Произведение «Ноги для репки» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 14 +4
Дата:
Предисловие:
В статье показана методика анализа и расшифровки известной сказки А. Н. Афанасьева "Репка". В ней было закодировано автором положение крестьянства после отмены крепостного права в России. Выявлены отдельные фрагменты скрытой от царской цензуры критики крестьянской реформы.

Ноги для репки





«Нога, которая приближает человека

к предмету его желаний, обувь, которую

он при этом ступает, и след, оставляемый

им на дороге, играют весьма значительную

роль в народной символике».

 

(А.Н. Афанасьев «Поэтические воззрения

славян на природу» т.1)

 

Наши сказки содержат в себе зёрна русских традиций и отражают болевые точки различных исторических эпох. В ХIХ веке они стали важной составной частью великой русской литературы.  Среди них есть сказки, которые знают все граждане нашей страны. Они будут популярными всегда и перед ними бессильно время.
 К ним можно отнести: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба», «Теремок» и многие другие.
Русские сказки для детей по праву являются в их жизни волшебным чудом. Они верят в их героев так же, как в деда мороза. Сказки питают детское сознание духовной силой и дают им начальное представление об окружающем мире, в котором они живут. Для них это первая ступенька в мир литературы. Они воспитывают детей добру и справедливости, взаимопомощи и заботе о старших.
 
Отцом русских сказок по праву является собиратель фольклора Александр Николаевич Афанасьев. Его сборник сказок в 3-х томах вышел в 1863 году после отмены крепостного права в России. Среди них - знаменитая сказка «Репка» под       № 89. Я отношу эту сказку для взрослого анализа и понимания её тайного смысла. Он закодировал в ней своё критическое отношение к крестьянской реформе 1861 года.
А.Н. Афанасьев в своём 3-х томном труде «Поэтические воззрения славян на природу» пишет: «Сказка не просто складка; в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не может быть и в самом деле нет ни нарочно сочинённой лжи, ни намеренного уклонения от действительного мира».
По своим убеждениям А. Н. Афанасьев был сторонником либеральных взглядов. Он был противником крепостнических отношений в России и ненавидел дикое барство в отношении крестьян. В центре его внимания были социальные и политические проблемы 50 – 60-х годов ХIХ века. Научные исследования А. Н. Афанасьева часто сталкивались с царской цензурой, поэтому часть своих трудов он публиковал за границей. Под запретом цензуры были некоторые его сказания, легенды и притчи.
В них он выступал против существующих пороков в России на основе права. Поэтому царские власти относили его к разряду неблагонадёжных людей.
Чтобы обойти цензуру, автор кодировал свои сказки с помощью загадок, показа языческих традиций, цифрового и метафорического языка.
Его сказка «Репка» была переработана для детей педагогом К. Д. Ушинским и опубликована в учебнике «Родное слово» в 1864 году. Он внёс в её содержание существенные изменения. 
Существует мудрое высказывание: «всё познаётся в сравнении». Чтобы его применить, я сравнил начальные строки сказки «Репка» у трёх её авторов и проанализировал их:
 
1. Сказка «Репка» для взрослых в обработке А, Н. Афанасьева:

«Посеял дедка репку; пошел репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может! Созвал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут»! 

 
2. А, Н. Афанасьев в своём сборнике сказок примечает, что сказка «Репка» была записана А. Харитоновым в Архангельской губернии. В ней был дан вариант сказки с оборванным концом. Её начало было записано так:
 
 «Был старик со старухою, насеяли репу. «Старуха! — зовет старик. — Я ходил, смотрел: репка частая. Пойдем рвать». Пришли к репке, посудили-посудили: как нам репку рвать? Бежит ножка по дорожке. «Ножка, пособи репку рвать». Рвали-рвали не могли вырвать...».
Значит это был большой урожай, а не одна репка.  Поэтому старику в уборке урожая потребовалась помощь со стороны.
 
А. Н. Афанасьев переделал эту сказку в своём варианте (1863 г.), применительно к положению крестьянства после отмены крепостного права в России. Свою оценку этой реформе он закодировал с помощью загадки из пяти ног, которые оказали помощь крестьянскому хозяйству деда.
 
3. Сказка «Репка» для детей в обработке К. Д. Ушинского записана так:
 
«Посадил дед репку - выросла репка большая, пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет потянет, вытащить не может. Позвал дед на помощь бабку».
 
Особенность его варианта состоит в том, что он обычную репу превратил в «большую, пребольшую».
 Такую гигантскую репу действительно потребовалось тянуть не только коллективно, но и с большими усилиями. В конце сказки он заменил пять ног на кошку и мышку. Игра в кошки-мышки гораздо понятнее для детей, чем неизвестные им ноги. Он освободил их от разгадывания скрытого смысла сказки, закодированного                        А. Н. Афанасьевым.
В любых русских сказках присутствуют ключевые слова, которые помогают раскрыть их реальный замысел. В сказке А.Н. Афанасьева таким словом является глагол – ТЯНУТЬ. Он повторяется много раз в различных вариантах. Даже корнеплод репу он подобрал под это ключевое слово. Если бы дед посеял рожь, то автору сказки потребовалось бы применить глагол жать. А при посадке картофеля пришлось бы его копать. Корнеплод репы относится к древним традициям в России. До 18-го века она была «вторым хлебом» у крестьян. Им хватало её на питание целый год. В неурожайные годы она спасала их от голода. По воле Петра Великого репа была постепенно вытеснена картофелем.
 
 Возникает вопрос, почему выбор А. Н. Афанасьева был сделан именно на глагол тянуть? Ответ я нашёл в толковом словаре В. И. Даля, который сотрудничал с автором сказки. Слово тянуть имеет в словаре множество различных значений. Среди прочих толкований этот глагол означает держать тягловую землю, быть тяглым и отправлять за неё все повинности в казну и на владельца земли помещика.
 
Существовало правило: «Кто за сколько душ тянет, столько и землицы берёт». По закону земельный надел выделялся только на мужскую душу. По официальным данным средний размер земельного надела после отмены крепостного права составлял примерно 3,3 десятины. В дальнейшем, по мере роста крестьянского населения эта земельная площадь будет сокращаться. В то время крестьянская семья была способна в среднем обрабатывать до 20 десятин земли (1 десятина – 1,09 га.).
 Слово тягло произошло от др.-рус. тянуть, т.е. нести повинности и обязанности, которые сохранились после отмены крепостного права. Это тяжкое бремя тянули в семье обычно муж и жена. Вот почему в сказке А.Н. Афанасьева дед позвал на помощь только бабку. Остальных помощников никто не звал. Они помогали деду на добровольных началах. Большинство крестьянских семей не могли справиться со своей нищетой и поэтому нуждались в помощи. Если семья была физически немощной, как старик, старуха и внучка, то ей оказывалась   помощь со стороны крестьянской общины. Только лишь с помощью физического труда было невозможно вытянуть крестьянскую семью из нужды. Ей требовалась другая помощь – земля в достаточном количестве.
Другим схожим словом в сказке является глагол «потянуть» (тянут- потянут). Оно означает: «быть приписанным к селу, по повинностям своим».
В самом процессе вытягивания репки из почвы автор закодировал число 10. Вначале её тянули четыре участника. Все они опирались ногами о землю. Таких точек опоры я насчитал десять: шесть - у деда, бабки и внучки и плюс к ним четыре – у собаки. От числа 10 произошло название десятина. Она стала единицей измерения площади земельных наделов. Десятина имеет и символическое значение, особенно в христианстве. Кроме этого, репку пытались тянуть девять участников (четыре + пять). Среди них особую помощь оказали 5 таинственных ног. И только после их участия была решена проблема урожая у крестьянской семьи.
 Причиной нищеты крестьян в России было хроническое малоземелье.
Доказательством этому являются убедительные факты.
По данным 10-й переписи населения к 1860 году в России было более 103 тысяч помещичьих хозяйств, которые в 1862 году имели в собственности 87,2 десятин земли. А 23 млн. крестьян получили всего 34 млн. десятин. В этом была главная причина нищеты крестьян. Решить эту проблему могла только радикальная земельная реформа на справедливой основе. По мере роста населения России в пореформенный период эти скудные наделы крестьян будут постепенно сокращаться. После отмены крепостного права часть их бывших земель была отрезана в пользу помещиков (отрезки), а за остальную землю полагался выкуп или погашение денежного кредита крестьянами в течение 49 лет.
Несправедливые аграрные отношения в то время сопровождались острой критикой в печати и карикатурами со стороны демократической общественности. Имели место и крестьянские бунты. Самой удачной и широко распространённой из них была карикатура крестьянина, стоящего на одной ноге. Это был очень убедительный символический образ малоземелья в царской России. См. рисунок:



Рисунок сопровождался текстом разговора помещика с крестьянином: «Что ты, мужичок, на одной ноге стоишь? Да другую, вишь, поставить некуда. Везде вашей милости землица. Боюсь, ещё за потраву судить будете».
Данный рисунок в разных вариантах широко распространялся в пореформенной России и был эффективным средством разоблачения недостатков крестьянской реформы. Она была проведена в интересах помещиков, а не крестьян. С помощью этой чудовищной несправедливости была заложена правящим классом дворян «социальная мина». Она позднее сработает и вызовет массовые выступления народа в трёх русских

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама