Произведение «Школа сегодня и завтра»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Произведения к празднику: День знаний
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 798 +1
Дата:

Школа сегодня и завтра

Завтра начнется новый учебный год. Первое сентября – праздник, День знаний. Ученые установили, что у малообразованных людей клетки организма стареют быстрее, чем у тех, кто имеет высшее образование. Образование делает головной мозг более устойчивым к разрушению, помогает клеткам быстрее восстанавливаться. Для того, чтобы образование нейронов в мозге происходило в течение всей жизни, надо постоянно «нагружать» свой мозг, получая новые знания и впечатления.

День знаний отмечается как государственный праздник с 1984 года. Первые лица государства традиционно поздравляют  учителей и учеников. В программах ТВ в этот день снова будут умилительные речи о педагогах, о том, что государство и впредь будет оказывать учительству всевозможную помощь, достойно ценить их каторжный труд и т.п. А что на деле?

Читаю откровенные письма педагогов на интернетовском «Учительском портале» и поражаюсь. Боже, сколько бюрократии, формализма, очковтирательства, показухи, бумажной рутины в школах! Даже, как у офицеров Капустиноярского гарнизона, многочисленные красные папки в ходу. Для ублажения вышестоящего начальства.
Процитирую лишь три коротких письма:

1.«…Я вот тоже вопрос завучу задала, для чего в папке классного руководителя восемь разных документов (под разными заголовками) должны содержать сведения о месте работы родителей и домашний адрес ученика. Почему одного документа с этой информацией недостаточно? Ответа не было. А врага я себе нажила. Никто из учителей меня не поддержал. Противно…».

2. «Одно из нарушений в школе в протоколе комиссии указано: проверка тетрадей учителем ведется разными ручками, даты работ ребенком не указываются, а если указываются, то не совпадают с датой темы школьного (теперь еще и электронного) журнала".
Директор среагировал быстро по предотвращению подобного нарушения. Издал приказ о создании в школе комиссии по проверке того, как учителя проверяют тетради и совпадают ли даты в детских тетрадях с датами журнальными.
Вчера на совещании директор заявил, что он понимает "маразм" проверяющих, но вынужден подчиняться. И у учителей есть только два выбора: либо соглашаться с этим маразмом, либо не соглашаться, но писать заявление об уходе. Другого не дано!"

3. «Учитель - достояние России». Это как? Я ощущаю себя маленьким винтиком, который закручивают, срывая резьбу. Жаль, что я не из стали… А что будет, когда сорвется «резьба»?

Школа "прогинается" перед чиновниками. Перед их постоянными требованиями статистических подсчетов, да к тому же "это нужно было сделать вчера". Школьные педагоги буквально стонут от обилия документации, которую приходится заполнять каждый месяц. По данным исследований, в среднем школа должна представить до полусотни отчетов в месяц в различные, часто никак не связанные с образованием, организации.

Сегодня практически в каждой школе с завидной регулярностью строчат методические разработки, статьи. А детей учить когда? Есть должностные обязанности и этого должно быть достаточно. А методразработки и статьи должны писать методисты- профессионалы, или люди от науки, или учителя-самородки.

На учителей топают ногами, обвиняют, унижают. Свои ошибки, просчеты легче свалить на учителя, чем признать, что он (чиновник от образования) не справляется со своими обязанностями. Я бы не сказал, что это маразм. Просто многие управленцы не очень знающие и компетентные люди. А зарплату терять не хочется. Вот и стучат ногами: федерация на департамент, тот на директоров и т. д. Ну и естественно, кто у нас самый крайний? И самый бесправный?

В Госдуму внесен проект нового закона «Об образовании». Он не предусматривает повышения зарплат учителям. Сельские педагоги и вовсе лишаются федеральных льгот, в том числе при оплате коммунальных услуг.
Минобразования, планировавшее повысить зарплаты и сохранить льготы, встретило сопротивление Минфина, не желавшего ни того, ни другого. В результате проект ушел в Думу с поправками Минфина.

Объявленное в прошлом году повышение зарплат не состоялось. Выросла не оплата труда, а совокупный доход. Средняя же зарплата молодого учителя сегодня - 6-7 тысяч. Доля расходов на образование в России составляет 3,5-4,2 % от ВВП. Между тем Бразилия намеревается довести ее до 10%.
Для тех, кто недоволен своим положением, есть система ЕГЭ. Вы что-то там лопочете о зарплатах? Посмотрите на результаты своих учеников: вы и на это не заработали!

Сам по себе нонсенс: работа на полную ставку на квалифицированной работе не обеспечивает возможности нормальной жизни. С точки зрения санитарно-гигиенических норм человек должен работать на одной работе, чтобы иметь возможность восстановить свои силы. Не зря же придумали 8-часовой рабочий день, а не 12-часовой.

Учителя выкладывается полностью, домой "приползают", и снова - гора тетрадей, конспекты. А власти кинут очередную подачку - и радуйся... Разве они себе установят такую зарплату? Уж себя-то они не обидят.

И всё же, судя по официозу, будущее не столь мрачно. Есть и светлые перспективы.

Например, поставлена задача: довести зарплату каждого педагога до средней по экономике того региона, где трудится учитель. И это - как минимум.
Кроме того, соотношение учительского дохода и средней зарплаты по региону закреплено в проекте нового закона "Об образовании в РФ", который уже внесен в Госдуму и будет рассмотрен в начале осенней сессии, возможно уже в октябре.

Вместе с законом об образовании в России будет принята и госпрограмма "Развитие образования", рассчитанная на 2013-2020 годы. Уже сейчас можно сказать, что цели она ставит грандиозные, в том числе и в части финансового обеспечения учителей. Так, например, планируется, что зарплата преподавателей составит 200% от средней по экономике, тысяча учителей ежегодно будут получать премии по 200 000 рублей, а молодым учителям дадут льготные ипотечные кредиты.
А пока, судя по мониторингу, зарплаты все же растут. В каждом регионе - по-разному.

По словам победителя конкурса "Учитель года-2011", биолога из села Баловнево Липецкой области Алексея Овчинникова, большинство регионов уже довели или почти довели зарплату учителей до средней по экономике. Например, в его родной Липецкой области средняя зарплата по экономике почти 19 тысяч рублей, доход учителя - около 18. Вроде бы сопоставимо.

Но ведь приравнивают высококвалифицированный педагогический труд, как правило, на полторы ставки, к самому среднему по региону. Приравнивать к среднему показателю нужно не зарплату, а ставки, учитывать именно средний заработок педагога за ставку, а не идти путем увеличения оплаты за счет дополнительных часов работы. Этот путь точно приведет к снижению качества педагогического труда.

Одной из воодушевляющих новостей педагоги считают то, что будет, наконец, ликвидирована большая часть бумажной волокиты. Отчеты и доклады в письменной форме министр образования и науки Дмитрий Ливанов с сентября обещал сократить. «Уменьшу отчетность в разы!»
Поживем – увидим. Кстати, чем же тогда займутся менеджеры в департаментах? Ведь в каждом – около сотни менеджеров, а то и две. Неужто их того … в школы? Лет двенадцать назад читал в «Учительской газете», что в системе образования непосредственно с детьми работают 28% работников этой системы. Интересно было бы узнать, каков этот процент сейчас.

Но ведь министр четко сказал, что взамен повысит ТРЕБОВАНИЯ к качеству образования. Как хочешь, так и понимай эти слова, но они учителя не обнадеживают, вызывают дурные предчувствия. Ведь в который уж раз … Да и чем будет министр мерить это самое «качество» – количеством пятерок в журналах? ЕГЭшными баллами? Мониторингами? А чем мерить духовность и нравственность?
Д.Ливанов «успокоил» людей по поводу того, что платных предметов в школах введено не будет, более того, количество обязательных часов будет увеличено до 37.

- Сегодня содержание образования во многом определяется Единым госэкзаменом, а не стандартами, это в корне неправильно, - считает Д.Ливанов. - Неконкретность при описании образовательных результатов в федеральных государственных стандартах общего образования, которые уже приняты, делает практически невозможным ведение объективной и справедливой системы оплаты труда. Результаты очень плохо прописаны. Мы это исправим.  То, что стандарты уже приняты и действуют, не означает, что в них не могут вноситься изменения. Они будут.

Будет меняться и ЕГЭ. В частности, в некоторых экзаменах появятся так называемые речевые задания. Устная часть тестов будет разработана скорее всего для ЕГЭ по иностранным языкам, русскому, литературе и некоторым другим гуманитарным дисциплинам. Кроме того, через 2 - 3 года некоторые ЕГЭ разрешат сдавать сразу по окончании курса, в течение всего года, а не только в июне в выпускном классе. Так, например, если курс географии старшеклассники заканчивают в 10-м классе, то при желании они смогут сразу же сдать и "единый" по этому предмету.

В общем, впереди – новые реформы российского образования. Будем верить, что они ему помогут. А пока – с наступающим Днем знаний! С первым сентября!

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:48 31.08.2012
С праздником, коллеги! С Днем знаний, дети и родители!
     08:38 31.08.2012
Да! С наступающим Днем знаний!
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама