Произведение «Ученик чертёжника»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Мемуары
Сборник: Отсебятина
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 18
Читатели: 201
Дата:
Предисловие:

Ученик чертёжника

В старших классах советской средней школы был такой предмет – черчение.

  Был он в 9 классе и особого восторга у меня не вызывал. Чертил я не ахти как. Ну не передались мне по наследству гены моей мамы-художницы. А чертить на уроках надо.

  Наш преподаватель черчения, Филипп Васильевич, был довольно известным в узких кругах художником-графиком и иллюстратором и заодно преподавал черчение в школе.


  Как и все художники, и вообще, творческие люди, он витал в своих творческих горизонтах, но сам предмет преподавал со знанием дела. У него был небольшой кабинетик, где хранились и выполненные школьные задания, и его творческие материалы – эскизы, наброски, готовые рисунки и т.д. Вот только в том порядке, который «поддерживался» в кабинетике, сам черт мог ногу сломать.


  После каждого урока, на котором мы выполняли, шурша ватманскими листами и гремя готовальнями, классные задания, Филипп Васильевич просил одного из учеников собрать все работы и отнести к нему в кабинет. А т.к. я сидел на первой парте, то чаще всего об этом он просил меня.

  Однажды так получилось, что я не справился с заданием и, собирая работы других ребят, свою работу «забыл» сдать.

  На следующем уроке объявлялись оценки и конечно мою фамилию учитель не назвал.

  - Филипп Васильевич! Вы мне оценку не объявили.

  - Да? Странно. Сейчас посмотрю, - шелестит своими записями, - точно, нет оценки. Значит я забыл ее записать. Тебе пять.

  «Вот повезло»- мелькнуло у меня в голове. – «Я не сдал работу, а учитель все-равно поставил пять. Может попробовать так еще раз поступить?»

  Да, это сейчас, с высоты прожитых лет понимаешь, что обманывать нехорошо, но разве в школьные годы мы не пытались иногда получить незаслуженную оценку?


  Как бы то ни было, такой способ получения оценки оказался вполне рабочим и у Филиппа Васильевича не возникало подозрений, а почему пропадали только мои работы? Правда, чтобы эти подозрения убить в зародыше, я пару раз изымал из стопки собранных чертежей задания, выполненные кем-то из моих товарищей, и они так же получали оценку «отлично».


  В итоге первые две учебные четверти у меня по черчению красовалась в табеле пятерка.

  Но, как можно догадаться, час расплаты настал. И расплата была довольно необычна.

  За неделю перед новогодними каникулами Филипп Васильевич оставил после урока меня и еще одного нашего ученика и огорошил новостью:

  - Во время зимних каникул в нашем районе пройдет олимпиада по черчению и вас, как отличников, я включил в списки участников.

  (От каждой школы участвовали по два человека).

  - Так что каждый день после уроков я жду вас у себя, буду рассказывать, какие там могут быть задания и как их надо решать.

  Мы с товарищем переглянулись, но возразить нам было нечего. С учителем не спорят.

  Всю неделю Филипп Васильевич рассказывал нам про олимпиадные задания и как их надо выполнять, а потом наступил «день Х».

  Не буду описывать, как я пытался хоть что-то вспомнить, чему нас учил преподаватель, и выполнить конкурсные задания. Скажу только, что в итоге я (который совсем не чертежник) занял 6-е место из десяти, а мой товарищ, который честно получал на уроках свои пятерки, занял второе место, но с конца.

  Каким образом мои чертежи оказались не самыми худшими среди всех участников, мне совсем непонятно, но факт остается фактом. Я стал шестым в общем зачете, а мой товарищ – девятым.

  Естественно, что наш преподаватель черчения был расстроен такими результатами. Может он даже стал подозревать, каким образом я стал отличником, но больше пятерок я у него не получал. Да и сам я решил теперь не рисковать и не мухлевать с заданиями на уроках.

  Вот так и появилась у меня в аттестате итоговая оценка по черчению – четыре.

  p.s. Зигзаги судьбы. Когда я приехал в Ленинград к родителям, то после того, как я ушел с первого курса филфака ЛГУ и перед поступлением в военное политучилище, я месяц работал в одном проектно-технологическом институте (где трудилась и моя мама начальником оформительского отдела). И был я там… учеником чертежника, о чем и была сделана моя самая первая запись в трудовой книжке.

Обсуждение
01:53 18.11.2025(1)
1
Замечательный рассказ!
В школе у нас была женщина преподаватель черчения. Она всегда имела при себе простой карандаш с очень твёрдым графитом.
Подойдёт в классе на уроке: посмотрит, что кто чертит; и - если не понравилось, буквально режет ватман наших чертежей этим карандашом.
Хочешь, не хочешь, а исправить уже ничего невозможно. Чтобы сдать работу приходилось начинать всё заново.
Сейчас бы я, разумеется, штамп в правом нижнем углу рисовал только после её проверки!))
02:47 18.11.2025(1)
Аристарх Палеолог
Ну да. Умная мысля приходит опосля. Раньше всё делали так, как скажет учитель. И угловой штамп тоже рисовали по команде, а не когда в этом был смысл ))
11:13 18.11.2025(1)
1
Замечательные времена мы застали, всё же!
Я как-то начал записывать свои воспоминания о студенческих годах. И постепенно вспомнилась масса забавных случаев.
Отчасти схожа с этой Вашей историей о не нарисованных чертежах моя, как я получал свой первый зачёт в институте.))
Преподаватель допустил ошибку. Разрешил студентам не по-одному к себе подходить, а одновременно всем сколько поместится рядом с его столом. А у меня ни одна лабораторная работа не была до этого защищена у него, однако мне удалось тогда получить зачёт за них одним общим автоматом, и без единого вопроса ко мне с его стороны!)))
11:23 18.11.2025(1)
Аристарх Палеолог
Это точно насчет времен. Я здесь опубликовал свои воспоминания об офицерской службе, тоже вспомнились забавные моменты в службе. Например, как я в Ленгосуниверситет поступал будучи офицером и сдавал экзамен по методичке профессора, который принимал у меня экзамен по русской литературе. )))
11:29 18.11.2025(1)
1
Прочитаю обязательно.
У нас  были преподаватели требовавшие на практических занятиях практически дословно пересказывать написанные ими учебники, и рисовать абсолютно все схемы оттуда! Один такой ответ мог длиться два - три часа! Отвечали-то преподавателю не все из группы за один день.)
Только на экзаменах и удавалось у них нам вздохнуть: там немного полегче было!))
11:34 18.11.2025(1)
Аристарх Палеолог
А у меня вышло так, что я прочитал методичку для поступающих, главу, посвященную "Бородино". И когда рассказывал про это преподавателю, оказалось что он был автор этой методички. Ну и за то, что я вовремя процитировал его опус, получил "удочку", которой мне хватило для поступления
11:42 18.11.2025(1)
1
))) Бывает!..)) У нас были преподаватели, которые задавали вопросы до тех пор, пока студент не сможет ответить на первый из них! Потом с чистой (ли?) совестью ставили двойку и отправляли на пересдачу! Или же, пока преподавателю не надоест получать правильные ответы на свои вопросы.)) Но мне и к таким "старшим товарищам" подход находить удавалось.
Иначе точно вылетел бы с любого курса: начиная с первого и вплоть по пятый.
12:08 18.11.2025(1)
Аристарх Палеолог
Да, воспоминаний о нашей молодости много. И веселых, и не очень.
12:10 18.11.2025(1)
1
Стараюсь забывать плохое. Впрочем, и о чём-то хорошем, просто не пишу никогда. Есть темы, которых для себя не считаю возможным касаться.
12:26 18.11.2025
Аристарх Палеолог
Понимаю. Мне тоже приходится "фильтровать" воспоминания
23:48 06.03.2025(1)
1
Виктор Зубарев
Черчение - один из самых нелюбимых предметов. Особенно тушью. А ведь ещё и толщину линий надо было соблюдать. Хорошего способа выкрутиться я не придумал. Отмучился уже и не помню как. 👍
00:00 07.03.2025
Аристарх Палеолог
Точно. Я его тоже не жаловал. Чертежник из меня, как из Кисы Воробьянинова натурщик для сеятеля 
00:53 21.12.2024(1)
Давид Мкртчян
01:11 21.12.2024
Аристарх Палеолог
12:17 30.11.2024(1)
Виктор Левашов
13:56 30.11.2024
Аристарх Палеолог