Произведение «Мокрица »
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор: Аноним
Оценка: 5
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 17
Читатели: 145 +1
Дата:

Мокрица


Кирилл Петрович Бисквит нежился в царстве Морфея на своей кровати, в спальне роскошного трёхэтажного особняка. Рядом сладко посапывала Ева Владиленовна, его законная супруга. Ничто не предвещало кошмарных событий, которые вскоре обрушились на лысеющую голову Бисквита. Проснувшись, он хотел потянуться за пачкой сигарет, лежащей на прикроватной тумбочке, и обнаружил, что вместо рук у него появились маленькие лапки. Причём их было не две, а гораздо больше. Похолодев от ужаса, Бисквит стал осматривать своё тело, и, к неописуемому изумлению выяснил, что превратился в мокрицу. В панике он хотел закричать, но не смог издать ни звука. На трясущихся лапках Кирилл Петрович добрался по подушке до головы своей жены и стал бегать по её щекам, пытаясь разбудить. От щекотки Ева проснулась, и сонно проведя по лицу рукой, смахнула Бисквита на подушку. Заметив мокрицу, она пронзительно завопила и резво вскочила с кровати. Бисквит, энергично жестикулируя лапками, пытался дать понять жене, что это он, её законный супруг и почтенный глава семейства, с которым приключилось несчастье, но Ева схватила тапку и погналась за мужем, не скупясь при этом на эпитеты.
«Ах ты, мерзкая тварь, подлое ничтожное создание»—  кричала она и лупила тапкой по кровати, стремясь прибить Кирилла Петровича.
Бисквит спрыгнул на пол и бросился наутёк, а супруга гналась за ним, и топала ногами, стараясь задавить.
— Ах ты, гнида противная!  - орала она, вне себя от злости. — Ещё в постель ко мне залез, сволочь!
Умудрившись каким-то чудом не погибнуть под прелестными ножками обожаемой супруги, Бисквит успел юркнуть под плинтус. Ева в ярости пнула стенку. Бисквит увидел за плинтусом небольшое отверстие. Возможно, это был мышиный ход, а может быть, недоделка строителей. Проворно забежав в него, Кирилл Петрович вылез с другой стороны стены и оказался в какой-то очень знакомой комнате. К его удивлению, это была та же самая спальня, из которой он только что удрал, но что-то в ней было не так. Бисквит стал внимательно осматриваться. Его удивило, что мебель в спальне была другая, а на столике стоял кинескопный телевизор «Sony», который Кирилл Петрович собственноручно лет пятнадцать назад выбросил на помойку. На стене спальни Бисквит увидел календарь, датированный 2005 годом. Он стал усиленно соображать, что бы это всё могло значить.  В этот момент дверь комнаты отворилась, в неё вошли Ева, и лучший друг Кирилла Петровича, стройный блондин спортивного телосложения, Игорь Ершов.
Игорь и Ева почему-то выглядели гораздо моложе того возраста, в котором привык их видеть Бисквит. Они оживлённо беседовали.
— Бросай ты своего Бисквита, — настойчиво убеждал Еву Ершов. — Ты скоро родишь ребёнка, моего ребёнка. Распишемся, и будем жить вместе. Ведь мы любим друг друга.
— Если бы всё было так просто, — тяжко вздохнув, ответила Ева. — Тебе ведь твои предки не оставили свечной заводик, а Кириллу его дедушка оставил. Где мы будем жить?  В однокомнатной хрущёвке с твоей мамой?
— Родная, я что-нибудь придумаю, поверь. Я горы сверну ради нашей любви, — сказал Игорь, и, нежно обняв Еву, стал страстно целовать её в губы.
Не в силах смотреть на свершающееся на его глазах непотребство, Кирилл Петрович стремительно побежал вверх по ноге Ершова, и добравшись до его лица, куснул в нос.
Игорь отшатнулся от Евы и увидел упавшую на пол мокрицу.
На этот раз за Бисквитом гнались двое. Он метался по полу, а Игорь и Ева бегали за ним и топали ногами, пытаясь его раздавить. Кирилл Петрович добежал до плинтуса, но заветной щели под ним почему-то не было, а ноги неверной супруги и её любовника неумолимо приближались.
Бисквит уже изготовился принять подлую нелепую смерть…
И проснулся.
Он был весь в поту, сердце учащённо билось, по лицу текли слёзы. Несколько минут он приходил в себя, медленно осознавая, что всё произошедшее ему приснилось. В спальню вошла Ева Владиленовна. Она весело улыбалась, и судя по всему была в прекрасном настроении.
— Вставай, соня, –  сказала она. — Ты не забыл, что сегодня твоей дочери исполнилось восемнадцать лет? У меня на кухне уже вовсю идёт готовка.
Давай позавтракаем, и я буду заниматься по хозяйству, сегодня много дел. Ещё и себя в порядок нужно успеть привести. Вечером к нам придут родители и Ершовы. Надо не ударить лицом в грязь.
Через несколько минут Кирилл Петрович вышел в столовую. За столом уже сидела его дочь, эффектная стройная блондинка Лика.
—  Доброе утро, папочка, — ласково сказала Бисквиту дочка, и опустила взгляд, продолжая что-то листать в своём смартфоне.
Ева Владиленовна, накрывая на стол, весело щебетала. Лика улыбалась, глядя в телефон.
Кирилл Петрович молчал и смотрел то на жену, то на дочку очень тяжёлым подозрительным взглядом. Он усиленно соображал, что ему теперь делать. Немедленно устроить скандал? Или сначала сделать тест ДНК? Как же поступить?
Размышляя, Бисквит ушёл в себя, и перестал замечать окружающую реальность.
Через какое-то время он почувствовал, что его толкают в бок и услышал голос Евы:
— Кирюша, просыпайся, фильм кончился, выходим!
Не понимая, что происходит, Кирилл Петрович, выходя из прострации встрепенулся, и увидел, что он сидит в кинотеатре, а вокруг него люди встают со своих мест и устремляются к выходу. На экране шли титры. Повернув голову, он увидел улыбающееся лицо Евы. Бисквита поразило, что его жена была совсем юной девушкой. Он поднялся и вместе с ней направился к выходу. По пути он вспомнил, что сегодня вместе со своей девушкой Евой пошёл на фильм «Игры разума», и получается заснул в кинотеатре. Значит, всё произошедшее ему просто приснилось.
Они вышли на улицу.
— Слушай, какой сейчас год? — спросил Еву Бисквит.
— Ты шутишь? — засмеялась Ева. — Сейчас 2001 год нашей эры, добро пожаловать в реальность. — Что будем дальше делать?  Едем к тебе домой? — предложила она.
— Ты знаешь, я тут подумал, мы с тобой не подходим друг другу, нам надо расстаться, — ответил Бисквит, и поцеловав Еву в щёку, быстро пошёл к своему автомобилю.
Ева изумлённо смотрела ему вслед.
Когда Кирилл пришёл домой, и включил свет в прихожей, он увидел, что по полу бежит мокрица. Добежав до плинтуса, она остановилась, и обернулась в сторону Бисквита. Примерно с полминуты Кирилл и мокрица смотрели друг на друга, после чего мокрица отвернулась и шустро юркнула под плинтус.


