Алексей Кебадзе.
Тексты о войне появились не вопреки, а именно если не благодаря, то по крайней мере - как прямое и естественное следствие войны. Не будь войны - они просто не родились бы на свет. И даже такие радикально-антимилитаристские вещи, как "На Западном фронте без перемен" Ремарка и "Похождения бравого солдата Швейка..." Гашека - дети войны. Без войны они никогда не были бы написаны, и мы не имели бы двух романов, как минимум один из которых - совершенно выдающийся. Да что там Ремарк и Гашек. Великий "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский", - как ни парадоксально, - не состоялся бы без войны. А уж законные дети войны, то есть произведения чуть менее антивоенные, её (войну), - помимо прочего, - ещё (пусть даже невольно) и героизируют, и романтизируют. И тот же Симонов, и Твардовский, и даже Толстой... Кто бы они были, не высвети их война? Так, второразрядными писателями и третьеразрядными поэтами.
Владимир Садовник.
Война,есть, как правило, явное зло и несёт определённые ценности или, точнее, антиценности. Главной из которых является ничтожность человеческой жизни. И если люди берут в свой арсенал такого рода ценности, то это будет означать, что они, ценности, появились в их сознании БЛАГОДАРЯ войне. Но если человек, участвуя в войне, отвергает ценности войны и придерживается других, общечеловеческих ценностей, то это происходит уже не благодаря, а именно ВОПРЕКИ войне.
Это же касается и творческого деятеля. Своим искусством он старается утвердить победу общечеловеческих гуманных ценностей. Конечно, тут не всё бывает гладко. Если вспомнить конкретно ВОв, то в ней были моменты, когда жизнь страны висела на волоске, и здесь появлялись такие произведения, которые могли в рамках «победы любой ценой» проповедовать и антиценности, в частности «убей немца, так как он – не человек». Но даже в таких произведениях имелось и «объяснение» бесчеловечного поведения в отношении фашистов :
«Если ты не хочешь отдать
Немцу с черным его ружьем
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем…».
В этих строках мы видим и проявление высоких ценностей. Таких, например, как жизнь жены, матери и Родины в целом.
Являются ли произведения о войне «детьми войны»? Исходя из сказанного мной, такой вывод будет неправомерным. Могу, кроме того, напомнить, что и большое произведение и большой автор появляются не благодаря какому-либо явлению действительности, а, главным образом, они есть порождение того дара, которым обладает Художник. Его работа, в том числе и духовно-нравственный отклик на те или иные события, пропускание их через сердце и положительное восприятие обществом произведения и способствуют его успеху.
Конечно, война является огромным событием в жизни отдельного человека и в целом общества. Но Художник откликается главным образом не на войну как таковую, а на поведение человека в ней. Он рассказывает о тех или иных качествах людей, анализирует их поступки, выражает своё личное к ним отношение и, так или иначе утверждая общечеловеческие (как правило) ценности, борется против войны с её антиценностями.
| Помогли сайту Реклама Праздники |