Время от времени достоянием общественного внимания становятся эпизоды неуважительного отношения представителей молодого поколения к памяти героических предков. То Вечный огонь приспособят для реализации каких-либо неуместных месту потребностей. То потанцуют на воинском мемориале. То используют памятное место в качестве спортивной площадки. То еще что-нибудь придумают этакое. Желаний и фантазий в молодых головах много.
Скорее всего, таких действ в стране предостаточно. Просто мы о них ничего не знаем. Средства массовой информации с годами откликаются на них все неохотнее. Камеры установлены и работают не везде. Ребята, как правило, не хотят сильно засвечиваться. Кто хочет этого, тот получает шанс стать скандальной известностью с неизвестными последствиями.
Узнав о всяких непотребствах на священных для старших поколений местах, трепетно относящиеся к памяти предков, их подвигам граждане приходят в состояние страшного возмущения. Уж что только негодникам не желают! Страсти некоторое время вовсю кипят. В будоражащей истории обретается отличный повод поговорить о том, что сами-то были не такие. О наступлении времени морально-нравственного и духовного разврата. Необходимости усилить патриотическое воспитание, контроль над жизнью младых наследничков.
Ничего нового и удивительного. Всего лишь устойчиво наследуемые нами вековечные стенания старших поколений в отношении потребностей, интересов, задвигов, рвущейся на свободу молодой энергии.
Доказавшие не раз свое право на существование особенности приключений возраста во времени раскрывают перед нами удивительные трансформационные метаморфозы, отправляющие однажды молодость в изгнание и забвение. Ее яркость, беззаботность, бесстрашие, бесшабашность на каком-то этапе бытийного путешествия получает клеймо некрасивого, несолидного, неправильного и отправляется в бессознательное. Ветры оберегающего, окукливающего мысли и чувства консерватизма дуют с годами все сильнее.
Подростковому возрасту, молодости свойственно провокационно - демонстрационное поведение. Оно имеет врожденную основу и помогает особям, вступающим в жесткую, сложную жизнь, как-то выделиться, быть замеченными. Молодым хорошо знакомо влечение к известности. В них сильно стремление поднять свой статус среди сверстников. Вложиться в бунт против старшего поколения. Бросить ему вызов. Поярче презентовать себя. Быть принятыми в мир взрослых на желаемых условиях. Чтобы подвинулись там, приняли, подчинились.
Все эти приспущенные штаны, потрясающие прически, новые речевые конструкции, оригинальные увлечения - сигналы ищущие, согревающие в среде своих, разделяющие, привлекающие внимание, показывающие приход в нашу жизнь чего-то нового, ее обновляющего.
Молодежь ранима к несвободе, жаждет выделиться, получить от реальности как можно больше, лучше и, желательно, прямо сейчас. Содержание и формы намечаемого, способы и средства его реализации во многом зависят от формируемых мировоззренческих конструкций, одобряемых мыслей, желаний и отношений, поддерживаемых тенденций развития культуры общества.
Рождаем из имеющегося в распоряжении. Это понятно.
Ребята хотят сделать что-то запоминающееся, интересное, цепляющее, крутое. Сделать это становится возможным с помощью вторжения в запретное пространство, мир табу, освоения запретного поведения. Собственно говоря, именно благодаря ему и достигается пресловутая крутизна.
Не понимают что творят?
Скорее всего, особой проработки сущностной подоплеки и последствий совершаемого на сознательном уровне все же не происходит. Вполне возможно, чувствуют, что вторгаются в запретную зону. Знают, что места памяти для старшего поколения имеют определенное значение, важный, особый статус. Оспорив этот статус, можно показать себя сильными, бесстрашными. Но это не агрессивно-сознательный выпад, а разновидность игрового поведения, ориентированного на получение в случае чего не угрожающей жизни реакции.
Каждый из нас располагает некоей совокупностью поведенческих табу, ограничений, которые нельзя игнорировать. Они исполняются под угрозой неотвратимого наказания, под влиянием мозговой деятельности, требований традиций. У наших смелых экспериментаторов запреты развлекаться в мемориальных местах либо весьма слабы, либо вообще отсутствуют. Статус таких мест в иерархиях их ценностей при невысокой рассудочности, культурных пробелах и нестрашных наказаниях оставляет желать лучшего.
Считается, что это закономерно-печальный результат отсутствия воспитания современной молодежи. Что его вопиюще мало или же вообще нет ни в семье, ни в школе.
На самом деле, это далеко не так.
Молодые много перенимают через подражание, только-только начинают растрачивать запасы стремлений к чистоте, правде, максимализма ко всему, что помогает и мешает жить. Быстро растущие отлично все чувствуют, видят, понимают. В массе своей особо теплых чувств к своим предкам не испытывают. Корнями и уже ушедшими интересуются слабо. К еще живущим отношение противоречивое. Посмеиваются. Раздражаются их ограничениями. Снимают с них бабки. Выпрашивают у них тряпки. Охотно сдают в пансионаты или куда еще подальше для улучшения жилищных условий. Слушают вполуха. Что слышат – сказать трудно. Тем не менее, нуждаются в их внимании, тепле, признании, силе и опыте выживания, успешности. Сложные отношения.
Слова и дела старших часто напрашиваются на прямое отторжение. За возводящимися ими многоликими контурами повседневности пытливыми взглядами и искренними сердцами угадывается изовравшаяся, изворовавшаяся реальность. Мир предательств и всякого рода подлостей. Формальность слащавых рассуждений о ценности человеческой жизни, величии родных просторов. Жажда попыток допотопными и весьма изощренными технологиями добиться обязательной любви ко всему, что происходит, высшей жертвенности во имя того, во что не верят сами носители по сути своей вообще-то вполне правильных, красиво-возвышенных слов.
Напряженная, в целом нерадостная, тревожно-агрессивная жизнь в иллюзорных представлениях, пытающихся сформировать претендующее на правильность поведение, вызывает у входящих во взрослую жизнь весьма противоречивую гамму умозаключений и эмоций. Прожившие и пережившие многое предлагают им консервацию продуктов вакханалии мыслей и чувств авторов и жертв советского краха и постсоветского хаоса. Стараются с выгодой для себя продвинуть несвежие, объясняющие и обосновывающие происходящее продукты мозговой деятельности, обертка которых не очень соответствует начинке. Настойчиво рисуют завораживающее затаившимися в невежестве рисками будущее.
Возвращаясь к мантрам о воспитании, стоит вспомнить, что оно представляет собой процесс передачи и закрепления определенных ценностных установок, поведенческих норм, призванных входящему в мир грамотно прожить в нем стандартные жизненные этапы, чувствуя себя при этом правильным человеком. Скажете, нет этого процесса? Вовсю идет. Другое дело – что, кем и каким образом передается.
Реальность учит быть сильным, безжалостным, работающим на себя, сторонящимся политики, лояльным к государственно-общественному насилию человеком, настроенным в рамках часто субъективно декларируемых возможностей на победу, низвержение врагов, получение от жизни лучшего потребительского уровня. Нам говорят - в этом мире надо быть с когтями. Рви ткань бытия - и получишь награду. Будешь слабым - проиграешь.
В силе сила. На обочине дороги к неочевидным победам -миролюбие, нагорные откровения открывшего новый мир сердца, опора на науку, эффективность, рассудочность, объективность, честность и созидание.
Одни поколения идут на смену другим. Бросают вызов прошлому. Вторгаются в запретное. Наступают на имеющееся. Ищут минуты славы.
Кто как может.
|