Простое, односложное слово «волк», а произнести его мысленно или вслух – оно заиграет многими оттенками. Для человека волк – олицетворение свободы, дикости, свирепости и кровожадности. Немного живых существ одним своим названием рождают в человеческой душе столько глубоких эмоций.
За грибами в лес с нами увязалась большая чёрно-белая дворняжка, она-то первая и почувствовала опасность. Собака сначала забеспокоилась, стала нервно принюхиваться, потом замерла на месте, припала к земле, стараясь стать невидимой и неслышимой. Очень скоро и мы поняли причину такой неожиданной паники: из оврага через кусты выскочил волк. Всего несколько мгновений видели мы его – огромного, с клокастой серо-бурой шерстью, с большущей головой и сильными, стройными лапами,- но встреча запомнилась навсегда.
Быстрыми, лёгкими шагами зверь пересёк полянку и скрылся в густом ельнике, а мы надолго застыли в полной неподвижности – такова была сила мимолётного впечатления: хищник исчез, но остался незримо в душах людей. И хотя волк не принёс нам никакого вреда, сразу вспомнилось определение – лютый. Не зря, значит, дали люди зверю такой нелестный эпитет.
Волк – могучий, дерзкий, беспощадный хищник. Его мощные челюсти с крепкими, острыми зубами – страшное оружие. Его сильные, неутомимые лапы созданы для длительного бега, недаром сложилась пословица: «Волка ноги кормят».
Известно, что за ночь в поисках пищи волки могут пройти семьдесят – восемьдесят километров. Вес волка – около пятидесяти килограммов, а наиболее крупные экземпляры достигают восьмидесяти.
Самые мелкие звери – степные, а чем дальше к северу, тем более крупными размерами отличается волк.
Несмотря на название «серый», окрас шерсти у волка очень разнообразный: от почти чёрного до белого у полярных волков. Шерсть зимой очень густая, не страшна никакая стужа. Важную роль играет и пушистый хвост. В мороз звери спят, свернувшись плотным клубком, нежный нос прикрывают хвостом и вдыхают через него уже не такой холодный воздух. На бегу хвост держится опущенным вниз – «поленом», как говорят охотники. Поднятый хвост - всегда признак возбужденности волка, его настороженности или агрессивности.
Охотятся волки преимущественно ночью, и кровожадность их порой не знает предела. Напав на стадо беззащитных овец, в горячке резни они стараются никого не оставить в живых. При случае волк может проглотить почти пуд мяса, а нет добычи – стойко переносит длительный голод. В Европе именно волк был для человека самым опасным хищником. А из домашних животных ни корова, ни лошадь не застрахованы от волчьих зубов.
В лесу хищники стаей нападают на лосей, кабанов, иногда даже на медведей. Статистика прошлых лет свидетельствует об огромном ущербе, который волки наносили домашним и диким животным. Но самое страшное не в этом. Голодный волк не остановится и перед тем, чтобы напасть на человека, и в древние времена тысячи несчастных заканчивали свою жизнь в волчьей пасти. Достоверные источники повествуют, как многие случайные путники, крестьяне, лесники становились жертвами волков. По свидетельству французских летописей, Волк Геводон растерзал сто двадцать три человека. За точность цифры ручаться трудно, но сам факт людоедства неоспорим.
Поэтому волк в средние века был в Европе для человека врагом номер один. С хищником велась настоящая война, и на территории большинства европейских стран волка окончательно истребили.
Кроме действительных случаев нападения волка на человека, огромную роль сыграли и мистические мотивы. В средние века широко распространилось и поддерживалось христианской церковью поверье, что под влиянием дьявольских сил человек ночью мог превращаться в волка и проливать кровь безвинных жертв.
В германской традиции оборотней называли вервольфами, в славянской – волкодлаками. Остановить таких исчадий ада могла только освящённая серебряная пуля. На эту тему поставлен красочный польский фильм «Волчица».
Согласно русскому колдовскому заговору, для того, чтобы стать волком-оборотнем, нужно было пойти в полночь в лес, вонзить с заклятиями в еловый пень нож и перекувырнуться через него. Страшным проклятием считалось, если колдун подбросит в чей-то двор подпаленную, заговоренную волчью шерсть. А ещё существовал простой способ остановить свадебный поезд или ещё какой-нибудь неугодный выезд. По пути его следования ворота, дорога обмазывались жиром волка, и чуткие лошади в ужасе останавливались, дрожали, брыкались, несли вспять. В практике европейской магии на волчьей шкуре изображались чудодейственные знаки и изготавливали волшебные талисманы, которые носили на шнурке, сплетенном из волчьей шерсти.
Под влиянием распространённых в обществе суеверий некоторые люди вводили себя в трансовые состояния и как бы становились оборотнями, кодировали свою психику до состояния близкого к волчьему. Инквизиция не дремала, вовсю пылали костры. Очень мрачными были взаимоотношения между человеком и волком в период средневековья.
Вспомним и сказки западноевропейских авторов: английскую «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят» братьев Гримм, «Красную шапочку» Шарля Перро. Правда, во французском варианте «Красной шапочки» Перро намекает, что девицам стоит опасаться волков не только настоящих, но и двуногих. В русских народных сказках волк тоже практически всегда персонаж отрицательный. Литература для взрослых, «готические» романы волчью тему обыгрывают исключительно в чёрных, сатанинских красках.
Но история знает и другое отношение к серому хищнику. Многие племена связывали своё происхождение с волком. Борте-чино(сивый волк) считался родоначальником монголов. Подробное изображение этого мифа есть в монгольском эпосе тринадцатого века «Сокровенное сказание». В ещё более ранних китайских летописях рассказывается, что все предки тюрок погибли от рук врагов, в живых чудом остался один мальчик. Мальчика вскормила волчица и стала его женой, и от них взяло своё начало великое племя.
По персидской легенде, знаменитый царь Кир был вскормлен волчицей. А самый известный образ – Капитолийская волчица, которая вскормила основателей вечного города Рима братьев Рема и Ромула. В мифах древних кельтов, германцев волк – образец смелости, отваги в бою, силы и ловкости. Волки Гери и Фреки сопровождали скандинавского верховного бога Одина.
А много раньше древние египтяне почитали бога в волчьем облике под именем Упуат, которого называли передовым бойцом великого Осириса.
Своих воинов-героев люди сравнивали с волками, а боевую дружину – с волчьей стаей. Отряды отборных воинов надевали шкуры серых хищников как знак отличия.
Вернёмся теперь к литературе, вспомним «Книгу джунглей» Редьярда Киплинга. С детства нам известен мудрый, благородный и смелый Акела, вождь волчьей стаи, в которой воспитывался Маугли. А русская сказка «Иван Царевич и Серый Волк»! В ней хищник становится справедливым и всемогущим покровителем человека, спасает его от всех бед. Все знают картину русского живописца Васнецова по сюжету сказки. Зададим же себе вопрос: «Почему древний человек с таким почтением относился к волку?» Ответ прост: тогда люди жили бок о бок с хищником и верили не досужим россказням, а тому, что видели своими глазами.
Как мы уже говорили, волки отличаются силой, выносливостью, смелостью. Кроме того, они обладают развитыми умственными способностями. Очень слаженно они действуют на охоте: одни гонят жертву, другие предугадывают её путь и бегут наперерез. Сытые звери любят поиграть, порезвиться, они очень любопытны и наблюдательны.
Волки – стайные животные. Основу стаи составляют матёрые самец и самка, которые соединяются на всю жизнь. Вместе с ними бродят прибылые щенки, а также молодые волки из предыдущих помётов. В стае существует строгая иерархия, и всякий знает своё место, поэтому бесцельных драк не возникает. Чтобы люди не обнаружили беспомощных волчат, волки никогда не охотятся вблизи логова.
Самец приносит волчице и волчатам мясо (отрыгивает его из собственного желудка), а потом принимает активное участие в воспитании подрастающего потомства. Для общения между собой у волков существует целый язык мимики, телодвижений.
Но особую роль играет, конечно, волчий вой. Для человека это просто жуткий тоскливый вопль, но волки с его помощью отлично общаются, передают важную и разнообразную информацию.
Мне довелось видеть, как старый лесник подвывал волков. Он присел на корточки, закрыл ладонями рот и первые звуки устремил в землю, потом, прикрывая ладони, он запрокинул голову к небу, и басовые ноты перешли в тонкие тоскливые переливы.
Действительно, мороз пробегает по коже от таких звуков. Но хищники свой ответный голос тогда не подали, то ли далеко ушли, то ли сознательно молчали, потому что уловили малейшую фальш и не поддались обману.
Вопреки распространённому в сказках мнению о глупости волка, на самом деле они проявляют порой чудеса сообразительности. Достаточно вспомнить такой случай. Волков в тундре расстреливали с вертолёта; им некуда скрыться, они обречены. И вдруг матёрый волк исчез из виду, словно сквозь землю провалился. Охотники недоумевали, кружили над тундрой и лишь через некоторое время заметили, как волк встал на задние лапы и прильнул всем телом к одиноко стоящему дереву. Люди не пощадили умного зверя, раздался винтовочный выстрел, и живое совершенство мёртвым телом рухнуло на снег.
Охота на волков – особая, очень обширная тема, поэтому коснёмся её лишь бегло. Во времена Людовика XV для уничтожения волков собирали целую армию, так европейская знать не хотела делиться с ним ланями и оленями. Хищников травили ядами, ловили капканами, спускали на них своры собак, стреляли из арбалетов и мушкетов. В современное время, как уже говорилось, полярных волков расстреливают с воздуха, преследуют на снегоходах. Но это уже, без сомнения не охота.
Особой красотой и поэзией отличались «отъезжие поля» русских дворян, когда гончие выгоняли волков из леса, а в поле зверей брали « по месту» борзые. А на степных волков охотились с ловчими беркутами. Иногда всадник на быстром коне преследовал волка и убивал его ударами нагайки в голову.
В России во времена, когда волков было множество, добывали их таким своеобразным способом. Зимней ночью охотники садились в сани и ездили по глухим просёлочным дорогам под светом луны – «волчьего солнышка». С собой брали поросёнка и время от времени дёргали его за уши. Привлечённые жалобными криками поросёнка голодные волки, забыв осторожность, гнались за санями и попадали под выстрелы.
Охотились на хищников со стаями отборных, хорошо пригнанных русских и англо-русских гончих. И, наконец, на волков охотились окладом, окружив место их пребывания верёвкой с красными флажками. Как тут не вспомнить Владимира Высоцкого:
«Идёт охота на волков, идёт охота!
На серых хищников – матёрых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков».
Охота на волка из-за его сообразительности, осторожности, изворотливости очень сложна, и сейчас можно по пальцам пересчитать людей,
| Помогли сайту Реклама Праздники |