Произведение « Казус свободного времени» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 51 +2
Дата:
Предисловие:

Мечтания о свободном времени в пространстве «торжества» роботов и компьютеров превращаются в поиск хоть какого-то занятия, дабы не впасть в прострацию. Чем всё это нам грозит? И какой может быть выход?

 

Ключевые слова: время, народ, человек, цивилизация, самосознание, информация, освобождение, власть, элита, интеллектуалы, обыватели, креативность, коллапс.

Казус свободного времени


За всё время существования цивилизации подавляющей массе населения, занятой с утра до ночи подневольным или обязательным трудом для прокормления, приходилось только мечтать о свободном времени.

Карл Маркс, не преминувший заметить это обстоятельство, даже сделал целью стремления к коммунизму именно обретение каждым человеком свободного времени, намного превышающего нормативы обязательного труда, в надежде на постепенное очеловечивание аборигенов.

По его словам, в конце концов наступит такой этап в развитии общества, когда «мерой богатства будет… отнюдь уже не рабочее время, а свободное время» [1, т. 46, ч. II. С 217].

Эта замечательная перспектива освобождения от трудовых усилий в обретении «богатства» привлекла к его социальной теории такое неисчислимое количество сторонников, что с тех пор мировое сообщество никак не может успокоиться под их натиском.

Что же на самом деле произойдет с народонаселением, если оно получит искомый продукт в недалекое время?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала разобраться с основными стратами этого населения.

Народ или вся масса населения каждого государства разделяется в соответствии с имеющимся у индивидов соотношением типов сознания на следующие основные категории: обыватели, представители властных структур и прочие «руководители» (элита), неформалы-интеллектуалы.

Об остальных слоях трудящихся и нетрудящихся мы тоже кое-что скажем ниже, но сначала обрисуем указанных в их отношении к свободному времени.

Слабое развитие самосознания и столь же слабое проявление низшего сознания (низкий уровень неудовлетворенности сознания в обоих случаях), которые находятся в уравновешенном состоянии, характеризуют основную по численности группу любых сообществ – так называемых обывателей, разнообразных по профессиям - от хлебопека и фермера до медработника и клерка.

Следствием подобной слабости является их незначительный интерес к любому делу, которое непосредственно с их благополучием не связано.

Как правило, высокий интеллект, который появляется не только вследствие обладания врожденными способностями, но и вырабатывается и укрепляется длительной учебой, участием в различных образовательных программах, стремлением к труднодостижимым целям, подобным индивидам не свойственен не только по причине отсутствия у них высоких стремлений, но и вследствие влияния посредственной или, - как раньше говорили, - мещанской среды, доступных социальных лифтов, финансовых средств на образование и т. д.

Таким образом, обыватели едины в следующем.

Все члены этого самого значительного слоя каждого сообщества ориентируются в основном на собственный рассудок и опыт: занятые собой и собственным благополучием, они не стремятся ни к «высоким», ни к «низким» целям, ограничиваясь желанием беспроблемной и сытой жизни, в которой неприятности желательно видеть только на экране монитора.

Обыватели не испытывают стремления к новому за счет собственных усилий, добиваясь более комфортного состояния в жизни с позиции простого приобретения и потребления готовых благ.

Эта, самая значительная часть населения, занята ежедневной монотонной работой, и, практически, не имеет перспектив для иного рода деятельности, которая могла бы способствовать развитию у этих масс самосознания.

Привычный стандарт диктует людям жить как все, потребляя то, что есть, создавая вокруг себя среду искусственных и естественных предметов только для того, чтобы регулярно обновлять ее, находя в этом непрестанном процессе удовлетворение.

При таком поведении человек фактически выказывает предпочтение монотонному существованию – как бы жизни-сну с редкими моментами пробуждения, которые, как правило, инициируются внешними обстоятельствами (женитьбы, развод, новая работа, болезни, смерть близких людей и т. п.).

Прожив свою жизнь, большинство людей с удивлением обнаруживают в ней, в сущности, отсутствие интересного и выдающегося именно потому, что старались следовать прагматическому подходу.

В этом отношении они удивительно схожи по поведению с животными, для которых, хотя они и не умеют рассуждать, главным является получение ощущений.

Такого рода персоны избегают участия в каких-либо общественных движениях, интересуясь только собственным благополучием, но сторонясь всякого риска.

Они не сопротивляются властям и избегают любого экстремизма, но только до тех пор, пока на карту не будет поставлено их выживание – поняв это, они всё и всех сметают без всяких колебаний и размышлений.

Если копнуть глубже и предположить, что собственное время каждого человека есть процесс получения и обработки информации, в котором он более или менее сознательно участвует, то любой обыватель в силу сравнительно низкого культурного и интеллектуального уровня, обусловленного слабым развитием высшего сознания, склонен потреблять соответствующие этому уровню информационные потоки.

Поэтому их новизна ограничивается глупыми телевизионными шоу или сплетнями в интернете.

Что-то более сложное, новое в науке, культуре, истории, технике, которое требуется не без труда осмыслить, обыватели не допускают в свою черепную коробку.

Поэтому не стоит удивляться казусу столь утилитарного употребления ими имеющегося свободного времени.

В наши дни свободное время для обывателя прежде всего означает благословенное избавление от любых трудовых усилий, если, конечно, размера выдаваемых ему заработной платы, пенсии или иного пособия лихвой хватает и на прокормление, и на некоторые приятные, но неутонченные удовольствия.

В Европе и США к настоящему времени даже появились практически неработающие субъекты-обыватели отнюдь не пенсионного возраста, которым вполне хватает пособия на жизнь, и их набралось уже не один десяток миллионов.

При этом надо отметить, что разделение и автоматизация труда быстро ведут к тому, что уже скоро подавляющему большинству населения, как минимум, развитых стран, не нужно будет участвовать в производстве товаров и предоставлении услуг.

Так что же эти бывшие трудящиеся-обыватели будут делать в обретенное наконец ими свободное время, о котором мечтал Карл Маркс?

Да, то же самое, что они делают сейчас потому, что иных интересов, кроме отмеченных, для них не существует, и только немногие из них буквально вырываются из этого болота, «вязкость» которого обусловлена слабостью их сознания.

В лучшем случае, они пляшут, размножаются и развлекаются всякими прочими простыми способами, например, играя в скат, баскетбол или домино, а также вышивая крестиком.

В худшем случае, они пьянствуют, увлекаются наркотиками, враждуют между собой, а наиболее агрессивные из них пытаются разными способами, в том числе и террором, дорваться до власти, чтобы еще с большим успехом пинать соплеменников.

Чем же можно объяснить столь печальный феномен, явно противоречащий идеям Маркса?

Некоторые биологи-эволюционисты, в частности, Савельев С. А. (книга «Церебральный сортинг»). считают такой катастрофический финал закономерным, констатируя следующее: «… человечество уже создало совершенные способы поведенческого отбора, которые разрушат наше сознание и уничтожат следы разума без всяких дополнительных усилий» [2].

Естественно, это утверждение слишком сильное, так как сознание, раз без него всё омертвляется, неуничтожимо в бытии, в отличие от человека и его цивилизации, но тем не менее, факт деградации этой части населения налицо, и она, по-видимому, будет только нарастать для обывателей в первую очередь вследствие неразвитости их самосознания, согласного всего лишь на сытую и беспроблемную жизнь, в течение которой свободное время можно использовать преимущественно для развлечений, а не чисто по биолого-эволюционным причинам, так как человек уже давно в значительной степени отделился от животного мира, и никогда в него не вернется. Порукой этому служит его самосознание, которое, появившись, уж никуда не денется, несмотря ни на что.

К обывателям по главной их характеристике – слабости сознания можно также отнести следующие значительные группы населения

Одну из них составляют неработающие пенсионеры.

Удручающее обстоятельство попадания в среду обывателей даже ранее вполне неглупых и довольно развитых субъектов обусловлено за редким исключением довольно быстрым падением у них уровня как низшего, так и высшего сознания.

Объяснение этому простое: с возрастом функционирование мозга ухудшается, в частности, память, быстрота реакции, сообразительность, острота понимания собственного места в мире падают. Сила, ловкость, предприимчивость, а значит, и конкурентоспособность в сравнении с более молодыми индивидами так же снижается из-за проблем со здоровьем.

[justify]Кроме того, человек на пенсии далеко немолод, а это означает, что

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Великий Аттрактор 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама