1.
Примерно год назад я стал посещать сайт профессора Дугина. Мне было интересно, какими проблемами на текущий момент озадачен наш знаменитый философ?
Как выяснилось, Александр Гейлевич, среди прочего все еще продолжал осмысливать идею Евразийства. На эту тему он в свое время написал книгу «Четвертая политическая теория», где показывал отличия Русского Мира от Западной Цивилизацией и предлагал вести беспощадную борьбу с идеологией либерализма. Но, похоже, Дугин не считал книгу завершенной, и потому на страницах сайта время от времени публиковал все новые соображения и идеи по поводу «злого рока человеческой цивилизации», каковым именовал либерализм. Одна из таких идей философа мне показалась достаточно примечательной, тем более, что Дугин повторял ее снова и снова. Было ясно, что он придавал ей некое решающее значение. «Нам необходимо взломать код Западной Цивилизации», - твердил профессор с маниакальной настойчивостью.
Поначалу эта идея мне показалась странной. Что это за код такой? Он что, вроде ключа к сейфу? И зачем он нужен? Неужто Дугин намерен как-нибудь ограбить западную цивилизацию или хочет изменить ее код, чтобы закрыть доступ к ценностям либерализма? Да и существует ли такой необычный ключ?
Однако азарт, с которым пытались решить поставленную задачу участники сайта, свидетельствовал о том, что проблема кода актуальна и достойна самых серьезных философских размышлений. Правда, ни одно из решений своих поклонников Дугина не устраивало. В лучшем случае, в качестве кода предлагалось рассмотреть «доллар» или «рынок». Однако эти версии не выдерживают критики. Ведь и в России американская волюта в ходу уже больше тридцати лет, но кроме озабоченности по поводу курса доллара, он мало что прибавил к нашей ментальности. Что же касается рынка, то рыночные отношения, конечно, является условием развития производительных сил, но все же рынок – это процесс, которому свойственны превратности и кризисы. Притом, как теперь доказано, рынок возможен и в условиях социалистической системы. Кстати в Советском Союзе рынок тоже существовал, и не один. Такие рынки назывались «колхозными». Между тем, сам же Дугин, в одной из своих лекций указывал на то, что наш человек даже думает совсем иначе, чем европеец.
Словом, мне стало интересно разгадать этот магический код. В этой связи я поискал сведения о коде русской цивилизации и вскоре выяснил, что некоторые представления о таком коде существуют. Правда, они оказались довольно пространными, сложными, противоречивыми и скорее напоминают генетический код, который состоит из целой цепочки генов, определяющих наследуемые признаки. В такой код русского мира часто включают традиции, обычаи, установки, понятия, идеологию, ценности, языковые, географические, религиозные особенности и т. д. По моему же мнению, искомый код должен быть очень простым, как гвоздь в стене, на который подвешена вся картина цивилизации. Указанному требованию, как будто, отвечает формула Уварова, выражающая основные принципы Русского государства: «Православие. Самодержавие. Народность». Но можно ли считать эту формулу кодом Русского Мира, если в России после революции нет самодержавия, да и православие – не единственная религия на ее территории.
Впрочем, нас интересует код западной цивилизации. По этому поводу мне даже припомнилась некогда популярная сказка Гайдара, где у Мальчиша-Кибальчиша буржуины пытались узнать военную тайну. Только здесь все наоборот, тайну нужно выведать у буржуинов. Для этого, быть может, стоило воспользоваться методом самих буржуинов, и, приперев к стенке наиболее толстого из них, задавать ему примерно такие вопросы:
- Отчего ты, проклятый Буржуин, все загниваешь, загниваешь, да никак не загниешь, а мы бились с тобой, бились, да только сами разбились?
- Отчего в твоем отвратительном Буржуйстве товары и услуги получаются лучше, чем у нас, хотя есть у нас и нефть, и газ, и алмазы, и атомная энергия, и леса, и поля, и вообще мы – самая большая страна в мире?
- Отчего, буржуйская твоя морда, все, что у вас придумают и сделают, у нас пытаются повторить, и песни ваши поют, и на машинах ваших ездят, и джинсы носят, и фильмы ваши смотрят, но мы все равно остаемся другими?
- И что заставляет наших Плохишей бежать в ваше Царство Мироедов, прихватив с собой, украденные у нас, бочки варенья с мешки печеньков.
Однако, я думаю, что даже под пытками буржуин нам бессовестно наврет, сообщив, например, что вся тайна его царства заключается в свободе.
Собственно, в реальности так и случилось. Мы поверили, что успехи Западной Цивилизации заключаются именно в свободе. Но впустив дух свободы на просторы нашей Родины, мы получили эффект разрушительного урагана, который мало, что оставил от Советской державы. Между тем, как выяснилось, в самом Буржуинстве свободы не так уж много. И даже сейчас, когда нам удалось несколько укротить тлетворный дух вседозволенности и безответственности, свободы у нас осталось никак не меньше, чем в странах Запада. Тем не менее, наши лучшие умы, таланты, ресурсы и капиталы широким потоком текут за рубеж. Почему же так?
Может, все дело в климате?
Климат у нас, действительно, на большей части страны неблагоприятный, а в иных местах и откровенно суровый. Мало того, что даже в средней полосе больше полугода у нас просто холодно, и природа лишена радостных красок, так еще в этих условиях нам приходиться работать. Помнится, это сильно возмущало Остапа Бендера, изрекшего: «В какой холодной стране мы живем!» Сам же он, как известно, мечтал о Рио-де-Жанейро, где можно круглый год ходить в белых штанах.
Между тем, есть и у нас места с прекрасным климатом, где ныне существует все то, о чем грезил Великий Комбинатор: «… пальмы, девушки, голубые экспрессы, синее море, белый пароход, мало поношенный смокинг, собственный бильярд, платиновые зубы, целые носки, обеды на чистом животном масле и, главное, маленькие друзья, слава и власть, которую дают деньги». Однако и там очередной Бендер нудит: «Нет, это не Рио-де-Жанейро. Это гораздо хуже».
Кстати, в Европе климат не везде завидный. Например, далек от идеала климат Великобритании. Но, как известно, многие наши Плохиши выбирают местом красивой жизни Туманный Альбион.
Говоря о красивой жизни, мы невольно подразумеваем богатство, сервис, комфорт. Уровень жизни, конечно, может быть решающим аргументом в пользу эмиграции на Запад. Но известно, что как раз богатые и успешные граждане скорее покидают Россию. И это понятно. Бедным в Буржуинстве жить труднее, чем у нас. Кстати, в Англии есть много людей, уровень жизни которых ниже уровня жизни среднего россиянина. По последним сведениям наших СМИ каждый седьмой англичанин в целях экономии высушивает чайные пакетики для их повторного использования. Но при этом бедного англичанина мы считаем представителем Западной Цивилизации, а нашего гражданина, у которого, быть может, две машины, три квартиры и дача у реки, мы таковым не считаем. Между прочим, и он в тайне не считает себя европейцем, даже если привык к гипермаркетам, иномаркам и пляжам Красного моря. Так что, видимо, не зря говорят, что нашего человека в Европе можно узнать со спины.
2
Так в чем же «фишка» этой Западной цивилизации, где по данным Бендера звучит чарльстон «У моей девочки есть одна маленькая штучка» и «все поголовно в белых штанах!»
Замечу, однако, что «белые штаны» и «Чарльстон» скорее элементы культуры. Но культура и цивилизация – близкие понятия. Притом настолько, что некоторые философы их безбожно путают. Существует даже проблема отличия культуры от цивилизации. Ну, а так как мы взялись разгадать загадку Дугина, нам необходимо окончательно разобраться с этим вопросом. Я к этому готов, но вынужден начать несколько необычно, дословно повторив слова Бендера:
«В моем мозгу родилась забавная комбинация. Сегодня мы с Божьей помощью впервые потрогаем господина Корейко за вымя. Трогать будете вы, Шура».
Однако не волнуйтесь, вам делать ничего не надо. «Командовать парадом буду я». И вообще, причем здесь господин Корейко, когда речь идет о философии. Конечно, под личностью литературного афериста я подразумеваю знаменитых философов, таких как Гераклит, Гегель и Маркс, которые долгое время морочили нам голову, утверждая, будто мир обязан своим существованием и развитием диалектическому закону «единства и борьбы противоположностей». Таковыми противоположностями обычно считают зеркальные пары, например, пол - потолок, свет – тьма, нечто и ничто и т.п. Допускаю, что философам это будет неприятно, но к их сведению без стен потолок просто рухнет на пол, и в результате останется только их единство, а тьма – это отсутствие света, и значит, никакого единства со светом у тьмы нет.
Предвижу, возмущение философов в духе Великого Слепого, Паниковского: «Кто ты такой?». На это у меня имеется резонный антитезис Балаганова: «А ты кто такой?»
Кстати, этот спор «детей лейтенанта Шмита» - есть лучший пример диалектики, где тезисы вступают в борьбу, но вопреки уверениям Гегеля никаким консенсусом и развитием в данном случае не пахнет.
Я же утверждаю, что своим существованием и эволюцией мир обязан «креативным принципам» творческой энергии Вселенной, главным из которых является «принцип дополнительности».
Знали бы вы, как мне не хочется в очередной раз пояснять суть этого фундаментального принципа, но придется.
Так вот, суть «принципа дополнительности» легко понять из взаимоотношения энергии и массы, когда первородная энергия, разделившись в себе, создает себе некое дополнение, в данном случае материю, которая, в виду своей диалектичности, тяготеет к отрицанию энергии. Зато энергия не отрицает материю, а питает ее, стремясь преодолеть ее склонность к самоуничтожению. Нечто подобное мы наблюдаем во взаимоотношениях между генератором электротока и его потребителем.
Примерно то же происходит и с разумом человека, когда разум, разделившись в себе, творит мышление, которое склонно отрицать логос в пользу логики, и через то оно, мышление, способно отрицать, и даже переформатировать разум.
Важно знать, что «принцип дополнительности регулирует отношения между сущностями несоизмеримыми, такими как «пол – стены», «товар – деньги», «любовь – секс», «Я и не Я»…
[justify] Математической моделью «принципа дополнительности» служит тригонометрический треугольник, вписанный в круг так, что радиус круга является гипотенузой прямоугольного треугольника. Под гипотенузой обычно подразумевается источник творческой энергии с ее «креативными принципами», а вертикальный катет обозначает дополнение источника, его производное, которое подчиняется законам диалектики, где главным принципом является
Но это не перенимается вот так: