Произведение «ПРОПАСТЬ» (страница 1 из 7)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Оценка рецензентов: 8
Баллы: 8
Читатели: 470 +4
Дата:
Предисловие:
А вот и новая книга!

ПРОПАСТЬ

Пропасть
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. ОТЪЕЗД
Кто мог подумать, что им приспичит отправить на это с виду простое задание, именно меня, а не кого-либо другого. Иногда, кажется, что судьба несправедлива, жестока, но, что если это урок? Возможно, мы встречаемся с кем-то, чтобы этот человек объяснил нам что-то. Возможно, с некоторыми мы расстаёмся, потому что урок уже преподан нам... Кто его знает? Может быть, моя история покажется странной, но я вынес из неё многое.
Началось всё в одно прекрасное, я бы даже сказал дивное, зимнее утро. Жил я тогда в огромном особняке в городе Пёсмилле. Как обычно за столом собрались я, моя мать, невеста и родители Трейси – моей любимой. Мы обручились с ней совсем недавно, а через месяц должна была состояться свадьба.
- Милый, тебе письмо,- Трейси передала мне небольшой голубой конверт с красной печатью – печатью королевской семьи.
Именно перед своей свадьбой я должен был уехать в другой город на свадьбу герцога! Ирония судьбы! Но, как бы печально это не звучало, я не мог отказаться от этой поездки. Мне дали неделю на сборы, поэтому медлить я не стал. Мать и Трейси помогали мне, и через несколько дней я уже был готов к дороге.
Странное дело – меня не покидали чудные мысли. Мне чудилось, будто это путешествие изменит меня. Я старательно отгонял навязчивые думы, списывая это на волнение перед дорогой.
Итак, я собран. Пора отправляться, если я не хочу опоздать на мероприятие.
- Доброго пути! Я буду ждать,- сказала Трейси перед тем, как дверь экипажа закрылась за мной.
- И я,- это уже было сказано больше самому себе.
Ехать было всего три дня. Как по мне, это не слишком-то долго, но скучно. За окнами мелькали поля, деревья, иногда появлялись редкие деревенские дома. Спасало только чтение, да и то было недолгим, ведь меня страшно укачивало, стоило моему взгляду упасть на строки в книге. Есть и спать мне также приходилось в экипаже.
Прошёл день. Меня по каким-то непонятным причинам не покидало чувство приближающейся опасности. Для меня это было дико, ведь я часто бывал в дороге, но такого никогда не испытывал. Сначала я подумал, что что-то забыл дома, но после тщательной проверки выявилось, что всё было на месте. Тогда решил перепроверить дату – нет, не опаздываю. Больше мне в голову ничего не приходило. Я старался себя успокоить, но усмирить я мог только голову, сердце продолжало меня тормозить.
                                                           ...
Второй день пути подходил к концу. Солнце медленно садилось за горизонт, оставляя за собой лишь яркое свечение на снегу. Я как обычно смотрел в окно, наблюдал за сменяющими друг друга пейзажами.
Когда стемнело, мы подкатили к лесу. Вид густого тёмного леса ещё больше растревожил меня. Я почувствовал, как начало биться сердце.
- Чушь!- заявил я себе.
Карета начала трястись сильнее, потому мне пришлось совсем отложить чтение и наблюдать за деревьями и за чёрной, пугающей темнотой между ними. На меня эта картина немедленно навела ужас вперемешку с непреодолимой тоской по тёплому моему поместью.
-«Что может скрываться за этой тёмной стеной? Возможно ли такое, что моё волнение не напрасно? Бред! Наверное, я просто сам себе придумал эти кошмары»,- от скуки я начал вырисовывать на стекле узоры,-«Хорошо, что снег есть. С ним как-то светлее и веселее».
Именно с такими мыслями я задремал. Задремал, а зря.
Глава 2. БЕГИ
Очнуться меня заставил резкий толчок. Мы остановились. Я уже хотел выйти и спросить, что случилось, но за окном пронеслось что-то тёмное. Душа ушла в пятки. Что такое делается? Внезапно прямо за окном возникла морда: грязная, покрытая лишаями и другими болячками! Глаза дикие, смотрели мне прямо в душу. Тут я не выдержал и сиганул через другую дверь прочь из экипажа.
Оказалось, их было несколько. Я не стал медлить и помчался прямиком в густой лес, дабы скрыться от преступников. Последнее, что я мог заметить краем глаза – окровавленный снег.
                                                           ...
Я бежал до тех пор, пока не вымотался окончательно. Рухнув на снег, я ясно осознал, что жизнь моя висит на волоске и вот-вот может оборваться. Мой экипаж разгромили матёрые бандиты, и наверняка, они этот лес знают, как свои пять пальцев. Мне не выбраться отсюда! На этот раз я не дал панике завладеть мною, а сел и принялся напряжённо размышлять и придумывать, как мне выбраться из этого места.
- «Жаль, что при мне нет карты. Клянусь, ежели суждено мне выбраться отсюда, то я буду везде носить с собою карту!»,- сказал я самому себе.
Но, в любом случае, сейчас при мне не было ни карты, ни компаса. Одним словом, я был гол как сокол! Пришлось самому как-то бродить меж деревьев.
- «Надо было бабушку слушать»,- я вспомнил, как моя любимая бабуля всё детство рассказывала мне про лес и природу в целом, а я только отмахивался от неё и бежал дальше играть с друзьями.
В данный момент я не смог вспомнить ничего, кроме того, что грибы с красными шапками есть нельзя. Но грибам-то сейчас не сезон, поэтому информация, выуженная из недр моего сознания, была абсолютно не к месту.
