Уроки от тёти Изи. Занятие №4.
- Ну, здравствуйте, детки! - обратилась к классу Изольда Карловна.
- Здрав-ствуй-те! - хором ответил класс, но все, как по команде, продолжали стоять и никто не уселся за парты.
- Почему стоим? Садитесь, мы уже поздоровались. Я вижу, вы изменились за два года, повзрослели. Что нового?
- Нового ничего, - ответил мальчик, который был старостой. - Еще немного и на улицу пойдем, а там, разберемся, кому учиться, а кому работать, так что ничего нового. Можно, мы чайку попьем во время урока? У нас и самовар есть, уже нагретый, и у каждого кружка с пакетиком чая приготовлена. Так что, можно, Изольда Карловна?
У тети Изи навернулись слезы на глазах, от естественного предложения - "чайку попить" во время урока. "Какие же хорошие у нас дети", - подумала Изольда Карловна и махнула рукой. - Наливайте!
В классе послышался стук ложек о чашки и стаканы, и пока дети наслаждались свободой во время урока, тетя Изя открыла портсигар и закурила "Беломор". После третьей затяжки у нее закружилась голова и она тоже налила чайку из электрического самовара.
- О чем бы вы хотели со мной поговорить, милые детки? Знаете, я так рада, что снова увидела вас, вы даже не представляете.
- А мы как рады! - сказала девочка с третьей парты и залилась румянцем.
- Мы хотели бы поговорить с вами об уважении. Почему, оно есть на словах, а на деле .... никто никого не уважает? - спросил мальчик с последней парты.
- Чаёк допью, докурю папироску и поговорим, - ответила Изольда Карловна, и посмотрела с унынием на портреты Пушкина, Достоевского, Толстого и Макаренко, которые висели на стенах класса. Потом выглянула в окно и увидела, как дворник сметает листву с тротуаров, потом на осенние деревья посмотрела, а когда глянула на свои руки, покрытые морщинами, ей почему-то стало жаль себя. "Неужели, жизнь прошла? А что я полезного сделала для себя, если мне за работу всегда платили не много, а что платили - на эти деньги не пошикуешь. Даже на подарках для друзей экономила, это же неуважительно, по отношению к труду учителя. И образование у меня высшее, а что толку с того? Сам себя успокаиваешь, говоришь, что деньги не главное, но как жить без них? И мне не надо доплачивать за полторы ставки или за классную работу, я просто хочу учить детей! - мне это нравится. А если мне не хотят платить достойно, значит я .... кому-то не нравлюсь? Разве может быть такое в системе образования? И что, что я сейчас должна рассказывать детям об уважении, если учитель - неуважаемая профессия? Значит, я должна врать? Нет, на это я пойти не могу! Иначе, это буду не я".
Изольда Карловна прервала свои мысли и снова закурили, подойдя к открытой форточке. А класс, как по команде, молча наблюдал за ее движениями и ждал, когда начнется рассказ об уважении. Или, что это такое, для начала.
- Макаренко, Достоевский... Каких только фамилий нет в школе, на стенах и в учебниках. Но это все не признак того, что вы научитесь уважать людей. Уважать, сродни божьему дару, которое есть внутри каждого человека, а школа должна помочь вам научиться делать это правильно - уважать. Уважать, это прежде всего, не врать себе, никогда! И чем меньше вы будете врать себе, тем чаще вы будете оказывать знаки уважения всем, с кем имеете дело. В любой обстановке! - начала свой урок Изольда Карловна.
- А вы себе врете? - послышался голос из класса.
- Конечно. Как жить без этого? Вру так, что порой остановиться не могу, с утра до вечера вру.........
- А как это выглядит? - не унимался тот же голос из класса.
- Как? Очень просто: вы соглашаетесь с тем, что вам вдули в уши и потому не задаете вопросы, ни себе, ни тому, кто вам нагло врет в глаза.
- А почему вы не задаете вопросы? - спросила девочка с третьей парты и покраснела.
- Дорогие дети! Чтоб кому-то задавать вопросы, надо понимать, у кого спрашивать? И, каким образом спросить? А если не понимаешь, будешь вынужден принимать услышанное, как аксиому - другого выхода нет. И ты никому ничего не докажешь противоположного, если не перевел ее в теорему. И с этим будешь вынужден соглашаться, а значит, жить.
- А не тяжело, с таким грузом и на свободе? - захихикал староста, но класс его не поддержал.
- Тяжело. И это, практически ничего не сказать: очень тяжело. Здоровье от этого надрывается, поэтому рано и умирают люди.
- Назойливая реклама, это неуважение? - зашумели в классе.
- Да, неуважение, причем красочное. А краски напускают туман в голову и к рекламе привыкают.
- Вы связываете смертность с ... неуважением к людям? - спросил мальчик, который сидел за первой партой.
- Безусловно. Когда человек чувствует, что не от кого получить ответы на вопросы, он сразу начинает медленно умирать. Помните, я вам обещала озвучить азы нового предмета "Труповедение"?
- Помним! - зашумели в классе.
- Мне РайОНО не разрешил преподавать этот предмет, а предмет весьма увлекательный. Это вам не книги от Макаренко или Достоевского, там все по делу и нет никакой воды, чем и занята школа. Но у меня есть ученики, я в частном порядке читаю лекции по "труповедению", и они мне благодарны за то, что я рассказываю об азах, как не стать трупом в раннем возрасте.
- Мы тоже не хотим быть похожими на трупов! - зашумел класс.
Но..... Прозвучал звонок.
Изольда Карловна пообещала в ближайшее время продолжить разговор об уважении, чтоб немного пробудить в школьниках желание - не стареть раньше времени. А мы с вами прервемся не на долго, чтоб задуматься над тем, кого мы уважаем?
С уважением ко всем читателям Никита Антонович.
В прошлом, я рассказывал об уроках от тети Изи.
А сегодня о ней вспомнил, потому что случай представился, у школы.
И пришли на ум слова из ф-ма "Операция Ы": "Вот ты думаешь, это мне дали 15 суток? Это нам дали 15 суток. А для чего? Чтоб ты вел среди меня разъяснительную работу, а я рос над собой".
О случае ничего не расскажу - была "обычная" ситуация, выяснение отношений между родителями и учителями.
Но, почему-то стало мне жаль Изольду Карловну, которая вынуждена проводить профилактическую работу среди школьников, а труд учителя, как вы знаете - давно не ценится.
И не только учителя труд - никакой труд у нас не ценится, причем, так всегда было, чтоб ничего не выдумывать.
Почему? Как всегда нет денег, взамен нужен энтузиазм, и этим все сказано.
А деньги и есть одно из мерил любого труда, к которому можно пришить что угодно, даже почетную грамоту вместо уважения.
Именно уважение разрушило в нашем человеке чистые чувства и благодарность, потому что уважение поделили на "естественное" и "искусственное". А "искусственное" убило все разумное, что жило в человеке.
Изольда Карловна, как человек "бывалый", имела право на рассуждения, что есть хорошо или плохо. Потому, что хлебнула всего и по всякому, но как человек, она не сломалась. А это много значит, если кто не знает, что такое "бывалый"........................
Да что мы вообще знаем о жизни, если видим ее через телевизор и книги? А там расскажут, еще и напишут такого, чтоб выйдешь из школы с аттестатом на руках и начнешь шишки набивать. И так - всю жизнь, будешь в шишка, потому что школа ничему не учит, кроме академических наук, а это, считай, ничего не дает.
И потому: книги - коммерция, ТВ - коммерция, а что же не коммерция? Об этом и проведёт беседы с учениками, наша уважаемая Изольда Карловна, которую в школе всегда называли тётя Изя.