоком истории и культуры Индии. А его мать писала талантливые рассказы и очерки.
Мать очень тяжело рожала Редьярда, роды затянулись на 6 дней, возникли опасения о жизни и матери, и ребёнка. Известно, что роды благополучно разрешились после того, как любившие семейство Киплингов слуги-индусы принесли козла в жертву богине Кали.
Саша вспоминает о несчастливой, в целом, судьбе великого писателя, о ранней гибели его дочери, потом и сына. Да и сам Джозеф Редьярд Киплинг умер в 70 лет от прободения язвы, чему наверняка способствовал длительный нервный стресс.
Серёжа и Саша поднимают по стаканчику джина за Киплинга, не чокаясь, хотя Россию, как, впрочем, и всё, что за пределами Британской империи, он, втиснутый в англосаксонские имперские ножны, никогда не жаловал.
Ну что же, как говорится, Бог ему судья, но за его талант поднимут тост друзья!
Серёжа говорит что, конечно, англичане жестокие колонизаторы, беспощадные завоеватели и эксплуататоры, но без них современная Индия, к сожалению, уже не представима. Что даже английский язык для индийцев теперь имеет огромное и непреходящее значение, которого не смог достичь хинди. Он вспоминает о национально-освободительной борьбе индийцев и Махатме Ганди, который утверждал: «Принцип око за око – делает весь мир слепым».
IV.
|