| Произведение «Пенсне и люди» | Будучи очкариком я интересовался тем, как люди справлялись с проблемами зрения и особо меня привлекали старинные аксессуары со стеклами.
Например, пенсне. Как оно держалось на носу без дужек и не сваливалось? Оказывается благодаря специальным зажимам на переносице.
Очковые линзы в пенсне удерживались переносицей с помощью креплений и носовых упоров, которые могли быть либо гибкими, либо неподвижными. Приблизительно со второй половины XIX века, во многом благодаря применению в изготовлении пенсне новых материалов, стало возможным создание моделей, бывших одновременно и легкими и прочно сидевшими на носу, что дало новый толчок бурному распространению пенсне как повсеместному оптическому аксессуару. Металл в пенсне часто оказывался заменен другими материалами, такими как рог, целлулоид, каучук и др.
Этот оптический прибор появился еще в XVI веке во Франции, а широкое распространение получил уже в XVII веке. И назван он на французский манер pince-nez – "защемляю нос".
В России этот аксессуар получил распространение после появления фотографии 1860-х гг. великого князя Константина Николаевича, сфотографированного в пенсне. Впоследствии и другие князья и княгини России стали публично носить пенсне.
Великий князь Константин Николаевич Романов
Если же вспомнить, кто из известных наших соотечественников носил пенсне, то сразу приходит на ум образ писателя Антона Павловича Чехова.
Антон Павлович Чехов
Хотя оно вошло в жизнь Антона Павловича достаточно поздно, пенсне на шнурке он начал постоянно носить с 1897 года.
Опять-таки, вспоминая образы с пенсне, можно вспомнить и Председателя ВЦИК Якова Михайловича Свердлова.
Яков Михайлович Свердлов
Кожанка, пенсне и горящий взгляд - вот собирательный образ революционера первых лет революции.
Еще один персонаж в пенсне - Лаврентий Палыч Берия
Лаврентий Павлович Берия
Правда он носил не только пенсне, которое стало выходить из моды в послевоенные годы, но и очки в тонкой оправе, а вот его образ отложился именно в пенсне.
Вот такое разное пенсне - символ и интеллигентности, и революционности в светской среде.
А жаль, что его сейчас не носят... |
| |