19 января 2024 г
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Ссылка на первоисточник: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=151607

Итак, начнем с того, почему же всё-таки рассказ назван «Мокрица»?
В справочнике по биологии можно найти такую информацию, что мокрицы (тип членистоногие) появились в позднем меловом периоде. Не каждый вид животных (а с точки зрения научной классификации мокрицы всё же относятся к королевству животных) может похвастаться столь древней историей существования рода. То есть, если оглянуться назад, можно увидеть, что временнóй период нахождения мокриц на Земле весьма длительный. Автор словно с первых строк рассказа дает понять, что у каждого из нас есть прошлое, хорошее или плохое – но оно есть. И желательно его не забывать. Неплохо также иногда возвращаться туда хотя бы мысленно. И если мокрица ввиду примитивного устройства головного мозга не может этого сделать, то человеку воспоминания вполне доступны.

Если обратиться к классической  литературе, на ум приходит повесть Франца Кафки «Verwandlung» - «Превращение». Точно так же, как и Бисквит, герой рассказа Кафки – Грегор Замза – в одно прекрасное утро обнаруживает себя гадким насекомым огромных размеров. За что так судьба подшутила над Грегором – сказать сложно. Вернее, в характерной манере изложения Кафки – вообще не представляется возможным. То есть, герой рассказа поставлен перед реальностью: превращение совершено – и точка. А уж зачем это сделано, почему так произошло, это читателю (на пару с главным героем) предоставляется додумать самому. Аналогично Бисквиту, Замза продолжает пребывать в здравом уме и твердой памяти – но… это не приносит никаких результатов, поскольку теперь он не в состоянии даже встать с койки и открыть дверь. Герой рассказа «Мокрица» тоже слаб: он не может взять с прикроватной тумбочки даже пачку сигарет, поскольку она кажется ему тяжёлой.

Если говорить о том, как построен рассказ, можно сказать, что автор использовал такой вид построения, как «контрамоция». Именно этим термином обозначают обратное движение во времени. При этом автор допускает, что сознание главного героя работает в обычном режиме, и что он воспринимает действительность адекватно. То есть меняется время – меняется возраст героя. Чем дальше часы времени отщёлкивают периоды жизни назад, тем моложе становится герой, его физиология «молодеет» с возвратом в прошлое, которое уже было прожито, когда он был младше. Правда, надо отметить, что у Бисквита как бы проявляется «вторая» или «параллельная» память. То есть он запоминает то, что с ним происходило в те моменты, в которые  его периодически возвращала невидимая машина времени. Поэтому можно сказать, что автор воспользовался не просто понятием контрамоции, а дискретной контрамоцией. Дискретная контрамоция заключается в том, что на какой-то период Бисквит получает своеобразную передышку, и тогда превращается в человека, живущего в реальном времени и воспринимающего жизнь с точки зрения, какой она должна быть в его возрасте. Но кто-то невидимый неожиданно возвращает его в те дни, которые уже давно пережиты. И тогда главный герой не просто видит себя помолодевшим – он ощущает себя в других условиях, тех, которые не очень увязываются с более поздними периодами жизни. Например, он понимает, что телевизоры «Sony» с кинескопом уже давно не выпускаются, мебель в квартире тоже устаревшего образца.
Модель повествования – типичный нелинейный образец, когда эпизоды, происходя то в одном, то в другом временном периоде, «перепрыгивают» взад-вперед. Однако все события, происходящие с главным героем, не являются разрозненными. Они связаны временнóй цепочкой. Так, например, Бисквит видит в прошлом своего друга
Игоря Ершова, и этот же персонаж присутствует и в настоящей жизни главного героя. Жена, которую главный герой знал со времен юности ещё молодой девушкой, также никуда не исчезла. 

С точки зрения эмоционального восприятия, или же способности читателя понимать и распознавать ощущения героев рассказа, а также возможности понимания того, как к ним относится сам автор, можно сделать вывод, что сам создатель рассказа вырисовывает своего главного персонажа с нескрываемой улыбкой и даже усмешкой. Бисквит по задумке автора превращается не в относительно разумное существо, а практически в паразитирующее в домах членистоногое. Для выживания мокрице не надо много – было бы тепло и влажно, и этого вполне достаточно. И тут автор проводит чёткую параллель, предлагая взглянуть на условия, в которых живет его герой. А живет он не просто в квартире или доме, а в роскошном трехэтажном особняке. Когда Бисквит превращается в мокрицу, он готов довольствоваться даже щелью в плинтусе – этим автор хочет показать, что на самом деле человеку не надо слишком много для того, чтобы жить. Самое главное – жить в безопасности. Как показано в рассказе, шикарный особняк может оказаться очень даже неприемлемым местом для обитания – смотря с какой стороны посмотреть!
Вторая аналогия проводится с помощью контрамоции, где читатель видит Кирилла Петровича совсем молодым.  У него ещё нет богато обставленного особняка, он живет в обычной городской квартире, но его это вполне устраивает. Недаром автор показывает, как его герой приходит именно в эту квартиру после того, как он расстается с девушкой. Срабатывает «параллельная память»: зная, с какими проблемами мужчина столкнется, если женится на Еве, как бы убегает от них в свое жилище. Оно, это жилище, в разы скромнее особняка, но именно в нем Кирилл чувствует себя защищенным.
Хотелось бы также остановиться на такой детали, как название фильма. Безусловно, автор не случайно назвал фильм, который смотрели Кирилл и Ева, «Игры разума». Разум главного героя и вправду словно играет с ним в какую-то непонятную игру, перемещая его по линии жизни всё выше и выше. Но при этом сознание как бы даёт главному герою второй шанс: не наделать тех ошибок, которые он сделал, будучи совсем молодым. Друзьями, как показало время, надо называть только тех, кто прошёл с тобой все «испытания на прочность». Женитьба – шаг тоже весьма ответственный, поэтому надо тысячу раз убедиться в той, кого собираешься называть своей «второй половинкой». Ну, и роскошь, о которой было сказано выше и которая предстала перед взором читателя в виде богатого особняка – так ли она на самом деле нужна? Над всеми этими вопросами и предлагает задуматься автор.

Каковы отношения между главным героем и его супругой – это можно понять, если провести стилистический анализ текста.
Буквально в первом абзаце мы видим, что жена названа не любимой женщиной, не той, кем восхищаются и дарят комплименты – автор пользуется весьма сухим выражением – «законная супруга».  Кирилл Петрович явно боится свою вторую половинку, потому что обнаружив своё далеко не чудесное превращение в мокрицу, он пытается хоть как-то объяснить, что в членистоногое существо превратился он – её муж! Он направляется к ней на трясущихся лапках.
После погони от обожаемой (автор явно иронизирует) супруги, от чьих прелестных (снова ирония) ножек он чуть не погиб, превратившийся в мокрицу супруг, едва успевает скрыться под плинтусом. «Обожаемая» супруга в это время орёт вне себя от злости, после чего яростно пинает стенку. Добавить к характеру героини просто нечего, автор всё сказал сам, нарисовав портрет женщины буквально несколькими штрихами.
Здесь хотелось бы обратить внимание на небольшой авторский недочёт. Ева поначалу называет мокрицу «противной гнидой», и здесь всё сходится, т.к. и гнида, и мокрица – это существа женского рода. Но вдруг женский род меняется на мужской: «Ещё в постель залез (а не залезла!) ко мне, сволочь!»
О том, что главного героя не особенно уважает и его друг, свидетельствует фраза: «Бросай ты своего Бисквита». Правда, Ева не торопится последовать словам любовника. Она уже беременна от него, но муж об этом не знает. Да и каков резон бросать спутника жизни, с которым удобно и вольготно живётся? Свечной заводик, который тому оставил дедушка, явно даёт неплохую прибыль. Налицо жадность и лицемерие женщины: она не любит тех, с кем проводит ночи любви – её, прежде всего, интересуют деньги и прибыль.
Дочка более благосклонно относится к Бисквиту. Она ласково называет его папочкой, приветствуя с утра. Пока же главный герой думает над тем, как поймать супругу на неверности, сознание его вновь переключается.
Через какое-то время он обнаруживает себя со стороны совсем молодым, но – что самое интересное – он замечает около себя всю ту же мокрицу! Таким образом, автор пытается показать, что бывает с людьми, которые не видят никого кроме себя. Судьба, если продолжать жить в нескончаемом удовольствии и роскоши, легко может всё перевернуть с ног на голову и дать понять чрезмерно себялюбивому человеку, что в её руках он не более, чем мелкая букашка. Или мокрица.
Рассказ оканчивается словно незавершенными строчками. С одной стороны, автор как бы даёт своему герою второй шанс пересмотреть своё потребительское отношение к жизни, с другой – читатель так и не видит, какое решение принял главный герой.
Одним словом – рассказ, окончание которого читателю предлагается додумать самому. Решится ли Кирилл Петрович, привыкший к роскоши, перекроить свою жизнь или так и останется поклонником богатства, даже зная, что в один прекрасный день, всё это может исчезнуть?


Грамматических ошибок не найдено.
С лексикологической и стилистической точек зрения рассказ написан достаточно хорошо. 

На основании вышеизложенного, считаю, что рассказ «Мокрица» заслуживает высокой оценки.





Оценка произведения: 9
Магдалина Гросс 27.08.2024
     20:53 25.09.2024 (1)
Вот начало рассказа замечательнейшего и, увы, ныне покойного писателя Михаила Успенского "Превращение II":
" Однажды утром, проснувшись после беспокойной ночи, директор научно-исследовательского института Григорий Евсеевич Замараев обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. Насекомое, в которое превратился Григорий Евсеевич, было совсем как таракан, только побольше. Жена Замараева, спавшая с ним по французскому обычаю раздельно, стала будить его на работу и все увидела. Она не стала поднимать лишнего шума, а подняла только самый необходимый: вызвала заместителя Григория Евсеевича и еще одного товарища. Оба приехали. Тут Григорий Евсеевич как раз сумел многими ножками спихнуть с себя одеяло и стал выглядеть совсем несолидно. Перед собравшимися со всей остротой встал вопрос: может ли Григорий Евсеевич в таком состоянии возглавлять крупное научное учреждение?"
Рассказ этот был написан не позднее 2008 года. Сюжетно он сильно отличается  от Вашего, всё сходство состоит только в том, что ГГ превратился в членистоногое. Не подумайте, что я намекаю, что Ваш  рассказ вторичен - нет, но рассчитываю, что Вы, быть может, заинтересуетесь творчеством Успенского. Как минимум, получите большое удовольствие.
     23:09 25.09.2024
Здравствуйте
Спасибо большое, обязательно прочту. В рецензии  на мой рассказ наша уважаемая Магдалина Гросс упомянула рассказ Кафки, Превращение. И благодаря этому я сейчас читаю Кафку. Кстати, Превращение его мне не понравилось, а вот Процесс прочел с большим удовольствием ( теперь замечаю, что Кафка повсюду вокруг - театр абсурда)и сейчас читаю Замок.
И рассказ Успенского обязательно прочту, мне нравится начало.
     21:17 27.08.2024 (1)
     16:13 28.08.2024 (1)
     20:39 28.08.2024
     15:20 28.08.2024 (1)
Оооочень интересно!!! И что же это было с Бисквитом?!. Что за "шутки"???
     16:12 28.08.2024
     20:18 27.08.2024 (1)
Над всем тем, что здесь написано, можно очень долго думать и рассуждать.
Неоднозначное произведение. И очень непростое, как бы это и не казалось на первый взгляд.
     20:52 27.08.2024
Кстати, и Кафку прочту обязательно. Стало интересно. Еще раз спасибо большое.
     00:44 30.07.2024 (1)
     00:53 30.07.2024 (1)
Где "Аноним" - Светлана Самарина. Если не вбили её ещё где-нибудь.
Но зато - запомнилась. 
     00:54 30.07.2024 (1)
Что?.. Не понял.
     01:00 30.07.2024
1
Везде, где "Аноним" - Светлана Самарина. 
...Но я чуть-чуть посмотрел там, сверху - не она это... Наверное, пропала без вести. Счастье моё. 
Только меня давно тут не было, ну, я не обращал внимание на заметки... Светланы Самариной. А Вы что-то о ней слышали?
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама