Произведение «Аптека для души»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 166
Дата:

Аптека для души

Без книг жизнь невозможна. Как вы думаете, почему? Значит, она невозможна и без библиотек. В Древнем Египте их называли «аптеками для души». Все дети, которым я задала вопрос, правильно ответили: сказали, что книги лечат. Как они лечат, мы вместе узнали. Самое интересное и удивительное, что ученики знают много цитат о книгах. Назвали несколько, их они использовали в сочинениях – рассуждениях о книгах. Вот они.
     «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать».( Дидро).
      «Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро»( Ф.Абрамов).
      «Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.»( Ф.Бэкон).
      Замечательные высказывания! Выучите, кто не знает. Разве можно сравнить хорошую книгу с «чтивом»,  с множеством ошибок в них? Зачем тратить время на такие «книги»? Они не сделают нас мудрыми, интеллигентными, не помогут в интеллектуальном развитии. Никакой гаджет не сравнится с хорошей книгой. Она стоит выше всех самых дорогих вещей. Один мудрый человек сказал: «Не тот умён, кто всё знает, а тот, кто знает, где и о чём можно прочитать».
        Конечно, некоторые иронически улыбнутся, потому что всё интересующее их можно узнать у «Алисы», «Маруси», «Сири». Я провела такой эксперимент: попросила искусственный интеллект написать сочинение « С чего начинается Родина»? Сразу выдали готовое сочинение. Да, всё правильно: соблюдены абзацы, выделены микротемы, нет ошибок. Главное – в работе, технически написанной, нет души, нет чувства Родины.   
     На эту тему я беседовала с детьми разного возраста. Спросила, поют ли они на уроках музыки песню  на стихи Матусовского «С чего начинается Родина?». Не слышали о такой...Показала клип, где её исполняли разные дети. Песня понравилась, восьмилетняя девочка сказала, что у бабушки она её прослушала несколько раз...(соросовская программа, зато в слова для запоминания вставлено слово «доллар» для учеников 2 класса). Удивилась, когда увидела...
      Вот он «Разговор о важном». Об этом надо рассказывать нашим детям, о символах Родины...Спросите у них, почему, когда играют гимн страны, все слушают его стоя, а у спортсменов – победителей на глазах слёзы счастья? Это и есть чувство Родины, потому что  их победа есть победа для Родины. Это патриотизм, воспитанный с детства родителями, учителями, тренерами.
        Когда иногда читаю комментарии о нас, о нашей стране, удивляюсь бескультурью, безграмотности. Стыдно за них, а ведь живут в нашей стране, получают наше образование. Зависть, ненависть такая, будто отняли у них самую дорогую вещь. И это не Родина...
       Не задумывались ли они о том, почему в такое тяжёлое время для страны возвращаются к нам те, кто искал счастья и хотел свободы? Нашли? Нет, чуждые ценности их не устраивают, не хотят, чтобы их дети были «оно», а не сын или дочь. Чтобы это понять, надо было пожить в «свободной» стране несколько лет. Теперь они и их дети будут знать,  с чего начинается Родина? А ОНА начинается с наших традиционных ценностей: с любви к семье,  к природе, нашей памяти об истории Родины...
      Возвращаюсь к « аптекам для души». Вся история развития человеческого общества связана с библиотеками. За них сражались, их сжигали, теряли, находили, спасали от врагов как самое дорогое. Если кто-то никогда не был в библиотеке, доставьте себе и детям такое удовольствие. Сходите и попросите любимую книгу в разных изданиях, даже детскую. Поверьте, это посещение не будет последним.
     Книги не хотят умирать. Уже кем-то прочитанные, кем-то забытые, брошенные, они ждут вас в библиотеках, чтобы рассказать свои истории. Прислушайтесь к высказыванию  писателя Фёдора  Достоевского: «Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное.»
Обсуждение
16:50 12.02.2025(1)
Анатолий Комогоров
Любовь к Родине воспитывать не надо — это естественное состояние души.
Важно это чувство в человеке не убить.
Понятно, что развивать и поощрять это чувство необходимо, только не теми способами, которыми пытались это делать юдокоммунисты.
Понимаю, что вы хотели сказать что-то значительное, но получилось как из заученной пропагандистской листовки.
Меня вы не убедили. Не нашли доводов, чтобы я вам поверил. Как-то всё слишком банально.
Начали о книгах, продолжили о библиотеках, а свели всё к любви к Родине.

Последние сто лет Россия — не самое привлекательное место для жизни. Такой вывод можно по множеству факторов сделать.
Например, потому, что россиянки детей не хотят рожать.
И, конечно, с любовью к такой непривлекательной Родине не складывается.
09:39 13.02.2025(1)
Здравствуйте!Благодарю за отклик, мне всегда интересны рассуждения умных людей с разным мировоззрением.Не могу согласиться, что любовь к Родине воспитывать не надо. Надо у детей, а у взрослых - поздно. Моё убеждение связано работой с детьми: обучением и воспитанием. Я вижу, чем живёт молодёжь сейчас(основная её часть).Конечно, вспоминаю своё октябрятское и пионерское детство, а вот комсомол...Принимали молодые чинуши -карьеристы.Их вопросы "отвратили" всякое пребывание в подобных организациях, поэтому не признаю никаких партий и никогда не вступала, хотя хотели туда "втянуть", тем более в ту, о которой Вы пишете. Пропагандой на эту тему никогда не занималась, за что и пострадала...Про библиотеки писала для учеников (такие темы были на ОГЭ и ЕГЭ. А вот чтобы не убить чувство любви к Родине, его надо сначала воспитать в детях на примерах из книг, жизни родителей.Трудно это сделать, если родители "другие", если они,кроме накормить, обуть, купить телефон детям, не интересуются их жизнью( конечно, не все).Я сожалею, что Вы не поняли...Я никого не убеждала, а отвечала на замечание о точке, которую поставил ученик( попросила напечатать текст, а он в заголовке поставил точку.) Статья"Аптека для души"была в помощь ученикам при подготовке к экзаменам...
14:07 13.02.2025(1)
Анатолий Комогоров
Чтобы не убить чувство любви к Родине, его надо сначала воспитать в детях на примерах из книг, жизни родителей.

«Воспитать чувство» — это немного не по-русски.
Наверное, воспитывают ребёнка, формируют у него общественно правильные формы поведения.
Например, учат вставать, когда звучит гимн.
Один чудак из интернета кошку научил вставать на музыку гимна СССР.
Но испытывает ли кошка гордость за свою Отчизну? Скорее всего, даже не понимает, о чём речь.
Если нам, советским людям, с пелёнок внушали, что мы живём в лучшем в мире государстве со справедливейшими законами и т. д., то всë равно у нас возникали вопросы, а почему у нас того нет и этого нет, и за самыми обычными продуктами питания надо в очереди стоять, и даже некоторые продукты по талонам продавали.
Ну не соответствие же слова делам — правильно? Правильно!
Трудно в такой ситуации гордиться своей родиной.
А если ещё удасться за границу поехать, посмотреть, как там люди живут, то и совсем можно родину разлюбить.
Ведь родина — это не только берёзки и ёлочки. В Российской империи в гимне были слова о царе — «Боже, царя храни»!
И в гимне СССР были слова — «И Сталин великий нам путь указал».
Сейчас вроде бы в гимне РФ нет слов о Путине, точно не знаю.
Но не может быть любовь к Родине и ненависть к её руководителям. Согласны?
Сейчас многие говорят, что родину любят, а её руководство не любят.
Но как минимум 80 процентов россиян уже любят это руководство, значит, те, кто не любит руководство, и 80 процентов населения РФ не любит.

А представьте себе жизнь где-нибудь на Гаваях. Там же всю жизнь можно в одной рубашке и шортах проходить, ну сандали ещё надо и плавки, чтобы в море купаться.
Птички райские поют, сиди играй на гавайской гитаре и в ус не дуй. Вот это РОДИНА!

А что у нас, всё правители, кого ни возьми, предатели, казнокрады и террористы.
Понятно, что и народ, выбирающий себе таких руководителей, не очень умный.
Газ по трубам гоним за границу, а сами дровами топим.
Все промышленные предприятия и технологии покупаем за границей. У нас даже собственной торговой сети нет, все торговые сети иностранные.
Гитары делать разучились! Всё покупаем у иностранцев.
В России плохо абсолютно всё. В футбол играть не умеем. Команды накупали африканских негров, и не поймёшь, за кого болеть.

Я-то вас понимаю и с вами согласен, что надо как-то учиться родину любить.
Но всё равно любить и гордиться принято не за то, что тебя лишают простейших свобод.
А в книгах там понапишут, чего и никогда не было.

Ещё раз вернуть к естественному чувству любви к матери. Мать ребёнка выносила, родила, выкормила грудью, и он ещё маленький, ничего не понимает, а маму любит.
А если мама его в дом малютки отдала и рос он там среди чужих людей, будет он эту маму любить?..

И библиотеки в советское время были скромными. Там не разгуляешься. Чтобы прочитать «Опыты» Монтеня, мне пришлось записываться в Ленинскую библиотеку. Там целая эпопея была, да зачем тебе это читать, почитай лучше «Молодую гвардию» и т. д.
17:45 13.02.2025(2)
Начала Вам отвечать -не туда нажала, наверное, и всё исчезло. Начну по-другому...С "Молодой гвардии".Улыбаюсь, потому что на днях моя взрослая ученица написала мне о сыне, который спросил её, зачем она в7 классе выучила наизусть "Мцыри"? Она рассказала, что прочитала "Молодую гвардию"и её поразил  эпизод, когда Ульяна Громова в застенках читала "Демона", чтобы поднять дух товарищей.Чтобы поднять свой дух, она решила выучить всю поэму( я им задала отрывок наизусть)...Продолжу позже...
20:37 13.02.2025
Она учила по одной большой главе, когда шла из школы, и по две маленьких.Так и выучила всю поэму. На вступительных экзаменах писала ответы на листочках. В комиссии посмотрели её листочек - ошибок не было,поэтому решили, что списала. Попросили что-нибудь прочитать наизусть.Читала Пушкина, Лермонтова, начала читать  "Мцыри"."Уложила" их на 12 главе. Доказала им, что на Чукотке тоже умеют учить.Теперь понятно, почему предлагали читать "Молодую гвардию".
     Теперь дети понятия не имеют о"Мцыри". Пишут, что в монастыре жили мцыри, а один мцырь убежал...Теперь школы не учат, а оказывают услуги. Какая там любовь к Родине, многие не знают, что это такое.
      С Вами во многом согласна, но не  со всеми рассуждениями. Большой жизненный опыт...Прав был Пушкин, согласна  с ним:"Два чувства дивно близки нам -
           В них обретает сердце пищу - 
           Любовь к родному пепелищу,
           Любовь к отеческим гробам.
           Животворящая святыня!
           Земля была б без них мертва". Вы не во всём правы...Разберутся и с моей Родиной -Господь знает, что мир изменится и люди  тоже. Жаль, что придётся ждать..."Но СВЕРХУ видно всё", как поётся в песне. С уважением.                   
17:58 13.02.2025(1)
Анатолий Комогоров
Хорошо, подожду...
15:42 14.02.2025(1)
    Пока  Вы ждёте, я опять о чувствах, конкретно о тех, которые воспитывают (вчера не успела -гости).Кроме книг, родителей, должен, на мой взгляд, быть человек, который поможет разобраться," что такое хорошо и что такое плохо". Таким человеком в нашей группе была женщина -героиня, которая во время войны  участвовала в боевых вылетах в авиаполку "Ночные ведьмы"в качестве штурмана, красивая, умная, скромная...Такой мы, студенты педвуза, знали её.После войны она преподавала нам методику русского языка. Любовь к Отечеству - от неё...
    А что сейчас? Увидела детей, которые пилили дерево, ломали ветки. Не выдержала, вышла и стала рассказывать, что дереву больно, оно живое(дети 1-2 класса).Оно вас запомнит, когда вы ломали и резали ствол.Рассказала им об экспериментах учёных, которые на комнатные цветы повесили приборы, а  потом подходили к цветам и выполняли разные задания: кто -то разговаривал , кто -то гладил листочки, а одному надо было сломать...На следующий день по очереди подходили к "своему".Как только подошёл тот,кто сломал веточку цветка, прибор начал писать. Вдруг мальчик стал снимать обувь.Я не поняла, а он показал поцарапанную ногу...Это он лез на дерево и ломал ветки. Я им, удивлённым, сказала, что так дерево наказало его. Пилу отдали, много чего рассказали, и я их больше не видела за таким занятием.
       Надо воспитывать, а не кричать на них. Они мне сказали, что с ними так не разговаривают и спросили, почему я не работаю в школе...
      Детей много умных, талантливых, но надо уметь с ними говорить на разные темы .К сожалению, студентов, наверное, не учат этому- примеров таких мало, поэтому одни воюют, другие пляшут. 
   Ждите, уважаемый мной оппонент, всё изменится и наладится. Мир зашевелился после разговора президентов - в ГД некоторые заговорили по-другому, испугались...                                                                                                     
16:20 14.02.2025
Анатолий Комогоров
Был похожий случай и у меня. Соседский мальчик залез на яблоню и прыгает на ветке.
Я ему говорю: «Зачем же ты так прыгаешь, ветка же может сломаться».
А он мне: «Не бойтесь, здесь невысоко, я не пострадаю»...
Я ему: «Я и не боюсь, что ты пострадаешь, я за дерево беспокоюсь, что ты его сломаешь».
Видимо, мы с вами в этом похожи.

Особых положительных событий от разговоров президентов я не жду.
Возможно, боевые действия на какое-то время прекратятся. Но эта война не закончится никогда.
Гость23:39 13.02.2025
Мне кажется, что в последнее время затаскали слово Родина. Это очень плохо, слова изнашиваются, обесцениваются.  Помните, у Маяковского, по поводу затасканности слова "ужас" -  "Железовут играет в бубен..." 
22:03 09.02.2025(1)
Моряна (Галина Димитрова)
А точка в заглавии - надеюсь, не в библиотеке так научили...
10:55 10.02.2025(1)
Вам показалось...Ирония, похожая на сарказм. Нет, в библиотеках не учат знакам препинания при оформлении заголовков - там прививают любовь к  чтению книг. Я в курсе, как оформляются заголовки. В рукописях всё правильно оформлено. К сожалению, приходится просить "знатоков" напечатать, вот и намудрили... А к другим знакам препинания у Вас есть претензии? С уважением.
11:15 10.02.2025(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Не ставила перед собой задачу - корректуру текста. Просто бросилась в глаза эта злополучная точка, которая довольно часто имеется у авторов.
Про библиотеки Вы много хороших слов написали, и, пока есть люди, любящие книги, библиотеки жить будут.

https://fabulae.ru/poems_b.php?id=414981&Comment_id=4065508

А вот любовь к Родине - это у каждого своё. Учить, как Родину любить - дело неблагодарное и бессмысленное.
16:07 10.02.2025(1)
Вот уж нет...Родину любить - это воспитывать патриотов. Этим я занимаюсь больше полвека, поэтому и пишу книги для детей и учу их любить Родину.
16:17 10.02.2025(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Научить любви невозможно, любовь - это чувство. Можно выучить какие-то постулаты. А любви к родителям, Родине, избраннику? Это глубоко личное.
16:07 12.02.2025
    " ...Ты знаешь,наверное, всё-таки  родина - 
        Не дом городской, где я празднично жил,
       А эти просёлки, что дедами пройдены,
       С простыми крестами из русских могил..." И ещё:
      ...Я всё-таки горд был за самую милую,
         За горькую землю,где я родился.
         За то.что на ней умереть мне завещано,
         Что русская мать нас на свет родила,
         Что, в бой провожая нас, русская женщина
         По - русски три раза меня обняла".(К.Симонов)
Вот этому чувству и надо учить детей...Страшно читать, что пишут дети в сочинениях, когда приводят примеры, как они объясняют значение пословиц, поговорок, продолжая их...Они видят, как одни, защищая Родину и нас, погибают, а "другие" веселятся, надев маски ,и "перевоплощаются" эти "звездуны" и "звездульки","ждуны" и предатели, для которых главное -обогатиться, предать и продать.Вот их "глубоко личное чувство"...