Итак, в запасе три дня, и мы своей машиной с утра пораньше держим путь в курортный городок Эйн-Бокек, на Мёртвое море-озеро. Да, да, озеро! Ведь, как утверждают учёные географы, Мёртвое море – это… озеро»! На иврите оно - «Солёное море». «Солёное» и, правда, не только самое солёное на Земле, но и лежит в самом низком месте планеты: 400 м ниже уровня моря. А Мёртвым, оказывается, его стали называть арабы, и после - уже не только на арабском, но и на множестве других языков. И приросло это название именно потому, что считалось: в этом крепчайшем рассоле (350 граммов на 1000 грамм воды, а у дна – 450 гр. на литр)никто не живёт и жить не может. А вот, как выяснилось, живут! Бактерии и, аж, 70 видов разных грибов: от простейших до высших!
Ну и ещё чуток о множестве названий этого чудо-водоёма -
В древние времена уже привычное нам «Мёртвое море» называли «озером Сирбонида». Поскольку в районе Мёртвого (моря-озера) находились знаменитые пороком библейские города Гоморра и Содом, уничтоженные Богом, называли водоём «Содомским морем». А ещё «морем Лота»! Называли его и «Асфальтовым морем». Почему асфальтовым? А потому, что на дне его образуется природный асфальт. И вот этот асфальт периодически извергается и разливается по глади. Процесс внешне похож на кипение. Изверженная структура, под воздействием химических и прочих реакций, проходя несколько стадий (из плотной - в жидкое и – обратно), в конце концов, становится монолитной и этакими «льдинами» (условно говоря) плавает по поверхности. Древние резали и рубили эти бруски (кому, как было удобно) и использовали для отопления и мумификаций. Вот ведь как интересно-то!
Однако, сегодня планета теряет Мёртвое море. Теряет эту уникальную мировую здравницу, которая заметно усыхает, уменьшаясь в размерах. Как жаль. Жаль, что в море тоннами безбожно сливаются нечистоты, сливаются отходы промышленного производства по добыче (выкачиванию) грунтовой лечебной воды, минералов и грязей. Жаль, что в результате хищнической «деятельности», морские берега проседают, образуя глубокие провалы и пустоты, несущие не только экологическую, но и смертельную опасность уже сегодня (обрушение транспортных дорог, береговых жилых строений). Жаль, что… Да… жаль.
А мы… «едем-едем-едем в далёкие края»!
А вот и нужный магазин – сворачиваем, покупаем финики (нас заверили, что именно в этом магазине, очень вкусные, – проверим!). Молодой продавец заботливо упаковал коробки, подсказал, что коробки нужно держать в холодильнике, иначе финики расползутся. Спасибо, так и сделаем! Плотно завтракаем на улице придорожной забегаловки (довольно неопрятной), делимся с кошками-попрошайками, что мяукают у нашего стола, и отправляемся дальше.
По пути смотрим, слушаем, изучаем! -
На возвышении холмов там и сям рассыпаны арабские городки и посёлки. В одном из них (Абу-Гош) находится красивейшая мечеть им. Ахмата Кадырова, построенная в 2014 году. Строительство финансировала Чечня. Издавна витают слухи, что, мол, жители местечка – потомки семьи Абу Гош, отважных переселенцев с Кавказа (их именем и назван город). Дескать, в XVI веке они переселились в эти края, дарованные им турецким султаном за смелость, что, дескать, некоторые из жителей Абу-Гоша и сами считают себя чеченцами. Так это или нет, наука умалчивает, но израильские «чеченцы» и чеченцы… чеченские (!) частенько обмениваются визитами. Здесь ясно только одно: гостеприимства ни той, ни другой стороне не занимать! Абу-гошцы – мусульмане и, как утверждают, лояльны к политике руководства Израиля аж с самого 1948г, когда поддержали создание государства Израиль. Желающие из них - добры молодцы, охотно служат в небоевых частях армии Израиля. .
Катим всё ниже и ниже по серпантину широкой дороги, смотрим налево, смотрим направо. Настроение приподнятое, уши не закладывает! Мимо проплывают высоченные заборы с ажурной проволокой наверху. Там - палестинские территории.
Далее, по пути, кое-где виднеются вышки, которые, как поясняют, в случае чего, защищают израильские автомобили от нападений арабов. Времена тревожные…
На общем бело-кремово-коричневом фоне встречаются зелёные деревца, цветастые кустарники.
Ступенчато выстроились дома с плоскими и покатыми крышами, многие из них - с белыми и чёрными баками. Оказывается, по конфигурации крыш и цвету баков можно безошибочно определить, арабу или еврею принадлежит строение. Баки — это накопители атмосферных осадков для хозяйственных нужд. Копят, правильно и делают, вода-то дорогая! А баки - экономическая придумка. Белые – с мудрёными системами, чёрные – без особого мудрёжа. Нагрев от солнца, прям, как у дачников-огородников!
По ходу - то и дело встречаются бедуинские жилища: сараюшки, либо просто захудалый на вид навес, заброшенный на жердины, порою, и вовсе коробки, как бы сколоченные или собранные наспех из того, что было. Рядом, на улице, - сваленный в кучу нехитрый скарб. На верёвке болтается бельишко. Да… нищета-а… А это… вон там, что? А вон там… цистерна для воды (оказывается, воду привозят по заказу – хорошо!) А у того сарайчика… - спутниковая тарелка! - Нормально! А там вон - бойлер для подогрева воды! И… ого! – целых две легковушки! А у той вон лачужки… крутой джип! Ничего себе «нищета»! Здорово! Чуть погодя, знатоки сообщают: зачастую, изнутри такая сараюшка-кибитушка вся… в коврах сверху донизу! Оказывается, и навесы-то не просто «тяп-ляповские», а сработаны из валяной кошмы козьей шерсти: летние (облегчённый вариант - удерживают прохладу) и зимние - тёмные и толстые, не пропускающие сквозной ветер и сохраняющие тепло). — Вот так!! Эх, зайти бы в гости… Пустят, поди, да, как дорогих гостей, у красной стенки посадят - у мусульман-то ведь так! Но… нет времени, увы! Катим-покатим… Глядь: бородатый хозяин одного из жилищ в длинной до пят белой тунике (галабее), и в пёстром платке (куфии) – с двумя обручами на голове. Он на коричнево-зеленоватом склоне торопливо обходит стадо коз и овец и длинной палкой охаживает отбившуюся животину. Там же деловито бегает собака-помощница, чуть поодаль отдыхают ослик и два солидных верблюда, на третьем, гарцуя туда-сюда, восседает малец с голыми пятками.
Говорят, израильтяне относятся к своим бедуинам примерно так же, как и мы к… цыганам. А, между прочим, бедуины – самый древний народ пустыни. Как утверждают, им четыре-пять тысяч лет. Бедуины – исламисты с огромным стажем (с VI - VII в.), но с языческими обрядами. Правда, сначала они были язычниками, а в IV веке начали исповедовать христианство, но недолго, - уже в VI в. бедуины приняли ислам и стали говорить на арабском языке.
Гоняли кочевники гоняли стада по пустыне Негев тысячелетиями, и были довольны жизнью со своими традициями. И это уже вокруг них, бедуинов-старожилов, возникла и пала Османская империя! При них пришли и ушли британцы, и появились границы Сирии, Палестины и Иордании. При них возникло государство Израиль. И вот теперь им, этим кочевым жителям пустыни, израильские власти стараются привить оседлый образ жизни. Дают приличные дома, предоставляют всякие разные преимущества и льготы–заманухи на оседлость. Но… зачастую, рядом с домом рождаются те же сараюшки, навесы и т.п. убогие лачужки-палатки, где народ этот живёт своей, милой их сердцу, жизнью. Но сегодня в большинстве - уже… полуоседлой. - Кочевники в приказном порядке выселяются с самовольно занятых земель. Сараюшки разрушаются техникой – сравниваются с землёй. Периодически на этот счёт возникают протестные движения… Те из бедуинов, кто всё же отказался от кочевой жизни, занимаются животноводством, бизнесом, имеют высшее образование и работают в современных сферах с высокими технологиями. Есть бедуины и среди высокопоставленных чиновников. Молодёжь с удовольствием и добросовестно служит в израильской армии. Обладая «сверхчутьём», эти ребята являются очень ценными специалистами-следопытами, с поразительной точностью определяют любые, даже самые малейшие перемены в ландшафте местности. Определяют меру опасности. Прекрасное знание местности, острое зрение и прирождённые свойства воина пустыни делают бедуинов весьма полезными в разведке и в патрулировании. Бедуины служат сегодня на границе, в полиции, в рядах ЦАХАЛ в боевых и элитных подразделениях на самых трудных и опасных участках. И, чаще всего, бедуин идёт впереди воинской колонны и, по только ему понятным признакам, видит заминированные участки. - По сломанной веточке, по сорванной травинке, по чуть заметному следу на песке, по сдвинутому камню бедуин понимает, где и когда прошли террористы, где можно ждать засады. Эти ребята и сами могут организовать засаду так, что она будет полной неожиданностью для террористов.
Надо же… какой интересный народ!! Теперь хочется узнать о нём буквально всё. Обязательно надо почитать. А вот хороша ли довлеющая попытка переселить бедуинов – этих вечных пустынных странников в города?..
Мы продолжаем путь к Мёртвому морю. Шоссе отличное, широкое, с разделительной линией и большими щитами-указателями. По обе стороны - величественная пустыня с высокими и низкими горами, холмами, впадинами, каньонами, волчкообразными завихрениями и кратерами. Ощущение такое, словно, ты – в космосе осваиваешь планеты иных миров… так на картинках выглядит Марс. Кругом - жёлто-коричневая твердь и палящее солнце. Но вот издали замаячила радужная картинка… и в молочной дымке показалось… да-да, вот оно! Ну, здравствуй, славное море!Так вот ты какое! Киселём с янтарными берегами раскинулось оно вдоль дороги. А вдали проступили красочные оазисы, и на фоне голубого неба и моря с кипельными, как снег солевыми берегами, белоснежными кораблями застыли отели, ожидающие гостей. Красота!
Но… так заметно поменялись очертания моря! Кромка его далеко ушла вглубь, оголив и высушив большой участок берега. Если так пойдет и дальше, то… Печально всё это.
И всё же настроение курортное, и мы едем вдоль побережья. Слева – море, красуются лопастые оливковые рощи, внутри хлопочет народ, похоже, рабочие. Справа – шафранно-бурый «Марс» со своими холмами, горами, пещерами.
Вскоре проходим КПП. Молодые солдатики желают нам доброго пути и отличного отдыха. А мы желаем ребяткам хорошей службы на благо Родины! И въезжаем в Эйн-Бокек.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Спасибо за интересный рассказ -