Произведение «Почему снова фальшивит духовой оркестр?»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Псевдо научные статьи
Темы: нотыфальшьчастотачистота
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 16
Читатели: 1217 +1
Дата:
Предисловие:
название

В городском саду играет
Духовой оркестр.
На скамейке, где сидишь ты,
Нет свободных мест...


Чуть подробнее о знаменном распеве, кому интересно
Как поёт инопланетянка

Почему снова фальшивит духовой оркестр?

В I части (см. «Почему фальшивит духовой оркестр?») мы ни на шаг не продвинулись к цели, а именно: к нотации, её передаче на бумаге и последующему верному воспроизведению. Разговор шёл, в основном, о флейте, как небольшом, но весьма значимом инструменте духового оркестра.

Зато мы теперь знаем, что, играя на том или ином инструменте, музыкант, будь он профи или любитель, может фальшивить.
Обусловлено это не только несовершенством инструмента, ведь с точностью до миллиметра дырочки на флейте не просверливали, да и раструбы у медных духовых не подгоняли. Флейта могла быть хоть из золота — от этого её голос не становился обворожительней.

Значит, со всей пристрастностью смотрим на музыканта, чья грудь, чьи руки, губы, щёки, а также язык, активно участвуют в процессе извлечения звука.
Итак, ветер из I части, иначе говоря, сила дыхания, – очень важный фактор.

Значит, опять фактор «человеческий»?  

Был он или не был, этот сеньор Дореццо*, – неизвестно, но, думается, именно его следует поблагодарить за слоговые названия основных семи нот. А кто, если не итальянец? Откуда, строго говоря, пошли все музыкальные термины, как не из страны, где, кажется, каждый камешек на итальянском взморье поёт голосом Лучано Паваротти? Запоминать ноты лучше всего, используя ассоциативную память. Например:
До, ре: основа имени сеньора Дореццо (молодец, бомбино, многие позднее пошли твоим путём!);
Ми: МИнусовка – фонограмма, без голоса исполнителя... Какая-то студийнозвукозаписывающая ассоциация получилась, не обессудьте!
Фа, ля: поётся голосом Анжелики Варум a la «моя крошка»: «Ля-ля-фа – эти ноты, ля-ля-фа одиноки...» В песенке ноты одиноки, а у нас – нет, потому что между ними удачно вклинилась «соль». Ассоциация одна? Плохо, господа! Прекращаем испытывать интерес к NaCl!
Соль: и только Италия!  Che bella cosa na jurnata 'e sole** Последнее слово в переводе означает «солнечный», что, как ассоциация, намного ярче.
Си: анекдот. Ученик, лишённый музыкального слуха (или просто не сделавший открытие, что у него есть голосовые связки), бубнит звукоряд на одной, неизменной «ноте», чем-то схожей по вредности с (не)заводящимся автомобилем: «Доо-реее-ми-фааа-соль-ляяя...» Запинается, останавливается и смущённо говорит: «А «си» я не дотягиваю».
Вот так, особо не напрягаясь, мы выяснили, что ноты (простите!), звуки, которые эти ноты символизируют, можно петь.
И, конечно, многие века люди пели по нотам.

...обязано потребностью...
Про нотную запись в стародавние времена лучше спрашивать у профессора, который защитил диссертацию на тему, допустим, такую: «Особенность нотации монодического пения в знаменных распевах Древней Руси XII века». Или лучше не спрашивать. Лучше послушать. Не факт, что вас захватит, но так, чисто для знакомства.
Для справки: Знаменный распев — основной распев древнерусской монодической (одноголосной) музыки XI-XVII вв.

Далее –  цитата из специализированной статьи, найденной в Интернете, настолько хорошей, что все читаем, не имея ничего против:
«Во многом появление нот обязано потребностью человека хранить информацию о придуманной им композиции, на каком-либо носителе информации, и передавать ее следующим поколениям».

Осталось сказать, что какое-то время ноты кружили в фантазийном хаосе носителя информации, имея вид крючочков, завитушек, точек, прямоугольничков, чёрточек, пока не определились внешне и не упорядочились на линейках, опытным путём отыскав их оптимальное количество.

В городском саду играет духовой оркестр...

Если существует проблема фальши духовых инструментов, то, наверное, следует спросить: «А почему же тогда на скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест?» Ответ прост: «В городском саду играет духовой оркестр». Причём играет хорошо, громко играет, радость заплёскивается в сердце и выходит наружу глупейшей улыбкой, призванной сказать всем и каждому: мне в кайф слушать эту фальшь!

Повезло инструментам с фиксированным строем: рояль***, скорее всего, потому и считает себя королём, что каждая его клавиша поёт ровно то, что зафиксировано механизмом.
Иное дело трубач, тубист, валторнист, кларнетист, фаготист, гобоист, короче, любой духовик.

Что тут важнее – инструмент, с его воздушным столбом, температурой в нём, шириной раструба, длиной изгиба и металлом, из которого сделан, или – физиология музыканта? Ширина плеч и груди, строение и масса губного аппарата (прошу без смешков в зале –  это специальная терминология, а не приколы!), размер горла и носоглотки, количество лицевой мускулатуры... О, как прекрасен человек дующий! И не просто дующий, а дующий с чистотой... или с частотой?

Именно благодаря наличию данной характеристики звука стало возможным не только исследовать природу звучания музыкальных инструментов, но и определить соответствующие нотам звуковые частоты. Первая таблица частот звукоряда была составлена основателем электронной музыки Львом Сергеевичем Терменом. Впоследствии она неоднократно дополнялась и уточнялась другими авторами. Зачем потребовалось пускаться на поиски того, что уже существовало долгие века? Пускаться на поиски музыкального звука? Запрягать трепетную и нежную музыкальную лань в телегу?

Прогресс не стоит на месте. Даже в такой, казалось бы, далекой от математики области, какой является музыкальное исполнительство. И не замедлили появиться мастера, изобретатели, которые, уловив веяния нового времени, начали создавать электронные музыкальные инструменты, способные с математической точностью воспроизвести любой тон. Однако отложим на какое-то время разговор об электронике и вернемся к нашему исполнителю-духовику.
Любить математику музыканту не запрещается. Разрешается и не любить. Просто, обладая абсолютным слухом, необходимо точно воспроизводить на инструменте ли, голосом ли, некую мелодию... Главное, чтобы нашёлся такой же абсолютный слушатель.

Кода

Справка:
Ко́да (итал. coda — «хвост, конец, шлейф») в музыке — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения.


Для фильма «Пятый элемент» арию из оперы «Lucia di Lammermoor» исполнила оперная певица по имени Инва Мула Чако. Говорит композитор фильма Эрик Серра:
«В фильме Дива – инопланетянка, поэтому по определению она может делать вещи, для человека невозможные. Я написал партию с элементами, которые было невозможно спеть, пригласил Инву в мою студию и, показав ей партию, сказал: «Не беспокойтесь, пойте то, что сможете, а остальное я обработаю» (на компьютере-ред.). Я полагал, что там было процентов 60 того, что можно спеть. А она спела 80! На меня это произвело очень большое впечатление».
ЗЫ: Для допуска на среднее отклонение строя от высоты эталона (ля 440 Гц) П. Н. Зимин**** рекомендует диапазон 0—20 центов. Сразу два «однако!»: отклонение измеряется в центах и, как правило, доходит до 40, но у всех инструментов по-разному, потому и фальшивит духовой оркестр.

______________________________________
* На самом деле был Гвидо д'Ареццо, и нота «до» называлась первоначально «ут».
** Как прекрасен солнечный день
*** Франц.: rоуаl, «королевский»
**** Зимин П. Н. (1890-1972), муз.акустик и инструментовед
Реклама
Обсуждение
     10:50 18.07.2012
Здорово: познавательно и с неожиданной точки зрения!  
Преподавали б нам такое в музшколе - не сбежала бы я оттуда.
     21:02 13.07.2012
Да-а-а-а
Марта, а Вы молодец, захватило!
     20:45 12.07.2012
Марта! Замечательная страничка: музыка, математика, наука, фантазия - всё написано легко, без менторских ноток. Я бы даже сказала, что создается впечатление сумасшедшинки, сумасбродства, и в то же время виден огромный труд, совершённый с любовью к предмету! Брависсима!

Che bella cosa na jurnata 'e sole - (che bella cosa una giornata di sole) -
переводится с неаполитанского как прекрасен солнечный день! Про бурю в следующих строках написано.  
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама