КОРОТКОШЕРСТНЫЕ БОЕВЫЕ ДОГИ.
И вот теперь мы подошли к собственно догам или короткошерстным боевым догам, многочисленной группе собак, давшей человеку наибольшее число верных стражей, бойцов и защитников. Конечно, и среди некоторых других собачьих племен, например, европейских овчарок, можно найти бдительных стражей, но именно договые собаки, пришедшие из древнего загадочного Тибета в наши дни являются олицетворением и символом надежной защиты.
Девизом Империи Боевых Догов могут служить слова римского бога границ Терминуса: «Ни перед кем не отступаю.»
От молоссов Древнего Рима ведут свое происхождение средневековые берен- и булленбейцеры, или в переводе на русский медведе- и быкодавы. Существовало немало разновидностей таких собак. Они различались размерами, особенностями поведения, характером использования. Более мелкие и подвижные применялись для охраны и сопровождения стад, другие применялись для травильной охоты.
Живое описание такой охоты мы найдем в стихотворении XIV века старейшины английской поэзии Джефри Чосера. А на иллюстрациях к знаменитой «Книге охоты» мы видим мастифов, затравливающих кабанов и оленей. Этот роскошный фолиант выпустил в свет в том же XIV веке правитель Беарна Гастон III, граф де Фуа. Крупные и массивные собаки разводились в основном в поместьях феодалов. Замковые собаки участвовали в кровавых и жестоких потехах людей - травле волков, медведей, домашних быков, и, конечно, несли службу телохранителей. Грозные и бдительные стражи следовали по пятам за своими владетельными особами, охраняя их жизнь, покой и достоинство.
Давайте мысленно пройдем по освещенным факелами мрачным переходам и окажемся в зале средневекового барона.
Ярко пылает камин, отбрасывая по стенам причудливые тени и блики. За витражами узких окон гаснет свет уходящего дня. Во главе уставленного яствами стола восседает сам сеньор, а подле него лежат два грозных пса. Трапеза в полном разгаре, мужчины оживленно обсуждают удачную охоту, хвалят работу гончих, не забывают и о своих доблестях. Не скучают и прекрасные дамы. Огромные собаки лежат спокойно, ничем не обращая на себя внимания; тяжелые головы опущены на мощные лапы, глаза полузакрыты. Но их безучастность обманчива, один приказ сеньора, один угрожающий жест в его сторону и мирно дремлющие псы превратятся в неукротимых бестий. Прикрытые глаза загорятся зеленым яростным блеском и горе тому, кто его вызвал.
Но беседа за большим дубовым столом идёт мирно, и собаки заняты в основном ожиданием лакомого кусочка из рук своего повелителя.
Великие живописцы прошлого донесли до нас изображения известных им догов-мастифов. На картине Тициана "Венера и Адонис"- мы видим двух собак. Одна, огромного роста, на крепких высоких конечностях, с короткой песчано-рыжей шерстью и черной маской на морде - являет нам что-то среднее между английским мастифом и немецким догом. Другая, менее крупная собака с удлиненной черно-белой шерстью похожа на сторожевую пастушью.
Позже, в 1614 году тот же сюжет использовал Питер Пауль Рубенс. Только у него рядом с Адонисом уже другие типажи собачьего мира. Две - борзые, не имеют непосредственного отношения к нашей теме, а вот третья требует пристального рассмотрения. Это коренастая широкотелая собака бульдогообразного типа. У нее широкая голова, тупая брылястая морда, большие свисающие уши. Шерсть короткая, черная с рыжим подпалом и небольшими белыми отметинами.
Очень напоминает ротвейлера, но более грубая и приземистая. Забавно нахмурившись, с легким, спокойным недоверием смотрит на нас молосская собака с полотна XVII века.
АНГЛИЙСКИЙ МАСТИФ.
Наконец, от собак средневековья мы дошли к тем, которых можем видеть сегодня. Пусть первыми среди них будет английский мастиф, во-первых, потому что он больше всех других современных догов похож на далеких боевых предков, а во-вторых, в дань глубокого уважения к Англии, как одной из самых собаколюбивых стран мира.
Предки мастифов попали в Англию с вторгшимися туда римскими легионами. Хотя некоторые авторы высказывают мнение, что, наоборот, собаки вместе с победителями попали из Англии в Рим, но для него нет оснований, - задолго до захвата Британских островов они сражались на аренах римских цирков.
Скорее всего, когда Гай Юлий Цезарь жег корабли, на которых его войско приплыло на туманный остров, среди бойцов поставленных перед дилеммой - победить или умереть - были предки мастифа. Их гулкий и хриплый лай зазвучал в Англии одновременно с треском горящих кораблей, горящих путей к отступлению.
Неясно происхождение самого названия «мастиф». Одни связывают его с латинским «massiwus», другие с «mansuetus (прирученный). Есть также предположение, что первоначально на латыни название значило «лошадиный пес».
Английский мастиф - собака таких размеров, увидев которую трудно поверить, что это действительно собака, а не какое-то другое существо. Хочется, что называется, протереть глаза. Сделаем так и посмотрим на мастифа пристальнее. Кобели этой удивительной породы не ниже 75 сантиметров в холке, суки - 68. Верхние пределы, конечно, не ограничены. Вес у мастифов соответственный, вместе с сенбернарами они принадлежат к самым тяжелым собакам мира. В 1989 году мастиф Зорба вышел вперед в данном споре и попал в анналы Книги рекордов Гиннеса. Вес его равнялся 145 кг (высота в холке 89 см). Вот уж действительно удар силен массой!
При всем при том правильно выращенный мастиф должен быть элегантной и энергичной собакой, а не разжиревшим увальнем. Мускулатура максимально развитая, рельефная. Корпус очень объёмный с широкой и глубокой грудью, которая опускается гораздо ниже локтей. Спина и поясница очень мощные и широкие. Конечности крепкие, с массивной костью.
Голова мастифа кажется почти квадратной из-за очень широкого лба и короткой морды. На морде обязательна черная маска. На лбу при настораживании кожа собирается в множественные складки, в спокойном состоянии они почти разглаживаются. Уши довольно большие, свободно свисающие по бокам головы. Верхние губы в виде умеренно развитых брылей прикрывают на всем протяжении широкую нижнюю челюсть. Шея мастифа отличается необычной мощью, ее обхват составляет 70-80 см. Если вспомнить, что талия изящной женщины где-то 60, то цифра становится особенно показательной. Такая шея нужна для удержания противника после хватки.
Шерсть у мастифа короткая, не очень густая, плотно прилегающая. Окрас чаще всего различных оттенков абрикосовый, палевый, иногда тигровый.
Английский мастиф - сочетание поистине царского величия и мощи с добродушием и спокойствием. Он очень умен, легко и охотно понимает человека. Собака никогда не обидит ребенка, она сознает свои исполинские силы и проявляет в общении с детьми максимум терпения, такта и выдержки. В то же время это прекрасный охранник, которому можно без сомнений доверить свою безопасность и свое имущество. До нас дошло немало тому свидетельств.
Одно из них можно отыскать в "Истории знаменитых собак". Там рассказывается о путешествующем в Испанию голландском купце. Однажды он проезжал через лес и вдруг услышал из-за деревьев крик, приказывающий ему бросить кошелек в шляпу на дороге. Но путешественник, сопровождаемый отважным мастифом Цезарем, пренебрег угрозой и поскакал на резвой лошади дальше. Вслед ему раздался выстрел и голландец, раненный в плечо, упал на землю. Разбойник выскочил из-за деревьев и бросился к нему, предвкушая легкую добычу. Но совсем другое ожидало злодея.
Верный Цезарь схватил его за горло и в считанный секунды покончил с ним. На помощь растерзанному выбежали еще пять разбойников. Один, из них выстрелил в собаку из мушкета, но промахнулся и расплатился жизнью. Другие набросились на Цезаря с клинками и дубинками. Но никакое оружие не могло остановить разгневанного пса. Еще двух грабителей оставил он на земле бездыханными, остальные в ужасе бежали с места схватки. Цезарь оставил их и подбежал к своему хозяину, который был тяжело ранен и не мог встать. Из последних сил голландец словами и жестами послал собаку за помощью в трак¬тир, где они ночевали. Сколь отважный, столь и умный пес понял его и привел за собой людей. Они доставили раненого в гостиницу, вызвали врача, который оказал ему помощь. Путешественник выздоровел, но горе его было безутешным - верный Цезарь скончался от полученных в сражении ран. Скончался подле хозяина, преданный ему до последних минут своей жизни.
Не обошел вниманием мастифов знаменитый американский писатель Джеймс Фенимор Купер. Перелистаем его роман "Пионеры", вспомним как яростно защищал двух девушек престарелый Воин. Почтенный пес расправился с молодой пумой и погиб в схватке со взрослой, но не отступил.
Иногда случаи самоотверженного служения мастифов не столь трагичны. Один английский, не слишком прилежный ученик ходил в школу в сопровождении мастифа. После уроков пес приходил встречать его и они вместе возвращались домой. Как-то раз терпению учителей юного безобразника пришел конец и с воспитательной целью ему были предписаны розги. Мастиф издали услышал вопли своего незадачливого, но любимого хозяина и как буря ворвался в комнату, где проходило наказание. Стоит ли говорить, что продолжения его не последовало, а бдительный защитник вместе со спасенным шалуном беспрепятственно прошествовали домой.
К сожалению, у прекрасной породы, сохраненной для нас англичанами, есть и некоторые теневые стороны. Основная из них - мастиф не долговечен и сможет радовать владельца своим благородством и сообразительностью максимум лет десять. Как и для многих очень крупных собак, бич английского гиганта - заболевание тазобедренных суставов, поэтому очень важны правильное кормление и выращивание щенка.
В XIX веке мастифы были довольно распространенной породой. В Англии их разведением любила заниматься высшая аристократия, а самой большой известностью пользовался чеширский питомник "Лайм-холл". В России они назывались меделянами и имелись на великокняжеских псарнях, в полицейских питомниках, у отдельных любителей. Знал элефантов собачьего мира и Федор Михайлович Достоевский. В романе "Братья Карамазовы" для утешения тяжело больного мальчика Илюшечки ему приносят в подарок меделянского щенка.
В настоящее время мастифов не назовешь обычной породой даже в Англии. В США их более 3 тысяч. У нас в России живут немногочисленные экземпляры, завезенные из европейских стран. Дореволюционные меделяны рубеж Октября, конечно же, преодолеть не смогли. Да и сейчас, извиняюсь за каламбур, мастифам не "масть" в России. Их стоимость за 100000 рублей, что для большинства искренних любителей этих замечательных собак недостижимая роскошь. Энергичную деятельность по разведению мастифов в России проводит сейчас президент Российской Кинологической Федерации (РКФ), известный актёр, каскадёр и спортсмен Александр Иншаков.
Впрочем, для тех, кто не может позволить себе собаку престижа, стоит попробовать найти маленькое утешение.
| Помогли сайту Реклама Праздники |