После грибов я вспомнил, что я должен здесь чем-то питаться. А чем? Что можно найти зимой в лесу!? Нашёл шишку, попробовал, но очень скоро понял, что на этой пище я долго не протяну. Кора деревьев? Тоже глупость! Кушать уже хотелось, а нечего было, поэтому приходилось только медленно идти вперёд, надеясь на счастливое стечение обстоятельств.
Ко всему этому, я ещё и продрог до костей, потому что все мои вещи были мокрые от снега, а запасное всё осталось в экипаже. Наверное, сейчас мой тёплый кафтанчик носит какой-нибудь драный разбойник! Возмутительно! А что поделаешь?
                                                                     ...
Солнце уже начало подниматься из-за горизонта, а я всё ещё бродил по лесу. О том, чтобы вовремя успеть на свадьбу герцога, речи уже не шло. Единственное, чего я в тот момент желал – выбраться из проклятой чащи живым, и желательно здоровым. Всё моё тело болело и просило дать ему хоть малейшего отдыха, но разум твердил, что если сейчас я остановлюсь, то выбраться уже не удастся никогда.
Через, примерно, полчаса я оказался на поляне. Вроде обычное место, но испугало оно меня до дрожи в коленях. Повсюду здесь были следы, причём, как я понял, свежие! Значит, поблизости кто-то ходит. Я был почти уверен, что это были те бандиты, напавшие на меня. Они же видели меня тогда, а теперь охотятся!
-«Вернусь назад»,- сказал я себе.
Теперь я потащил себя обратно по своим же следам. Погода, кстати говоря, мне тоже на руку не играла: именно в этот момент небольшой снежок, падавший всё это время с неба, превратился в самую настоящую пургу! В тот момент мне показалось, что я умру прямо здесь и сейчас, но сдаваться мне вновь не позволил разум, сказав мне идти вперёд.
Вскоре, когда на землю начали опускаться сумерки, я свалился прямо в сугроб. Сил идти далее более у меня не было – я истратил лимит доступной энергии. Глаза потихоньку начали слипаться.
                                                           ...
Совершенно удивительным было для меня проснуться на следующий день. Я-то уж грешным делом посчитал себя мертвецом, тело которого будут прямо в лесу клевать вороны! Наверное, не такой уж я и невезучий, каковым себя считаю.
Итак, продолжился мой путь. Теперь я уже мог двигаться чуть быстрее, ведь время отдохнуть у меня было. Конечно, голода моего утолить не удалось, но хоть выспался.
-«Как там Трейси? Как мать? Наверняка изволновались все, пока ждали от меня вестей. А я при себе имею лишь носки промокшие! Как же желаю я попасть сейчас домой, а не шататься меж деревьев!»,- голод отошёл на второй план, уступая место бесконечному потоку мыслей и воспоминаний.
Именно сейчас меня разволновал тот факт, что я могу опоздать на свою свадьбу! Это открытие повергло меня в дикий ужас! Ещё кошмарнее было для меня осознание того, что Трейси...
-«Брось эти выдумки!»,- приказал я себе,-«Она тебе будет верна всегда!».
К вечеру что-то внутри меня вновь затрепетало. Мне вновь не давало покоя предчувствие! Как же я устал от этого! Но, как мы успели понять, такие сигналы игнорировать не стоит, поэтому я остановился около большого дерева, решив дождаться утра здесь, а не продолжать свой путь. Здесь остановилось тело, но не мысли, которые продолжали мирно течь в моей голове.
Внезапно моё внимание отвлёк хруст веток. Кто-то пробирался по лесу. Через мгновение я смог расслышать хриплые голоса.
- Эльфреда, я жрать хочу!
- Жизель, виновата я, что ни одного зайца нет!?
- А я вот что-то учуяла.
Моё сердце пропустило удар: этим чем-то, видно, был я. Я напрягся. Ни хруста снега, ни хруста веток, что могло означать лишь одно – они остановились, они принюхивались...
Именно в этот момент я совершил роковую ошибку, повлёкшую за собой череду моих дальнейших приключений. Если бы я не сделал того, что сделал, то может быть, я бы выбрался из леса, пришёл бы домой, и жил бы себе да жил. Но, моё сознание решило по-другому – оно мне дало команду:
- Беги!
Я сиганул с того места, где находился всё это время. Жизель и Эльфреда – опытные охотницы – мигом уловили движение и ринулись вслед за мной. Как бы я не старался сбить их с толку, петляя меж деревьями, но ничего не получалось. Заставить изголодавшихся волчиц оставить добычу может разве что сама смерть. Вскоре я понял, что я больше не слышу их.
-«Они отстали?»- подумал я.
Я уже обрадовался, но из темноты на меня выпрыгнула огромная волчица и прижала меня к земле. Из пасти её на меня капали слюни, а два голодных, свирепых глаза испепеляли меня взглядом.
- Жизель, я поймала его!- крикнула она,- Ты не кролик...
-«А похож?»- пронеслось в моей голове.
В этот момент пришла Жизель.
- Мы не будем его есть сейчас,- сказала Эльфреда.
- Почему?- удивилась вторая волчица.
- Потому что он – домашний пёсик. Таких любит наш вожак... Мы отведём его в нашу стаю,- глаза её недобро сверкнули.
Последнее, что я запомнил – удар по голове и тьма.
Глава 3. МОРАНА
Проснулся я и на следующее утро, что стало для меня ещё большим удивлением, чем предыдущее моё пробуждение. Я, прошлой ночью, уже и думать забыл про жизнь, а тут я жив.
[i]Конечно, надеялся я, что всё, что случилось со мной – сон, но открыв глаза, я понял, что я на самом деле в плену. Голова раскалывалась, но я умудрился подняться и

Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Повесть «Пропасть» — это аллегорическое путешествие молодого человека, оказавшегося между двумя мирами: человеческой цивилизацией и дикой природой, и прежде всего — между самообманом и истиной. На первый взгляд, история Фостера напоминает классическое приключение с элементами романтики и фантастики, но за внешним сюжетом скрыт глубокий философский пласт: о природе любви, о цене выбора, об ответственности перед теми, кто любит нас по-настоящему.

Герой повести — Фостер — в начале истории наивен, самоуверен и полон иллюзий. Он верит, что его ждут, что всё под контролем, что жизнь по-прежнему проста и понятна. Но лес — с его законами, жесткостью и честностью — разрушает все прежние схемы. Волки, в частности Морана, оказываются существами не только дикими, но и — парадоксально — более человечными, чем те, кто остался в городе.

Морана — безусловно, самый выразительный и трагический персонаж повести. Сильная, гордая, но способная любить — она становится зеркалом для Фостера, в котором он впервые видит самого себя. Её поступки полны подлинности, а чувства — бескомпромиссны. Её гибель — кульминация повести и нравственный приговор главному герою.

Финал «Пропасти» — сильный, мрачный, пронзительный. Он рушит все иллюзии, оставляя героя в одиночестве перед собственной пустотой. Автору удалось не просто рассказать историю — а передать внутреннее падение через внешние события. Пропасть здесь — не только географическое место, но и символ: лжи, предательства, утраты смысла.

Язык повести местами перегружен, особенно в первых главах: есть избыточность, повторения, немного книжной наигранности. Но по мере развития сюжета стиль становится чище и эмоционально точнее. Особенно удачны диалоги между Фостером и Мораной: в них слышен не только конфликт, но и сложное притяжение двух душ.

«Пропасть» — это взрослая история о том, как мы теряем тех, кто был рядом, ради того, что оказалось миражом. Это рассказ о выборе, за который платим не сразу — но навсегда. Это повесть о том, как легко предать любовь, которая была настоящей, ради любви, которая оказалась лишь отражением собственной иллюзии.


Краткое содержание  

Глава 1. Отъезд
Фостер, молодой человек, накануне своей свадьбы с Трейси получает срочное письмо с поручением поехать в другой город. Оставив невесту и мать, он отправляется в путь, испытывая тревожное предчувствие.

Глава 2. Беги
По дороге на героя нападают разбойники. Он спасается бегством в лес, теряется и едва не погибает от голода и холода. Его находит волчица по имени Морана и приводит в волчью стаю.

Глава 3. Морана
Фостера приводят к вожаку стаи — Кеану. Волки хотят убить человека, но Морана заступается за него. Он остаётся в стае как пленник. Пытается понять, что с ним происходит, и впервые сталкивается с жестокими, но справедливыми законами леса.

Глава 4. Ты — член стаи
Герой нарушает волчьи порядки и получает жестокое наказание. Постепенно он осознаёт, что его прежние понятия о справедливости не работают здесь. Волки живут по иным, суровым, но честным законам. Начинается его внутренняя трансформация.

Глава 5. Любовь и ненависть
Фостер всё ещё надеется вернуться домой. Он пишет письма матери и невесте, просит Морану передать их. Их отношения становятся сложнее — между ними возникает притяжение. Герой разрывается между прежней жизнью и новой.

Глава 6. А любит ли?
Фостер спасает волчонка от медведя и серьёзно рискует жизнью. Это вызывает уважение у стаи и у Мораны. Он начинает сомневаться в чувствах Трейси. Морана говорит ему: любовь — это поступки, а не слова. Герой стоит перед выбором, но не решается.

Глава 7. Сердце волка
Морана возвращается из города с новостями: она видела, как Трейси сожгла его письмо. Герой отказывается верить, но затем узнаёт, что Морана хочет выйти за него замуж. Он решает сбежать и, обманув её доверие, готовится к побегу, делая вид, что принял её чувства.

Глава 8. Пропасть
Фостер бежит и возвращается в город. Там он находит Трейси с другим мужчиной и узнаёт, что его мать умерла. Его прежняя жизнь разрушена. Он возвращается в лес, но стая ушла. Старая волчица рассказывает, что Морана покончила с собой, а Кеану умер от горя. Повесть заканчивается осознанием героя: он первым сорвался в пропасть — в моральную, внутреннюю, — когда предал ту, кто действительно его любила.


Разбор по главам

Глава 1. Отъезд
Завязка, введение в мир.
Хороший старт с элементом предчувствия и тонкой тревоги.

Что работает:
Атмосфера таинственности (герой получает важное письмо перед свадьбой).
Первое предчувствие беды — удачный психологический акцент.
Сразу дан контраст: уют дома — и тревожная дорога.

Что можно доработать:
Формулировки перегружены (избыточные вводные, длинные фразы).
Герой выглядит несколько книжным, даже немного карикатурным в своей драматичности.

Глава 2. Беги
Переход к активному конфликту.
Глава строит мост между обыденной жизнью и сказочной / аллегорической частью.

Что работает:
Сцена нападения и побега — динамична, вызывает интерес.
Эмоциональное напряжение растёт (блуждание в лесу, голод, холод).
Постепенно появляется «лес как отдельный мир».

Что можно доработать:
Бандиты появляются из ниоткуда и исчезают без последствий — их образ недоработан.
Герой до сих пор не проявляет инициативы, а только реагирует.

Глава 3. Морана
Кульминация первой сюжетной дуги (захват героя).
Появляется главная линия: дуализм между человеческим и звериным, но при этом человечным.

Что работает:
Появление Мораны как таинственной и притягательной фигуры.
Введение в мир стаи.
Увеличивается философская глубина: волки как иное общество.

Что можно доработать:
Опять-таки: волки почему-то пощадили человека — нужна мотивация.
Герой принимает происходящее слишком легко.

Глава 4. Ты — член стаи
Развитие взаимоотношений, внутренний конфликт.
Глубже раскрывается философия стаи, появляется интересный диалог о правде и справедливости.

Что работает:
Суровость стаи передана через наказание.
Герой оказывается втянут в другую систему ценностей.
Хорошо подан конфликт версий правды (город и лес).

Что можно доработать:
Некоторые сцены слишком театральны (50 ударов палкой — перегиб).
Фостер всё ещё пассивен, даже в момент унижения.

Глава 5. Любовь и ненависть
Обострение отношений, углубление лирической линии.
Глава задаёт вопрос: кто в этом мире настоящий «дикарь»?

Что работает:
Очень сильная сцена с письмом: Фостер пишет матери и Трейси.
Контраст: дикие волки уважают личные границы (не читают письма), а люди — нет.
Вопрос веры и доверия развивается.

Что можно доработать:
Некоторые философские размышления выглядят немного навязчивыми.
Диалог с Мораной об отношениях мог бы быть эмоциональнее.

Глава 6. А любит ли?
Подготовка кульминации, развитие драмы.
Герой впервые выходит за рамки эгоизма, появляется сдвиг в сторону нравственного пробуждения.

Что работает:
Эпизод с медведем и самопожертвованием Мораны — эмоционально сильный и кинематографичный момент.
Герой впервые начинает волноваться не за себя, а за другого.
Поднимается важная тема: поступки важнее слов.

Что можно доработать:
Финал главы (разговор на горе) мог бы быть чуть менее «разъяснительным» — доверие читателю ценится.

Глава 7. Сердце волка
Поворотный момент, моральный выбор.
Повесть выходит на пиковое напряжение: читатель понимает, что Фостер стоит на грани.

Что работает:
Морана — раскрывается как глубокий и ранимый персонаж.
Её признание в любви не пафосное, а почти трагическое.
Письма — как символы моста между мирами.

Что можно доработать:
Решение Фостера сбежать кажется слабым после всего пережитого — нужен более сложный внутренний конфликт, колебание.
Морана слишком легко доверяет, хотя должна была чувствовать подвох.

Глава 8. Пропасть
Финал, моральный приговор.
Пронзительный финал. Удар сильный, как у Чехова: тишина и пустота после трагедии.

Что работает:
Концовка очень сильная, философская, трагическая и неожиданная.
Образ скалы и «прыжка в пропасть» — яркий символ предательства и расплаты.
«Мёртвый город» контрастирует с живым, но лесом.

Что можно доработать:
Сцена с рассказом старой волчицы слишком «объяснительная» — лучше показать, чем рассказывать.
Морана заслуживала больше, чем рассказ о её гибели. Лучше бы финальный диалог.


Главные темы

Слепая вера и самообман. Герой верит в Трейси, хотя душой догадывается, что она лжёт.

Контраст дикости и человечности. Волки оказываются более верными, справедливыми, чем люди.

Истинная любовь — это действия, а не слова.

Цена предательства и личного выбора. «Пропасть» — не просто скала, а внутренняя катастрофа.

Разрушение иллюзий. Герой теряет всё, что считал настоящим, и осознаёт, где ошибался.


Стиль и язык

Сильные стороны:
Красочные описания леса, погоды, природы.
Сильные диалоги, особенно между Фостером и Мораной.
Удачный переход от бытового стиля к философскому.


Недостатки:
Избыточность, многословие, тавтологии.
Иногда стиль колеблется между «юным фэнтези» и «философским реализмом», что создаёт неустойчивость.
Некоторая прямолинейность в объяснении морали (в лоб).


Персонажи

Фостер:
Эволюционирует от наивного, эгоцентричного молодого человека до человека, столкнувшегося с собственным моральным крахом. Но: его развитие запаздывает, он слишком долго остаётся пассивным.

Морана:
Яркий, запоминающийся персонаж. Властная, гордая, но умеет любить. Она — настоящая трагическая героиня повести. Именно она вызывает симпатию, а не Фостер.

Кеану:
Сложный, но недостаточно развитый персонаж. Он мог бы стать ярким отцовским архетипом, если бы получил чуть больше сцен, особенно в финале.

Трейси:
Скорее функция, чем живой персонаж. Но именно её поведение запускает моральный конфликт.


Оценка

Что тянет повесть вверх:
Сильный философский финал.
Необычный сюжет и сеттинг.
Живые диалоги, мощный образ Мораны.
Символизм, внутренняя глубина.
Развитие темы нравственного выбора.

Почему повесть не дотягивает до «девятки-десятки»:
Пассивный герой.
Местами наивный стиль.
Поспешные или натянутые сюжетные повороты.
Недостаток нюансов в построении внутренней логики.
Оценка произведения: 8
Алёна Шаламина 05.04.2025
03:07 05.12.2024
Давид Мкртчян
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама