Лариса Викторовна, как всегда, проснулась очень рано. Солнышко ещё не встало. Только-только забрезжил рассвет.
Вдруг поняла, что сегодня ей спешить никуда не надо. Со вчерашнего дня она полноправный неработающий пенсионер.
Ей стало грустно и как-то неуютно.
Что же мне сегодня делать? Чем заняться – спрашивала она себя.
Будучи уже не молодой, она вела активную жизнь.
По стажу и возрасту она давно была на пенсии, но продолжала работать.
Всё же настал день, когда она поняла, что надо уступить своё место молодым.
Лариса Викторовна в далёкие семидесятые приехала в небольшой сибирский городок после окончания педагогического института. Да так и прожила здесь всю жизнь.
Ехала сюда с огромным энтузиазмом. В то время ей хотелось переделать весь мир! Работу свою она очень любила. Старалась вложить свои знания в полной мере каждому ребёнку. В своей школе воплотила несколько своих идей, что вынашивала ещё в институте.
Например: добилась, чтобы школе выделили земельный участок. На котором сами ребята стали выращивать овощи для школьной столовой и разбили там небольшой сад.
Организовала школьный театр. Ставили сценки про школьную жизнь. Сценарий писали совместно с ребятами.
Лариса Викторовна ввела на большой перемене между уроками музыкальную паузу. Звучали шедевры инструментальной музыки. Старшеклассники на этих переменах под музыку Чайковского, Штрауса и Шопена учились танцевать вальс.
Организовала продлёнку для тех детей, чьи родители работали посменно.
Она готова была работать сутками. Столько в ней было энергии и сил.
Даже тогда, когда у неё появилась семья, она много своего времени отдавала школе. Через пять лет она стала завучем, а вскоре директором. Была строгой, но справедливой. Относилась ко всем детям одинаково, не глядела, из какой он семьи. Для неё были все равны, был ли это сын депутата или сын дворника.
Для больных детей хроническими заболеваниями она “выбивала“ путёвки в санатории. Сама работала без отпуска. Летом следила, как выполняется ремонт школы. В зимние каникулы вместе с детьми ходила в лыжные походы. Организовывала выезды в областной центр для посещения театра и концертных залов.
Пережила вместе со страной перестройку, оставалась такой же неподкупной и честной.
Учила детей справедливости.
В это время её попросили уйти с директорства. Она ушла. Стала преподавать в старших классах биологию и географию.
Старалась привить ребятам любовь к своей Родине, уметь стоять на её защите.
На свои уроки она приглашала ветеранов ВОВ и молодых ветеранов – воинов интернационалистов, прошедших войну в Чечне и других горячих точках.
Сегодня она почувствовала себя такой одинокой. В её душе творилось нечто такое, как будто у неё закончилась жизнь…
Лариса Викторовна ходила по квартире и не понимала, как ей жить дальше! Без ребят, без школы!
Мужа не стало несколько лет назад. Дочь жила в областном центре. Она навещала Ларису Викторовну, но не так часто. Дочь продолжала династию матери. Работала преподавателем в школе.
Лариса Викторовна решила прогуляться по городу, посидеть на лавочке в парке. Надо начинать жить, как живут все пенсионеры,– думала она.
Проходя мимо доски объявлений, она остановилась и, не понимая зачем, начала читать эти объявления. Её заинтересовало одно, где искали репетитора для ребёнка по географии и биологии. Она так обрадовалась, что немедля позвонила по указанному телефону.
С тех пор она не сидит без работы. Все её ученики поступали в вузы, и родители дали ей такую рекомендацию, что у неё нет отбоя от желающих получить знания именно от неё.
Лариса Викторовна, как никто другой, умеет заинтересовать и умеет отдавать все свои знания, накопленные за долгую и нелёгкую, но такую прекрасную жизнь…
«Учитель – не «всемогущий взрослый», который имеет власть над «невежественным ребёнком». Учитель и ученик – равные партнёры, «равные не по знаниям или жизненному опыту, но по человеческому достоинству»
— (Фабер Мазлиш).