Летом 1940 года Фрида Кало находилась в тюрьме Мехико по обвинению в соучастии в убийстве русского революционера Льва Троцкого.
Кало и Троцкий познакомились в 1937 году, когда художнице было 29 лет, а политику - 57. Кало и ее муж, художник-монументалист Диего Ривера, были сторонниками марксистской идеологии и в 1927 году вступили в Мексиканскую коммунистическую партию. Под влиянием Мексиканской революции рубежа веков они выступали за народное правительство и считали, что политическая власть должна находиться в руках рабочего класса. На фреске Риверы «Арсенал» 1928 года Кало изображена как активистка. Одетая в рубашку с красной звездой, Кало раздает рабочим оружие, а над сценой развевается флаг с серпом и молотом Коммунистической партии.
В середине 1930-х годов Кало и Ривера считали себя троцкистами. Они внимательно следили за русской революцией и считали Троцкого героем Октябрьской революции 1917 года. Однако когда в 1924 году к власти пришел Иосиф Сталин, он понизил Троцкого в должности, а в 1929 году изгнал его навсегда. В результате Мексиканская коммунистическая партия раскололась на два основных лагеря: сталинистов и троцкистов.
Диего Ривера был тем человеком, который убедил президента Мексики Ласаро Карденаса предоставить Троцкому политическое убежище в Мексике. После нескольких лет, проведенных в Турции, Франции и Норвегии, Троцкий и его жена Наталья Седова сели на нефтяной танкер и причалили в Тампико, Мексика, 9 января 1937 года. Ривера в это время был болен, поэтому Кало отправилась встречать их в порт в сопровождении вооруженной охраны.
Кало и Ривера предложили Троцким свой второй дом, известный теперь как Casa Azul (Голубой дом), который был защищен охраной, баррикадами, закрытыми окнами и сигнализацией. Седова с нежностью вспоминала начало путешествия в письме друзьям: «Мы дышали свежим воздухом, проезжая через пальмовые и кактусовые поля Мехико. Наконец мы подъехали к Голубому дому, двор, полный растений, просторные комнаты, коллекции доколумбового искусства, картины отовсюду: мы были на новой планете, в доме Риверы».
Вскоре после того, как русская пара поселилась в Мехико, начался роман между Фридой Кало и Троцким. Секретарь политика Жан ван Хейеноорт рассказывал, что Седова не понимала английского - языка, на котором общались влюбленные. Фрида и Троцкий встречались в доме сестры художника, и политик вкладывал любовные записки в книги, которые давал мексиканке почитать. Однако, несмотря на то, что любовники сохраняли конфиденциальность, Седова быстро узнала об их романе и поставила мужу ультиматум: «Я или она», как отмечает исследователь Джерри Соутер в своей книге о Ривере, вышедшей в 2014 году. Похоже, что в то же время Фриде надоел их роман, и к июлю физическое влечение угасло. Некоторые историки считают, что для Фриды это была скорее попытка отомстить мужу Диего Ривере за его измены, чем глубокое чувство.
Роман между Фридой и Троцким закончился быстро, но их политические отношения остались относительно дружескими. Однако напряжённость между Троцким и Риверой привела к тому, что Троцкий с женой покинули Голубой дом и переехали в другое место в Мехико.
По мере роста власти Сталина число сторонников Троцкого уменьшалось, а его врагов множилось. В 1939 году Кало и Ривера перешли на другую сторону, став сталинистами. Художник и политик начали отдаляться друг от друга в плане политических идей. В отличие от Троцкого, Ривера поддержал генерала Франсиско Хосе Мугику на спорных выборах в Мексике, чтобы заменить Карденаса, а Троцкий назвал Риверу «младенцем в политике» и высмеял его за «политическую амбивалентность». Однако Троцкий пытался возобновить их отношения, он даже писал письма Фриде Кало с просьбой о помощи. Она так и не ответила.
20 августа 1940 года Рамон Меркадер, тайный агент, работавший на Сталина, убил Троцкого ледорубом. За год до этого Кало встречалась с Меркадером в Париже, почему её и заподозрили в соучастии в убийстве и арестовали. На следующий день она была освобождена.
Фрида Кало в Париже
Она посетила Париж по приглашению Андре Бретона, одного из ведущих сюрреалистов. Бретон, увидев её работы в Мехико, восхитился ими и предложил организовать выставку её картин во Франции, позиционируя её как сюрреалистку (что самой Фриде не очень нравилось, она считала себя реалистом, а не частью какого-либо движения).
Прибыв в Париж в начале 1939 года, Кало столкнулась с проблемами: Бретон оказался плохим организатором, и выставка была на грани срыва. Однако благодаря усилиям Марселя Дюшана выставку всё же удалось провести в галерее Renou et Colle. В то время её работы высоко оценили многие известные художники, включая Пабло Пикассо, который подарил ей серьги в форме рук, и Жоан Миро. Одна из картин Кало — Рамка — была куплена Лувром, что сделало её первой мексиканской художницей, чья работа попала в собрание этого музея.
Однако сама поездка в Европу оставила у Фриды негативные впечатления: она писала, что парижские сюрреалисты были ей неприятны, а сам Париж казался грязным и унылым. Вскоре после выставки она вернулась в Мексику.
В декабре 1936 года Троцкий получил сообщение, что его согласилась принять Мексика, где был избран президентом социалист Ласаро Карденас. 9 января 1937 года Троцкий прибыл на норвежском танкере «Рут» в Мексику, поселившись в пригороде Мехико — Койоакане, где следующие два года он жил на вилле мексиканского художника Диего Риверы и его жены Фриды Кало, а затем обзавёлся собственным домом
В статье о Фриде Кало про Троцкого чуть-чуть побольше, чем про Фриду Кало в статье о Троцком.
В 1937 году в доме Фриды и Диего ненадолго нашёл убежище советский революционер Лев Троцкий; у них с Фридой завязался роман. Считается, что уехать от них его вынудило слишком явное увлечение темпераментной мексиканкой.
Я бы, однако, кратко описала этот эпизод так: Лев Троцкий изменил своей жене Наталье Седовой с женой друга и в доме друга.





Вам, Алена, спасибо за такой экскурс в историю!