Читая народные былины, мы как-то не задумываемся
почему за свои подвиги руские (пишем с одним С, по старинке!),
богатыри получали от Владимира Красно Солнышко
чашу вина, а то и три ведра сразу? И богатыри
обязаны были выпить все одним махом.
По манере "пить залпом" иностранцы, говорят,
распознают руских. А понятия не имеют, что
эта чисто руская черта у нас - от скифов.
У скифов существовал культовый обычай Вознаграждения Героев, убивших в бою врага.
Царь со своих рук вознаграждал храбрецов. И тот обязан был выпить чашу вина (а то и целый жбан!)залпом, до дна, не отрываясь и не переводя дыхание.
А скифская чаша была не в пример современному стакану.
Называлась эта чаша Похвальной. Такой же культовой, как у скифов, она оставалась у русов, кого очень долго предпочитали называть скифами.
Эллины любили подтрунивать над выпивохой:"пьет, как скиф!" Или, пьяненькие, кричали "подскифь!" То есть, налей неразбавленного вина.
"Веселие Руси - есть пити, не можем без того быти!"- Провозглашали культовые тосты князья и дружина.
Вот и дохвалились, что культовая церемония Вознаграждения Героев превратилась в пагубную привычку у князей, бояр, а потом уже перешла в народные массы.
"Виноград приносит три грозди: первая - удовольствие, вторая - опьянение, третья - неприятности". Этот афоризм принадлежит скифскому мудрецу Анахарсису, кто не одобрял у своих сограждан пагубное пристрастие к вину.
Вот, что мы, наследники древнего народа, кого греки называли скифами, знаем об Анахарсисе? О человеке, перед которым склоняли головы философы и мудрецы Эллады?
Ан-ничего! Если кто и встречал его афоризмы в сборниках типа "Золотых россыпей" - то этим знакомство с Анахарсисом и заканчивалось.
Я решила восстановить историю жизни славного скифского мудреца. В рамках известных исторических данных, прибавив чуток фантазии. Итак...
Анахарсис или Анахар-сай (царь), а по-современному, Назар, - жил в 6 веке до нашей эры.
Его племянником был царь Антир, по прозвищу Идантирс (греческое Иданфирс ), знаменитый полководец и Герой скифо-персидской войны.
Царская «ставка» находилась в восточном Крыму, Киммерии.
Этот город «страны киммериан» , который тогда назывался Корд ( или просто Град), располагался на берегах судоходной реки Тиры (сейчас это – высохший приток речки Приморской, где находится городище ТИРИтака).
6 век до н.э. – время освоения Керченских берегов эллинским народом
из Ионии.
Юношей Анахар изучил язык этих эллинов, на котором общался с возлюбленной гречанкой из числа наложниц.
Через свою гречанку Анахар познакомился с культурой Эллады. И так увлекся философией, что стал забывать о своем воинском предназначении. Он мечтал побывать на родине любимой наложницы.
Мечта сбылась, когда он надел царское ожерелье, то есть, унаследовал власть.
Пользуясь неограниченными правами владыки Скифии, Анахар-царь мог позволить себе любой каприз. И позволил.
Он едет в Афины. Скифский царь воочию мог увидеть великолепные храмы и дворцы столицы эллинов.
Здесь он знакомится с поэтами, философами, политиками.
Греки поражаются образованности и уму светлоглазого варвара. Слава о нем бежит впереди него.
Анахарсиса, так называют его греки, тепло принимает великий Солон, один из первых законодателей Эллады, прадед не менее великого Платона.
Я полагаю, что именно от Анахарсиса Солон впервые услышал красивую сказку о Золотом острове предков скифов, который под час страшных землетрясений провалился под землю. Потом, будучи в Египте, Солон узнал, что этот остров называется Атлантида.
Многие знаменитости Древней Греции почитают за честь принять у себя знаменитого скифа.
Месяц за месяцем, год за годом... Возвращаться не хотелось. Но связей с родиной Анахар-царь не порывал.
Неожиданно он получает весточку, что брат Савлий (современное Савелий) задумал лишить его власти. Готовится заговор.
Пришлось с заоблачного Олимпа спуститься на грешную землю.
Срочно выехать в Скифию.
Морской путь пролегал мимо острова Кизик. Здесь корабль царя попал в шторм, да такой, что немедленно пристали к берегу.
На острове шумел праздник богини Кибелы. Анахарсис стал не только свидетелем, но и участником обряда, который запал ему на душу.
Человек бесстрашный, воин и царь по происхождению, распоряжавшийся судьбами тысяч людей, он вдруг прочувствовал всем нутром простую житейскую истину: слава, богатство, войны за власть, за землю - все это ничтожно мало по сравнению с любовью.
С той любовью, что "крепка как смерть". Через нее раскрываются и сбываются умопомрачительные мечтанья. Слившийся с естеством великой Кибелы, он познает тайны посмертного существования.
Ошеломленный новыми для себя открытиями, Анахар-царь клянется, что ежели живым доберется в родные пенаты – непременно станет поклоняться Кибеле, Великой матери людей.
Его жертва была принята и царь благополучно добрался домой.
Заговорщики притихли, когда царь неожиданно появился при дворе. Они ждали опалы, казни.
И были немало удивлены, что вместо властного, неулыбчивого и упрямого царя перед ними предстал добродушный и даже заботливый человек.
Царёв характер страшно не понравился Савлию. Он не верил в благожелательность Анахарсиса. Наверняка, опять что-то задумал? И точно.
В один прекрасный день Анахар-царь снова исчезает из дворца. Царь тайком уехал в Гилею - заповедную местность скифов.
Она находилась на востоке Киммерии (В данный момент большая часть Гилеи затоплена Азовским морем).
Здесь росла священная роща, где были пруды и озера, были
святилища с менгирами.
На цветочной поляне Анахар-царь осуществил свой обет. Стал готовить обряд посвящения Кибеле.
И позабыл обо всем на свете. Даже не догадывался, что завистливый брат тихонько следит за ним.
Вот, что видит ошеломленный Савлий.
Царь, переодетый в греческий хитон, с маленьким изображением какой-то богини на груди, бьет в тимпаны, вопит, как одержимый. Кружится в диком танце, тем самым вводит себя в сумасшедший экстаз.
Царь перенял чужие обычаи?!
Если до сих пор наш простой великий народ воспринимает в штыки все новое, считая его чужеродным, то наши предки за измену обычаям предков голову снимали с плеч!
Машинально Савлий выхватывает стрелу. Меткий выстрел избавляет мудрого и неудачливого царя от позора, а Савлия – от дилеммы "кому царствовать"?
Тут же люди Савлия прикончили охрану Анахарсиса.
А своим воинам, глядя им в глаза, Савлий сказал:" Царя ударила урага (это ядовитая змея), мы облегчили царю уход".
Но правду не скроешь.
Кто-то кому-то тихонько рассказал, и в народе из поколения в поколение переходила история о царе Анахаре, предавшего дедовские обычаи.
Скифы не простили Анахар-царю измены. Его имя, наверняка, забылось бы, как канули в лету имена прочих отступников и предателей.
Но помнили об Анахарсисе греки и при случае, повторяли его крылатые слова:
" Каждый человек равен самому себе".
Третейский судья - история – это мнение не оспаривает.
Послесловие: Имена Антир (династическое имя царя Идантирса) и имя Савлий я взяла для ЛГ своего романа "Золотой Колаис". Есть имя также Арианта, скифского царя, кто впервые произвел перепись своего народа (имеются в виду только воины), приказав им принести по наконечнику стрелы, из которых отлил огромных размеров котел. Скифская история мой конек, сильно увлекалась ею, общаясь с наши историками и археологами. |