Произведение «Мои (народные) университеты (05.08.2024)»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Сборник: Дневник
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 16
Читатели: 49 +1
Дата:
Предисловие:


Май 2023. Мой самый первый курс "актёрской игры".

Мои (народные) университеты (05.08.2024)

Я пошла заниматься импровизационным театром, когда прочитала в одной статье, что занятия театром полезны тем, кто заикается. Я не заикаюсь, но проблемы у меня были частично те же, что у заик. Запиналась, искала слова, так что немцы воображали, что я думаю по-русски и перевожу на немецкий, прежде чем говорить, стеснялась своего акцента, как заикающиеся стесняются своего заикания, любой разговор означал для меня уже сам по себе стресс.

С народными университетами я знакома с первых недель пребывания в Берлине в 1993 году. На первые деньги, полученные от арбайтсамта (ведомство по труду и занятости), купила себе электрическую пишущую машинку и пошла в Народный университет, чтобы научиться печатать на немецкой клавиатуре вслепую и десятью пальцами. На русской клавиатуре я это уже умела, и до распространения персональных компьютеров это был важный навык. Потом прошла ещё несколько курсов немецкого языка для иностранцев, полкурса арабского языка (полкурса - потому что начался ковид), лет десять назад - курс, где мы писали стихи, и курс, где писали рассказы, года три назад - курс, как писать автобиографию (было интересно, но курс был скорее о том, как не надо писать автобиографию, все приёмы и советы преподавательницы были, по-моему, вредными советами, хотя и пригодными для написания публицистических и научно-популярных статей). Года полтора назад ходила на курсы восточного танца (танец живота) и зумбы. Тоже не из любви к танцам, а потому что вычитала, что танцевать полезно.

Так что, почитав о пользе театральной терапии, я недолго думала, сразу стала искать подходящие курсы в берлинских народных университетах. У них свой сайт, где очень удобно искать, записываться и оплачивать нужный курс. 

Первый пройденный (в мае 2023 года) театральный курс для начинающих мне так понравился, что я ночью не могла заснуть и записалась на все курсы импровизационного театра для начинающих, в каких только были свободные места. К новому 2024 году я так обнаглела, что стала записываться на курсы импровизационного театра для продвинутых, и таким был последний курс, о котором я уже писала 02.08.2024.

***

Харди говорил, что если что-то не получается, то этому нужно радоваться, потому что там и "лежит сокровище". И что как раз тем, что не получается, нужно заниматься особенно интенсивно. 

Харди - преподаватель курса импровизационного театра, пройденного мной на прошлой неделе. Он актёр и режиссёр. 

Что я заметила: все преподаватели с актёрским образованием - очень милые люди, симпатичные, дружелюбные, открытые и общительные.

А про его совет заниматься тем, что не получается, я вспомнила, потому что не знала, что писать дальше. Харди говорил это об импровизационном театре: если не знаешь, что сказать или сделать в твоей роли дальше, то приветствуй это, здесь и "лежит сокровище". Не знаю, как в импро-театре, а в реальной жизни, я думаю, этот совет очень пригодится.

***

Первый недельный курс у Харди, для начинающих, я проходила ровно год назад. И с тех пор я прошла все курсы, которые проводил Харди и которые проводила его жена Милиша.

У меня была (и есть) стойкая привычка говорить слишком высоким голосом. А Милиша научила меня переключаться на низкий голос. Она считает, что именно этот голос - мой родной. Для меня он звучит прямо как бас, а Милиша сказала, что это драматическое сопрано. Теоретически драматическое сопрано немного выше, чем меццо-сопрано, а голос меццо-сопрано был у Людмилы Зыкиной. 

Правда, говорить высоким голосом я не отучилась. Как-то страшно: всё время пищала - и вдруг забасить.

Харди посоветовал Александре (женщина лет тридцати с лишним, она сильно хромает, может ходить, только опираясь на две палки, по образованию врач, работает не с пациентами, а со статистикой), Харди посоветовал ей поработать над голосом и спросить совет у меня, как поработать. Я сразу изменила голос и пробасила, что прошла курс у Милиши, и при дальнейшей импровизации я только таким голосом и говорила. Харди сказал, что у меня с моим новым голосом совсем другая энергетика.

На лето я была записана ещё на курсы импровизационного театра, которые проводят "Гориллы" - их многие считают лучшим импровизационным театром в Берлине и Германии. Прошла там два курса для начинающих, а от остальных курсов, на которые записалась, я отказалась. Отказалась, потому что они раза в два дороже курсов в Народном университете, а преподают в Народном университете ничуть не хуже, чем у "Горилл". И группы в Народном университете меньше.

Народ, занимающийся в Народном университете, в среднем старше, чем те, кто занимается у "Горилл". У "Горилл" я была старше всех с большим отрывом, а в Народном университете часто в группе один-два участника примерно моего возраста. И мне показалось, что у "Горилл" участники стараются показать, какие они успешные в импровизации и профессионально, стараются "выделиться", а в Народном университете импровизационным театром занимаются, как правило, люди с высшим образованием или студенты, и тоже с успешной карьерой, но никак не хвастаются этим, ведут себя как равные среди равных. 

Пришла я на курсы импро-театра вся закомплексованная разными комплексами. О страхе перед говорением и, отсюда, перед людьми я уже писала. К тому же ещё боялась, что буду старше и толще всех. И боялась, что вообще буду хуже всех. Наверно, даже чувствовала себя хуже всех. 

На курсах на прошлой неделе двое участников были примерно такого же возраста, как я. Выглядят они молодо, но я знаю, что Вольф недавно вышел на пенсию, а это значит, что ему больше 65 лет, и Юлия сама сказала, что ей 64 года. Харди сказал ей, что "у всех нас после сорока лет трудности с принятием перемен", и она возразила, что ей 64 года, и Харди ответил: "Я и говорю: после сорока".

Вольфа я знаю уже с других курсов. В этот раз я каждый раз приходила с опозданием (только в пятницу пришла намного раньше, до начала занятий), и пропустила разговор, где каждый коротко рассказывал о себе. Но с других курсов я помню, что Вольф был чиновником на верхних этажах руководства и что, выйдя на пенсию, он работает волонтёром, где он тоже руководит.

Юлия рассказала мне, что она выросла в двуязычной семье и владеет двумя языками как родными: немецким и итальянским. Студенткой она зарабатывала устным переводом, хорошо зарабатывала, и ей нравилось. А вот письменный перевод она ненавидела, плохо он у неё шёл. Я сказала, что у меня всё наоборот. И что письменный перевод меня испортил: привыкла думать над каждым словом, искать слово самое подходящее. Юлия же заметила, что именно это она ненавидит в письменном переводе и что может сидеть целый день, переводя одну-единственную страницу.

Студенткой Юлия была на презентации книги "Имя розы" Умберто Эко в Свободном университете (этот университет был основан в Западном Берлине, когда университет имени Гумбольдтов оказался в Восточном). Когда Юлия назвала имя Умберто Эко, она руками показала внушительные его размеры, и я сейчас нашла его фотографию в интернете - да, он был не худенький. Переводчиком на презентации был Буркхарт Крёбер - он же перевёл "Имя розы" с итальянского на немецкий. На презентации Крёбер переводил плохо, с итальянского на немецкий переводил плохо, а с немецкого на итальянский ещё хуже.  А вот книгу перевёл с итальянского на немецкий превосходно. Тут Юлия вставила, что Умберто Эко и сам знал немецкий, его жена была немка. В конце презентации Крёбер признался, что устно он переводит очень слабо. 

Юлия сделала вывод, что, очевидно, устный и письменный перевод - это разные виды языковой деятельности.

 
Послесловие:
Сопрано (итал. soprano от sopra «над, сверх») — высокий женский певческий голос. Переходные ноты: ми2/фа2/фа-диез2.

Драматическое сопрано
Диапазон: ля малой октавы — до III октавы.
Мощный, тяжелый голос, плотно звучащий на протяжении всего диапазона. Богатый средний регистр (фа1—ре2). Верхние ноты более употребимы на forte, piano поддаётся трудно.


Реклама
Обсуждение
     04:10 08.08.2024 (1)
1
Интересно ! 
Вы  такая  активная , Алёна !
     05:27 08.08.2024
Спасибо, Вера!
     15:53 07.08.2024 (1)
Алена, Вы молодец, рада за Вас!🌺🌺🌺👍
     17:19 07.08.2024
1
Спасибо, Тиа! 
     13:05 07.08.2024 (1)
Интересно Вы рассказываете об импровизационной театре 
     13:13 07.08.2024
Спасибо, Элина!
     12:41 07.08.2024 (1)
1
Очень интересно рассказываешь, Алёнка! У нас тоже есть такие театры, куда люди ходят с удовольствием.
Мой сын был очень стеснительным, ему посоветовали такой театр. Он там занимался год. И был хороший результат. После этого создал свою команду для игр типа "Что? Где? Когда?". Сейчас и на новом месте жительства нашёл единомышленников. В общем, стесняться перестал. И это здорово, что можно искать себя в любом возрасте.
     13:13 07.08.2024
1
Спасибо, Галя! 
Да, этот совет заняться театром я вычитала в русскоязычной статье. 
"Гориллы" проводят также курсы психотерапии или как они называются, не помню точно. 
И одна молодая женщина, с которой я то и дело встречаюсь на курсах импро-театра, рассказала, что для неё импро-театр стал психотерапией, раньше она сильно стеснялась, даже в магазин сходить за продуктами было для неё мукой, так боялась говорить с людьми. 
     10:47 07.08.2024 (2)
1
Для меня это необычная, хотя и интересная жизнь. Мне кажется, что это уже как бы хобби: проходить то одни курсы, то другие. Хотя может, что на курсах там просто люди находят близкий по интересам круг общения. А вот прочитать о жизни других людей, людей другой страны было любопытно. Спасибо.
     11:31 07.08.2024
Да, я знаю людей, которые познакомились на курсах и стали друзьями, и даже знаю одну пару, они познакомились на курсах в Народном университете.
     11:03 07.08.2024
1
Спасибо, Тося! 
Это даже больше, чем хобби, это уже аддикция, почти болезненная зависимость.
И не я одна такая. Постоянно встречаю на курсах одних и тех же. Например, Клаус, ему лет 50-60 на вид, он говорит, что начал заниматься импро-театром три года назад и с тех пор почти не пропускает ни одного курса. При этом он работает, но работает из дома, в сети. Может быть, ему недостаёт живого общения, вот он и увлёкся курсами в народном университете.
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама