До конца своих дней буду помнить эту историю. Дело было в Харькове, примерно в 1949 году прошлого века. Учился я тогда в медицинском институте. Время очень тяжелое было. Всего четыре года назад Отечественная война закончилась.
Тётя и бабушка, у которых я воспитывался, прислали мне как-то 10 рублей. Для студента в то время это были ну очень большие деньги! Получил я на почте новенькую хрустящую бумажку – червонец – и решил угостить пивом своего друга земляка и одноклассника Вовку Статкевича. Он учился в Горном институте.
На улице Сумской, недалеко от административного корпуса мединститута, в подвальчике была пивнушка. Я был там один раз с товарищем по группе. Гадюшник такой грязный, с невероятным количеством огромных зеленых мух, стойким кислым ароматом в воздухе, а точнее в табачном дыму. Курили там все, в основном самосад или дешевые вонючие папиросы. Сигарет тогда в продаже еще не было.
Бочковое пиво «Жигулевское» в пивнушке продавала наглая, хамоватая рыжая дама маленького роста, но с очень пышными формами. Звали её Циля. Орала она на своих клиентов ужасно, материлась, как извозчик. Они между собой называли её «змея подколодная». Почему звали именно так – не знаю. Поговаривали, что она кой кому по знакомству частенько наливала пиво в долг.
Пришли мы с Вовкой в эту пивнушку. Интерьер там был простенький. Несколько круглых столиков на подставке. Столов и стульев не было. Пиво пили только стоя. Подождали мы с Вовкой пока две кружки освободились. Пошли к стойке, где Циля работала. Там было приспособление для мытья кружек и дощечка с надписью «место для отстоя пива». Можно было подождать пока пена осядет и попросить Цилю долить пива до риски на кружке. Доливала она пиво с большой неохотой и ворчанием, из зеленого эмалированного чайника. Было ощущение, что в чайнике соотношение пива и воды 50 на 50.
Короче, заказали мы по кружке пива. Циля спросила нас будем ли мы повторять. Мы ответили утвердительно, и я, дурак, сразу отдал ей десятирублёвую купюру в надежде получить сдачу потом.
Когда мы подошли за второй кружкой пива, Циля говорит: «А за первые две кто будет платить?».
Все попытки доказать, что я только что уже отдал ей десять рублей, ни к чему не привели.
Понятное дело, что мы с Вовкой начали громко доказывать ей свою правоту.
В беседу вмешались посетители пивнушки. И, как это обычно бывает в таких случаях, сразу образовалось две группы – одна за нас: «Мы видели, что ребята отдавали деньги» и другая против: «Как вам не стыдно! Молодые и такие нахальные! Видать комсомольцы, а хотите на халяву пива напиться».
Циля громко рявкнула: «Заткнитесь все! Вашу ****.». И к нам с Вовкой: «Или вы платите, или я вызываю милицию». Зная свою правоту, мы соглашаемся на вызов милиции.
И тут, как по мановению волшебной палочки, в пивнушке нарисовался милиционер. Откуда он появился, как джин из бутылки? За дверью стоял поди? Спросил: «О чём лай, граждане?».
Циля тут же доложила ему какие мы нехорошие и хотим бесплатно пить государственное пиво. Он попросил нас предъявить документы. Мы отдали ему свои студенческие билеты и он, ознакомившись с ними, произнес: «Ну что доктор и шахтер, будем платить или пойдем в отделение составлять протокол?».
Протокол нам, конечно, не был нужен, ибо из милиции могли сообщить об этом инциденте в институты. А там комсомольское и профсоюзное собрание, «выговора» по одной и другой линии и пр.
Но мы были уверены в своей правоте и пошли в отделение милиции. Располагалось оно на другой улице – Пушкинской. Пришли. Милиционер, приведший нас, всё доложил дежурному.
Тот внимательно выслушал нас. Сказал, что верит нам и прекрасно знает эту аферистку, но никак не может «поймать её за руку», и что свою правоту мы при всём желании доказать не сможем, поскольку Циля наш червонец уже давно спрятала далеко и надолго.
Дал совет впредь, расплачиваясь крупной купюрой, запоминать из её номера первые или последние две, или три цифры. Отпустил нас и посоветовал в пивнушку «рыжей Цили» больше никогда не ходить и в жизни таких глупостей не делать.
Это был первый и последний привод в милицию в моей долгой жизни. Вот так мы с другом выпили пива за десять рублей, а стоила тогда кружка пива 22 копейки…
С тех пор, вот уже в течение многих лет, расплачиваясь крупной купюрой, я всегда смотрю на её номер и запоминаю две последние цифры…
P.S. После получения стипендии Вовка отдал мне пять рублей – компенсация за ущерб, понесенный мною в пивнушке Цили.
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |