2.
В 343 (342) году до н.э. знаменитый учёный и философ был приглашён Филиппом II для воспитания своего сына Александра. Есть сведения, что в Македонию Аристотель явился не с острова Лесбос, а из Афин, где он подводил итоги своим практическим исследованиям, теоретизировал и философствовал. Это приглашение связано, конечно, с давним знакомством македонской династии с отцом философа, но в большей степени обусловлено тем огромным авторитетом, который уже обрёл в Греции Аристотель. Как уже говорилось, философ принял приглашение при условии восстановления своего родного города Стагир.
Аристотель Стагирит и Александр поселились не в македонской столице Пелле, а в уединённом селении Миеза. В компании с ними жили племянник Аристотеля Каллисфен и несколько знатных македонских юношей.
Знаменитый учёный и философ восемь лет был наставником Александра Македонского. Стагирит внушил ему, что образованный человек отличается от необразованного, как живой от мёртвого. Он учил его риторике, логике, этике, политике, математике, географии, естествознанию и медицине. Хорошо известно, что Александр Македонский навсегда сохранил любовь к медицине, обладал в ней большими знаниями и практическими навыками.
Александр изучал растения и животных, а в последствие присылал учителю редких представителей флоры и фауны дальних стран.
Бытует мнение, что под руководством Аристотеля соорудили подводный колокол, в котором Александр спускался на морское дно для изучения жизни его обитателей. Скорее всего – это легенда, но какие-то попытки, видимо, имели место в действительности.
Настольной книгой Александра стал свиток Илиады с пометками Аристотеля, который сопровождал великого полководца во всех его походах до самой смерти. Ахилл стал его любимым героем.
Учитель Аристотеля Платон описал царя-философа, управляющего утопическим полисом. Аристотель же в работе «Политика» думал о том, как управлять реальным государством. Человек реализуется в обществе, так как живёт не для себя одного. Аристотель Стагирит выделял 3 положительных и 3 отрицательных варианта правления. К правильным, преследующим цель общего блага он относил монархию, аристократию, умеренную демократию. К неправильным - тиранию, олигархию, охлократию.
При этом нельзя забывать, что Стагирит считал обязательным наличие рабов, которые существуют «от природы», удел которых – физический труд. Рабами должны быть варвары ( не эллины).
В глазах Аристотеля лучший вождь – это гомеровский герой, подобный Ахиллу, усвоивший новейшие достижения греческой цивилизации.
Влияние философа на формирование будущего великого полководца трудно переоценить, Аристотель напитал его обширными знаниями в самых разных искусствах и науках, научил его ясно и логически мыслить, приобщил к элите Эллады.
Аристотель твёрдо верил в необходимость общегреческой коалиции против Персии, а во главе её видел своего гениального воспитанника. Александр с младых лет обладал огромной энергией, железной волей, редкими физическими и духовными силами, помноженными на фанатическое честолюбие. В юности он оставался равнодушным к наслаждениям и богатству, а стремился превыше всего к войнам, власти и славе.
Персы пытали, а потом распяли малоазийского правителя Гермия, покровителя и давнего друга Аристотеля, который достойно встретил свою смерть, не покорился врагам и не поступился греческими принципами. Аристотель считал, что дружба – одна из главных ценностей в человеческой жизни. Героической гибели Гермия философ посвятил поэму- арете, превозносящую доблесть и добродетель.
Александр III стал македонским царём в двадцатилетнем возрасте после гибели своего отца Филиппа. Он усмирил волнения во Фракии, Македонии и самой Элладе, чтобы отправиться в поход на извечного смертельного врага Греции – Персию, которая недавно разорила Афины и другие города эллинов, поставила всю греческую цивилизацию на грань уничтожения. Мира между Грецией и Персией быть не могло, вопрос стоял «или – или». Впрочем, Персия была только первым этапом завоеваний Александра Великого, он хотел дойти до конца Ойкумены и доказать всему миру несомненные преимущества греческой цивилизации.
Александр приглашал в свой великий поход Аристотеля, но его знаменитый учитель отказался, и туда отправился Каллисфен. Каллисфен в походе из-за прямоты и резкости суждений впал в царскую немилость и умер в заключении, в цепях и голоде. Есть даже указание, что Македонский отдал его на растерзание льву. Вот так, своему учителю отправлять экзотических зверей, а его племянника и друга своей юности отправить на съедение свирепому хищнику.
Некоторых своих друзей и близких подвижников великий завоеватель мог в порыве гнева собственноручно убить. В походах и войнах, вдали от облагораживающего влияния своего великого учителя Александр Македонский ужасно изменился, но это уже будет совсем другая история, где жажда власти и честолюбие трансформировалось в патологическую мегаломанию, отравленную вседозволенностью, вином, физическим и духовным развратом.
После расставания со своим знаменитым учеником, великим полководцем и покорителем мира, Аристотель Стагирит отправился в Афины. Там он возле храма Аполлона Ликейского, где раньше учил Сократ, основал собственную философскую школу, которая стала известна во всём мире, как Ликей (Лицей). Ещё она известна, как перипатетическая школа, потому что Стагирит излагал свои мысли и взгляды во время прогулок. Перипатетик означает на др.греческом «прогуливающийся».
«Человек, который знает всё» - так уже при жизни называли Аристотеля, потому что он был учёным-энциклопедистом с поистине всеобъемлющим кругом знаний. Ему принадлежат сочинения по этике и художественному творчеству, по риторике, логике, политике, метафизике, натурфилософии, естествознанию, биологии и медицине…
Философ стал знаменитым учителем, преподавателем своего времени. Именно учителем, а не педагогом, ведь педагогом тогда называли раба, следящего за детьми. Он воспитал многие сотни учеников, среди которых Теофраст, Евдем, Аристоксен, Дикеарх, Птолемей, Кассандр.
Все науки Аристотель разделил на: 1)теоретические, 2)практические, 3)творческие. К первым он относил физику, математику, метафизику. Ко вторым – политику и этику, так как благодаря им строится жизнь государства. К третьим он относил все виды искусства, риторику и поэзию.
В сочинении «Поэтика» философ пишет о катарсисе, что значит по-гречески «очищение», как о возвышающем эстетическом воздействии искусств на человека. Трагедия через страх и сострадание способствует очищению аффектов, подобным образом влияет на человека и музыка.
Аристотель Стагирит представлял философию как науку, которая стремится к систематическому, строгому, доказательному знанию. Стагирит отвергает платоновскую теорию эйдосов – сверхчувственных, трансцендентных идей. Место «эйдоса» в его учении занимает «форма», как сила, которая преобразует материю. Именно Аристотель ввёл в философию термин «материя» (буквально: лес, строительный материал) как обозначение субстрата, который в основе всего сущего. Форма – это действующее начало, переводящее потенциальное бытие в действительное. Любая вещь в природе получается в результате взаимодействия материи и формы.
Аристотель в «Метафизике» и других работах называет 4 главных причины или первоначала: материя – «то, из чего», форма – «то, что», производящая причина – «то, откуда», цель – «то, ради чего».
Философия Платона представляет собой классический образец объективного идеализма, учение Аристотеля – это движение к материализму, за что его так уважали через две с лишним тысячи лет Маркс, Энгельс, Ленин. Карл Маркс назвал Аристотеля величайшим мыслителем древности. Философию Аристотеля, если исходить из категорий «идеализм» и «материализм» нельзя отнести к материалистической, её следует назвать дуалистической.
Взаимодействие материи и формы осуществляется в результате движения. Бог или перводвигатель - конечная цель всех видов движения и всех форм жизни. Суть деятельности божественного перводвигателя состоит в мышлении как безграничной деятельности, не обусловленной ничем материальными и являющейся полной осуществлённостью – энтелехией.
В трудах философа хватает неясностей и противоречий, что дало христианским средневековым схоластам пищу для разных угодных им интерпретаций. Особенно известен замалчиванием материалистических идей Аристотеля и приспособлением аристотелизма для основания христианского вероучения католический теолог Фома Аквинский.
А за несколько веков до того учение Аристотеля широко использовалось арабскими учёными, которые стали связывающим звеном между античным миром и средневековьем. Как видим, аристотелизм оказал огромное влияние на развитие всей мировой научной и культурной мысли.
Но вернёмся во времена Аристотеля. В 323 году до н.э. в Вавилоне скоропостижно скончался Александр III Македонский. Он умер на пороге своего 33-летия, причина смерти точно не известна, существует много различных версий, останавливаться на которых здесь не будем.
За смертью Александра Македонского тут же последовал распад созданной им империи. Афины, которые считали его варваром и узурпатором, отреагировали антимакедонским восстанием.
Аристотель Стагирит для афинян и раньше был метеком, то есть пришлым, чужаком. А теперь ему, конечно, в большую вину поставили близость к умершему Александру. Формально поводом для обвинений послужило его давнее восхваление Гермия, в котором он воздавал тому почти божественные почести. Теперь афиняне посчитали поэму-арете на гибель Гермия кощунственной, богохульственной.
Такие обвинения могли закончиться самым трагическим образом, вспомним совсем недавний смертный приговор Сократу.
Аристотель предпочёл удалиться из Афин – «хочу избавить афинян от нового преступления против философии».
Стагирит был вынужден оставить Ликей на своего талантливого и любимого ученика Теофраста и отправиться в город Халкиду на родину матери остров Эвбей. За философом в изгнание последовало много его преданных учеников.
Но жизнь Аристотеля там долго не продлилась из-за прогрессирующего тяжелого заболевания желудка, а не в результате самоубийства, о чём распространялись ложные слухи. Земная жизнь философа закончилась в 322 году до н.э. ( 3 год 114 олимпиады по древнегреческому исчислению) в Халкиде Эвбейской. Его прах перенесли для захоронения в склепе в родных Стагирах. До наших дней захоронение не сохранилось, да и от самих Стагир почти ничего не осталось.
Аристотель говорил, что жизнь философа должна быть постоянным приготовлением к телесной смерти, к освобождению души. Он умер в возрасте 62 года, искренне веря, что «смерть тела – воскрешение души к вечной жизни».
XXVI.
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |