Произведение «Сила искусства (книга)» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Читатели: 119 +1
Дата:

Сила искусства (книга)


Александр Посохов



Сила искусства


  Все мы артисты – выдумываем, обманываем, одобряем, злимся, притворяемся, смешим, изображаем из себя кого-то, кем не являемся. По признаку житейского лицедейства в неординарной ситуации и подобраны рассказы в этот сборник. Название его повторяет название последнего рассказа.


Дурачок с килькой

  Идёт Аркадий Петрович вдоль книжного магазина, что напротив Моссовета, если по-старому называть. Он всегда так прогуливался перед отъездом из столицы, от памятника Пушкину до Красной площади. И видит, навстречу, ссутулившись, на полусогнутых ногах, идёт знаменитый артист Василий N. В тёплой кожаной куртке, меховая кепка с ушами, руки в перчатках. И это в конце мая! Почему же он такой ветхий, удивился Аркадий Петрович, мы же одногодки с ним вроде. Поравнялись и разошлись в разные стороны. Однако Аркадий Петрович всё равно остановился через пару шагов и оглянулся, поражённый весьма странным и откровенно плохим видом уважаемого артиста. Недавно вот только по телевизору выступал, рассказывал что-то. А тут худющий, щёки впалые, нос острый, губы оттопырил и смотрит в одну точку, будто спит на ходу. И куда это он идёт? За книжкой, наверно, не начитался ещё. Но нет, мимо прошёл. А чего же его тогда к двери повело, чуть в стенку не вляпался. Догоню-ка я его, может, помочь человеку надо. Прикинусь дурачком эдаким, чтобы не обиделся. И догнал, прямо на повороте в Глинищевский переулок.
  – Извините, Василий, не помню, как вас по батюшке, с вами всё в порядке? – спросил он.
  – Всё в полном порядке, сударь, – знакомым экранным голосом ответил артист. – А почему вы спрашиваете?
  – Да потому, что ты не идёшь, а кандыбаешь, шатаешься из стороны в сторону. А если запнёшься или ветер поднимется. Давай лучше вместе пойдём, куда тебе надо.
  – Ну пойдём, – согласился Василий N. – И пошли они дальше вместе по переулку. 
  – Чего ты шаркаешь так, ноги болят?
  – Всё болит.
  – А куда ходил?
  – В институт.
  – Зачем?
  – Выпуск у меня.
  – На артистов учишь?
  – Не на шахтёров же.
  – А идёшь куда?
  – Домой, недалеко тут.
  В уютном дворике старого монументального дома, куда никогда не заглядывает солнышко и полиция, Василий N, тяжело дыша и кашляя, сел на скамейку.
  – Пришли, – выдохнул он. – Спасибо, что проводил. Можешь идти уже по своим делам.
  – От меня так просто не отделаешься, – шутливым тоном предупредил Аркадий Петрович и присел рядом. – Не уйду, пока не объяснишь, почему ты такой понурый?
  – Сын в монастырь ушёл, под Волгоградом где-то.
  – Когда?
  – Десять лет назад.
  – Ого! – воскликнул Аркадий Петрович. – И что?
  – А узнал я об этом только сегодня, случайно.
  – И что?
  – Один я.
  – И что! Уж лучше одному быть, чем с кем попало. В одиночестве ты сам себе друг, товарищ и брат. И прошлое вспоминать не надо, живи настоящим.
  – А ты не потомок Омара Хайяма?
  – О, кстати! – вскочив со скамейки, снова воскликнул Аркадий Петрович. – Омаров не обещаю, у меня на них и денег нет, а кильку в томатном соусе и плавленые сырки куплю. Жди.
  И Аркадий Петрович помчался в поисках какого-нибудь магазинчика для покупателей с тощими кошельками. Рассуждая при этом, если не дождётся, сам выпью и съем.
  Но знаменитый артист дождался. Хотя на поиски такого магазинчика в центре Москвы потребовалось немало времени.
  – Ну, давай за знакомство! – откупорив чекушку и наполнив понемногу бумажные стаканчики, предложил Аркадий Петрович. – Перчатки-то сними, а то сырок не почистишь.
  Выпили. Закусили.
  – Сто лет, поди, кильку не ел?
  – Такую вообще никогда не ел, – признался Василий N, тыкая то пластиковой вилкой, то ломтиком батона прямо в банку. – Вкусная, зараза!
  – Ты ешь, ешь, – ободряюще поддержал его Аркадий Петрович.  – И сырок свой обязательно съешь. Маленько крепче будешь, как говорил Есенин.
  – Да ты тоже не особо крепкий.
  – Чего! – возмутился Аркадий Петрович. – Да ты знаешь, что у меня двухпудовая гиря под кроватью лежит для тренировки, а на кровати жена-красавица для любви.
  – А в ней сколько пудов? – с усмешкой полюбопытствовал Василий N. – Давно на пенсию вышла?
  – Чё ты лыбишься! Не видел её, а лыбишься. И водочка всегда в тумбочке есть. И яйца в холодильнике свежие.
  – Такие же, как у тебя? – засмеялся и закашлялся одновременно Василий N.
  – Ну вот, ожил, наконец, проснулся, – с искренним удовлетворением заметил Аркадий Петрович. – А ты тоже юморист. Да расстегни ты куртку, и кепку сними, тепло ведь.
  – Действительно, тепло. Где ты раньше-то был? Наливай!
  Допили. Доели.
  – Может, добавим? – протирая заслезившиеся глаза, предложил Василий N. – Деньги я дам.
  – Нет, хватит, – возразил Аркадий Петрович. – Тебе хватит, я же вижу.
  – А ты кто?
  – Потом скажу.
  – Когда потом?
  – Завтра ночью.
  – А почему ночью?       
  – Ну что ты привязался, не понимаешь, что ли, что я отнекиваюсь. 
  – А фильм про друзей чёрно-белый помнишь, я там молодой-молодой?
  – Помню, конечно. Ты один из него живой остался.
  – А в Урюпинске был?
  – Был, до развала Союза ещё, в командировке. Замечательный городишко. И кинотеатр там хороший. А причём здесь Урюпинск?
  – А я там с одной девушкой познакомился, как раз в этом кинотеатре на встрече со зрителями. Жалко её, очень жалко.
  – Опять ты о прошлом! Скажи лучше, внучку мою после школы возьмёшь в институт свой?
  – Возьму, всех возьму.
  – Э-э, – забеспокоился Аркадий Петрович. – Да тебе не водку пить, а пшено клевать. Актёр ещё называется. Вставай, где твой подъезд?
  На другой день, прогостив у дочки неделю, Аркадий Петрович рано утром уехал в свою Калугу.
  А в обед новость: вчера на семьдесят седьмом году жизни скончался народный артист России Василий N, о причинах смерти не сообщается.
  Аркадий Петрович выключил телевизор, достал из тумбочки бутылку, два стакана, наполнил их до краёв, на один кусочек хлеба положил, другой поднял дрожащей рукой и выпил до дна.
  Вошла жена.
  – Что с тобой?
  – Потом скажу
  – Когда потом?
  – Завтра ночью.
  – Вот дурачок. Может тебе яйца пожарить, свежие?
  – Не хочу, – отказался Аркадий Петрович, качая седой головой. – Не успели познакомиться и на тебе.
  Поздно вечером уже, изменив программу, показали в прямом эфире круглый стол, посвящённый памяти выдающего актёра и педагога Василия N. Кто-то со слов журналистов пересказал свидетельства консьержки и домработницы о том, что домой артиста привёл некий пожилой мужчина приличной наружности. Василий N при этом выглядел абсолютно счастливым.
  Долго ещё потом гадал Аркадий Петрович в отчаянии, неужели килька была плохая?

* * *


Дед Мороз и Максимка

  Ближе к вечеру, 31 декабря, после прогулки по нарядной Москве, папа трёхлетнего Максимки попросил соседа по лестничной площадке переодеться в Деда Мороза и зайти к ним с подарками для сына. Полный наряд Деда Мороза и мешок с подарками папа соседу вручил, а вот правдоподобного посоха с волшебным набалдашником не нашлось. Тогда он просто перед самым визитом Деда Мороза вынес ему на площадку незаметно для сына швабру с длинной ручкой.
  Стук в дверь.
  – Интересно, кто это там? – будто бы удивляется папа. – А ну-ка пойдём, Максимка, посмотрим.
  Дверь открылась и входит Дед Мороз. Снимает с плеча мешок с подарками и спрашивает:
  – Здесь живёт мальчик Максимка?
  – Здесь, – отвечает подошедшая из кухни мама.
  – А я ему подарки к Новому году принёс. – И Дед Мороз, развязав мешок, начинает доставать из него разные заманчивые игрушки. Папа с мамой целый месяц старательно подбирали их для сынишки.
  Однако Максимка даже не взглянул на мешок с содержимым. А только спросил сердито Деда Мороза, притопнув ножкой:
  – Ты зачем мамину палку взял? – и потребовал. – Отдавай сейчас же, а то попадёт!       

* * *


Несчастные

  Суббота. Сижу, думаю. Стук в дверь. Открываю.
  – Давай! – предложил Вадим, показывая бутылку коньяка. – Выходной же.
  – Это у вас выходной. А у нас, писателей, самый что ни есть рабочий день.
  – Да какой ты писатель! – махнул бутылкой сосед, чуть меня не задел, и на кухню без спроса прошёл. – Баснописец несчастный. Куда ты рюмки прячешь? И закуску доставай.
  – Ну, ты нахал! Я же тебе объяснял, что у Крылова 236 басен, а у меня 118, ровно половина. Мне пахать и пахать ещё.
  – Да кому нужны твои басни! – скорчив брезгливую рожу, сказал Вадим. – Вон артист один сбежал из России, так его басни читают. А ты сидишь тут, в центре Москвы, и о тебе никто ни сном ни духом не подозревает.
  – Господи, ну сколько раз тебе повторять, что это не басни! Артист этот и себя и жанр позорит. Сам по себе злобный стишок не может быть басней. Басня, она, как такса.
  – Какая ещё такса? – удивился Вадим и налил.
  – Собака, которая со времён древнего Египта не изменилась. Те же уши и тот же хвост. Других собак скрещивали, преображали, а такса сохранилась в первозданном виде. Вот так и с басней, которую можно сотворить только, как басню. А этому учиться надо и особый дар иметь.
  – Да брось ты, поехали! Дай мне сюжет, и я завтра принесу тебе готовую басню, – заявил вдруг Вадим, опрокинув первую рюмку.
  – Ладно, запоминай. Допустим, пьяный кабан завалился на муравейник. Насекомые в панике. И тут один храбрый муравьишка кричит, что залезет сейчас на дерево и спрыгнет на кабана. Смотрите, хвастается заранее, как я ему хребет перешибу. Понял?
  – Понял, – ответил Вадим и снова налил. – А мораль?
  – Сам думай. Всё просто же.
  – А как назовём мой шедевр?
  – А как заблагорассудится. Главное, не бойся, пиши смело. Любые твои иносказания я пойму правильно.
  – Что значит, правильно?
  – Ну, вот есть у меня такая басня, например. В ней судят льва за то, что он убил шакала, который, мечтая прославиться, напал на него.
  – И что?
  – А то, что получаю я на эту басню гневный отзыв от одного молодого человека. Какой, дескать, нормальный шакал на льва нападать будет. Дебил он, что ли!
  – И что?
  – А то, что басню нельзя воспринимать буквально. У того же Крылова журавль сам свой нос к волку в пасть суёт. И про ворону он пишет, что она сыр во рту держала. А никакого рта у вороны нет. Понял?
  – Понял.
  – Или вот ещё пример. Написал я недавно басню про медведя, который порядок наводит. Заключение там такое. Когда порядка нет в своём краю, а ты решил вдруг навести его везде, то это значит, что нигде.
  – И что?
  – А то, что один, тоже молодой читатель, высказал мнение, что за такую басню меня точно посадят.
  – Не пудри мне мозги! – отрезал Вадим и опять налил. – А то и меня вместе с тобой посадят.
  Допивал он бутылку уже без моего участия. Я после двух рюмок отказался. Потому, что сто девятнадцатая басня давно томилась в компьютере, ожидая своего конца.

  Воскресенье. Сижу, думаю. Стук в дверь. Открываю.
  – Давай! – предложил Вадим, показывая бутылку коньяка. – Выходной же.
  – Ты басню сочинил?
  – Про таксу, что ли?
  – Нет.
  – Про кабана?
  – Нет.
  – Про льва?
  – Нет.
  – Про шакала?
  – Нет.
  – Про ворону?
  – Нет.
  – Про медведя?
  – Нет.
  – Про тебя?
  – Нет.
  – А что, оригинально, басня про баснописца!
  – Да при чём здесь я! Ты же про муравья обещал написать. 
  – А зачем? – удивился Вадим. – Ну какой нормальный муравей на


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
За кулисами театра военных действий II 
 Автор: Виктор Владимирович Королев
Реклама