Ум и разум
Ум в совокупности с перцептивной системой обеспечивает человека способностью различать, распознавать или осознавать предметы окружающего мира, поэтому допустимо считать, что он осуществляет интуитивный способ существования. Опираясь только на сигналы, поступающие от органов чувств, ум по своей природе фактически связан с высшими силами. Разум же анализирует и рационально всё оценивает с точки зрения необходимости или возможности для использования, поэтому его функцией является решение вопросов непосредственно связанных с жизнедеятельностью человека.
С самого появления на планете, то есть многие миллионы лет, отдавая предпочтение уму или интуиции, человек слабо использовал свой разум. Он жил в единении с природой, не зная ни добра, ни зла, что и было состоянием рая. Нынче это принято рассматривать как примитивный образ жизни первобытного человека, причем с момента своего появления на планете. В отношении него ошибочным является научный термин homo sapiens, который понимается как разумный человек. Нет, это человек владеющий знаниями, оперирующий ими.
Так продолжалось до событий в саду Эдема, когда человек, отдав предпочтение познанию (добра и зла), отказался от прежнего миропонимания. Этот момент в нашей истории настолько важен, что по настоящее время бытует выражение - ум за разум зашел, то есть разумность затмила ум и стала превалировать в человеке. Так появился новый человек, к коему относимся все мы, названный наукой - homo sapiens sapiens. Но и это неправильное определение, потому как человек нашего вида является homo ego sapiens.
На самом деле наши пращуры невольно избрали в саду Эдема этот жизненный путь, в котором заключался совершенно иной образ жизни, но всё же где-то глубоко в подсознании мы до сих пор ощущаем себя теми прежними и стремимся тем или иным образом ощутить далеко до ветхозаветное состояние. Что ж, случилось то, что случилось и ничего теперь изменить нельзя. Важно только помнить, что нынешняя наша форма разумности и уровень сознания является следствием грехопадения, из чего делать правильные выводы. Но есть тут ещё один интересный момент.
Так как с началом Адамовой эпохи люди устраивали свою жизнь, в большей степени полагаясь на разум, то именно это стало причиной зарождения и развития нашей цивилизации. Следовательно, в самой своей основе цивилизация является порочной. Если же современный человек, то есть каждый из нас, отдает предпочтение разуму и тем самым заглушает в себе ум в части внутреннего голоса или интуиции, то именно его в большей степени необходимо считать умственно отсталым или вообще сумасшедшим. Таким образом, наша цивилизация являет собой безумный мир людей на планете, что подтверждается состоянием природы. Странно лишь то, что в принципе понимая это, наш разум не принимает как факт, что каждый из нас есть неотъемлемая часть природы, а потому вместе с природой мы уничтожаем и себя. Если это не безумие, то что?
С другой стороны такое наше поведение вполне объясняется тем, что пока ни один сумасшедший не признал себя таковым. В вывернутом наизнанку мире именно такие люди считаются нормальными, а аномальным или ненормальным считается тот, кто отказывается следовать общепринятым нормам поведения общества, отрицая приоритет разума над чувствами. Разумеется, в общей массе очень мало людей, у которых ум однажды вытаскивает из подсознания информацию об истинной природе человека и заставляет задумываться о происходящем в окружающем его обществе. (Послесловие 1.)
Люди работают в той или иной сфере и, по большому счету, неважно, где и как. Главное, что они работают, то есть регулярно и без тени сомнения ходят на работу, исполняя свои служебные обязанности. Нравится или нет, это стало не только обыденностью, но жизненной потребностью практически каждого на планете. Зачем люди ходят на работу? Чтобы зарабатывать деньги. А для чего нужны деньги? Для жизни…. Только ведь крайне мало тех, кто работает ради пропитания, чтоб утолить голод (вспоминая приведенный ранее сюжет о незадачливом охотнике). Как правило, преодолевая в себе неудовлетворение и даже отвращение к своей работе, силой вытаскивая себя по утрам из пастели, мы всё же стремимся заработать больше денег для хорошей жизни, то есть комфорта в быту и возможности удовлетворить себя разного рода развлечениями. В общем – для удобной жизни. (Послесловие 2.)
Но куда больший и в то же время неосознаваемый парадокс, когда люди фактически понуждают себя работать, чтоб затем иметь возможность поехать куда-либо отдохнуть. Только возвращаясь с этого так называемого отдыха, многие вовсе не чувствуют себя отдохнувшими, а более уставшими и измученными. Какой же смысл исполнять ненавистную работу, чтоб потом на курортах ещё больше уставать? Конечно, есть люди, которым нравится ублажать своё тело, днями валяясь на пляже под лучами теплого летнего солнца. Есть и те, кто стремится больше увидеть, больше узнать о тех местах, где раньше не бывали, что является своего рода легким вариантом, потому как такие желания, в конечном счете, удовлетворяются. В основном же стремятся «отдохнуть» где-нибудь в Турции, на островах и вообще за бугор, с целью запечатлеть себя там на фото или видео, а затем продемонстрировать окружающим, что они на уровне, не хуже других, то есть продемонстрировать значимость в своей среде.
А каково при всем при этом отношение людей к тем, кто однажды осознал, что наша жизнь является лишь большой глупостью? "Суета сует, - сказал царь Соломон, - суета сует: всё суета. Что пользы человеку от всех его трудов, над чем он трудится под солнцем?... (Послесловие 3.)
Само собой возникает вопрос, можно ли говорить о безумии или сумасшествии Доменико, впрочем, как и о произошедшем с Моной? Конечно же, ни он, ни она не сошли с ума и не бредят. Просто при определенных обстоятельствах их рассудок отступил на задний план, уступив место чувствам. Душевная боль Доменико, по причине сопереживания и сочувствия к людям даже в том случае, когда те сами не осознают происходящее с ними, относится к высоким чувствам. Что касается Моны, то с ней ситуация несколько иная, однако и тут высокие чувства затмили разум. Хорошо ведь известен тот факт, что рассудок туманится с таких ситуациях, потому как невозможно рассуждать, когда высокие чувства овладевают человеком. (Чудо)
Таким образом, по рассмотренным случаям совершенно неправомерно использовать понятие сумасшествие или безумие. Наиболее подходяще характеризовать такое состояние человека потерей или помутнением рассудка, одной из причин которого вполне мог быть внутренний психологический протест нынешнему устройству общества. А что касается так называемых нормальных или здоровых людей, коих подавляющее большинство, то им попросту чуждо поведение человека, если оно выходит за рамки существующих норм в обществе. Но в этом есть и более интересный момент - у власть имущих такие люди вызывают большее беспокойство, чем закоренелые преступники – бандиты, убийцы, насильники. (Послесловие 5.)
Что правда, то правда! Жалкие уголовники не вносят в общество смуту. Такие субъекты теперь являются довольно популярными персонажами в современной киноиндустрии. Беспокойство властителей заключается как раз в том, чтоб не нарушались столетиями выстроенные ими те самые «нормы» и осуществляемая в их рамках жизнедеятельность, то есть общий принцип отношений в мировом сообществе. А в чем состоит базовый принцип нашей цивилизации? Конечно же, в развитии, как основной форме её существования. О том, кому и зачем понадобилось формировать наше представление о жизни именно такой необходимостью, разговор был в другой главе, где рассматривается вопрос развития общества в целом. А что касается отдельно взятой личности, то вопрос развития имеет несколько иное значение. (Послесловие 6.)
И так, интеллигентная, эрудированная, умная женщина жила в принципе ничем особо не выделяющейся жизнью. Очевидно, у неё была природная склонность к чтению для накопления интеллектуальных знаний, что в совокупности с аналитическим умом делало её приятным собеседником. Всё это давало возможность выполнять более подходящую для женщины работу, которая в то же время была интересна ей самой. В общем, насыщенная и в полной мере устраивавшая её жизнь, но так как …всему на свете выходят сроки… (Высоцкий) и её время тоже закончилась. К чему приводит подобного рода образ жизни и какова её целесообразность с точки зрения конечного результата, будет рассмотрено позже, а пока второй пример, который на первый взгляд кажется диаметрально противоположным. (Послесловие 7.)
Интеллектуальное развитие этой героини трудно оценить, ведь она даже газет не читает. Но разве можно считать это недостатком, ведь героиня этого фильма по всему счастлива в своей жизни. А что является показателем счастья? Почему, собственно говоря, о первой женщине нельзя сказать, что она тоже была счастлива, если в полной мере довольствовалась своим образом жизни? Тогда получается, что никакой уровень разума homo ego sapiens не может быть помехой для счастливой жизни. Но почему тогда в нашем цивилизованном, а теперь уже и интеллектуально более развитом обществе, в большинстве своем люди не ощущают счастья, то есть чувствуют себя несчастными или, по меньшей мере, неудовлетворенными своей жизнью?
Для ответа на этот вопрос нужно выяснить нечто общее, что имело место в жизни тех героинь из фильмов, впрочем, как и у людей в окружающей нас действительности, чей образ жизни схож с ними. Как уже отмечалось, говорить об интеллектуальном развитии таких женщин, в чем, прежде всего, подразумевается накопленный информационный багаж, даже бессмысленно, так как он будет явно в пользу первой. С другой стороны, разве у второй мало своей накопленной информации, что принято считать жизненным опытом? Да, она иного рода и потому даже в количественном плане её трудно сравнивать, но всё ж такого рода информация более необходима человеку для жизни как таковой.
Теперь давайте посмотрим на всё это с точки зрения исполнения человеком своей предназначенности, то есть в чем польза нам с вами от накапливания знаний, как своего рода информационный «багаж». Подразумевая первый случай, то есть сугубо интеллектуальный, осуществляемый посредством разума через разговор, чтение и прочее, то каков итог? (Послесловие 8.)
Герой этого фильма в полной мере прав в том, что подобного рода знания просто бесследно исчезают, а значит, никоим образом не могут нам пригодиться в период посмертного существования. Причина проста – Вечности такая информация абсолютно не нужна, а значит накапливать её в период своей жизни бессмысленно.
Что касается второго случая, то есть жизненного опыта, когда знания необходимы человеку для элементарного выживания, то разум уже задействован гораздо в меньшей степени, а в основном работает ум, то есть знания обретаются через чувства и интуицию. Такая информация была бы более полезна для нас, но Вечности она тоже не нужна и как в первом случае исчезает.
Но есть ещё третий способ обретения информации. Люди творчества (поэты,