26
В соответствии с Бхагавад-гитой у человека есть несколько путей в жизни. Эти пути можно разделить на два диаметрально противоположные по результатам этого жизненного цикла. Это путь деградации и путь освобождения.
Что такое путь деградации лучше понять на примере, что мешает реализации пути освобождения. Путь освобождения - это укрощение своего ума, своих чувств, своего разума, своих желаний, страха и гнева. Когда человеку удастся выполнить все это, то тогда его сознание преобразится и он сможет мыслить совершенно иначе и именно достижение этого состояния сознания сделает возможным постичь Истину ведущую к освобождению. Путь освобождения также делится на две ветви. Одна ветвь – это путь отказа от действий и сосредоточение на внутреннем преобразовании. Второй путь – это путь действия в преданном служении Богу.
Путь отказа от действий это более менее понятный путь – это путь отшельников, подвижников, аскетов, а вот путь преданного служения – это для меня нечто новое. Путь преданного служения подразумевает внутреннее преобразование сознания аналогичное преобразованию на пути отказа от действия, но с учетом выполнения своей роли в этой жизни.
Чем отличается путь человека, живущего в свое удовольствие от пути человека следующего путем преданного служения Богу? Человек идущий путем деградации наслаждается плодами своей деятельности и все делает ради получения все новых удовольствий. Человек, идущий путем преданного служения, исполняет свою роль по жизни с точки зрения бескорыстной деятельности, которая подразумевает избавление от стремления приобрести или сохранить что-либо в этом мире. Кришна это выразил следующим образом «Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом и не отказывайся от выполнения своих обязанностей».
По словам Кришны оба эти пути подразумевают один важный нюанс – человек должен достичь божественного сознания и на этом стоит остановиться отдельно. Что означает достичь божественного сознания? Приведем слова Кришны «Освободившись от привязанности, страха и гнева, сосредоточив на Мне ум и найдя во Мне прибежище, многие люди в прошлом постигли Меня. Так они очистились от материальной скверны и обрели трансцендентную любовь ко Мне» или еще «Любые обязанности следует выполнять как жертвоприношение Господу Вишну, иначе они приковывают человека к материальному миру». Здесь речь идет о сосредоточении на Сознании Высшей Духовной Персоны, что можно расценить как подключение или вхождение в некое Высшее Сознание.
В общем, оба пути освобождения возможны лишь при слиянии своего сознания с Сознанием Высшей Духовной Персоны. Без этого слияния человек остается во власти эгоизма и материального, то есть идет путем деградации, в то время как он имеет теоретическую возможность пойти путем слияния с высшим Сознанием. Я сейчас не ставлю цель закрыть вопрос – кто есть та Высшая Духовная Персона с которой должно произойти слияние сознания, много ли их и чем они отличаются друг от друга. Сейчас я пытаюсь понять механизм пути освобождения и этот путь связан с тем, что слияние своего собственного индивидуального сознания с Сознанием некоей Высшей Духовной Персоной неизбежно.
Почему неизбежно? Это невозможно объяснить, это нужно осознать самому. Как это можно осознать? Могу сказать лишь на собственном примере. Я исчерпал все свои возможности в плане того, что мне доступно. Я осознал свою ограниченность и ничтожность по сравнению с тем, чего бы мне хотелось достичь. В то же самое время мне становятся доступны некоторые идеи, вернее мне открывается порой возможность осознания некоторых идей и это для меня является свидетельством того, что есть Духовные Персоны, которые управляют мирозданием и которые порой позволяют мне ощутить нечто такое, что для моего человеческого сознания недоступно, но что доступно для Высших Сознаний.
Этот анализ возможных духовных трансформаций чрезвычайно интересен, так как именно отсюда стартовал Будда Шакьямуни. Если проанализировать идеи Будды, то они во многом сходны с идеями Бхагавад-гиты, но интересно ни то, в чем они сходны, а в чем они отличаются. Прежде всего Будда убирает путь действия в преданном служении Богу. Будда сосредотачивается на пути отказа от действий, но существенно его изменяет. Путь отказа от действий в рамках Бхагавад-гиты – это прежде всего слияние с сознанием Кришны. Путь отказа от действий в соответствии с опытом достижения просветления Буддой – это необходимость преодоления искушений от демона Мары. О слиянии индивидуального сознания с неким Абсолютом говорится и в буддизме, но достижение этого Абсолюта или Пустоты является чрезвычайно сложной задачей.
И вот здесь возникает сложность. Духовная трансформация невозможна без слияния с Сознанием Высшей Духовной Персоны и в Бхагавад-гите это сознание Кришны, а что на счет буддизма? Конечная цель буддизма слияние сознания с Высшим Сознанием, но ведь на пути к этому слиянию должно произойти слияние сознания с неким Высшим Сознанием, которое позволит пройти путь духовной трансформации пока будет достигнуто Сознание Абсолюта или Пустоты. Таким образом есть альтернатива выбора с сознанием какой Высшей Духовной Персоны сливаться, так как Будда Шакьямуни противостоял искушениям демона Мары и хотел пройти дальше.
Теперь если провести аналогию с Ветхим и Новым заветами, то можно прийти к подобным предположениям. Ветхий завет – по большому счету делает упор на пути действия в преданном служении Богу, правда здесь не делается акцента на том, что человек не должен получать удовольствий. Ветхий завет просто ограничивает человека в рекомендательном порядке от ряда действий. Само по себе воздержание от ряда действий уже не позволяет сознанию человека пойти путем деградации. Новый завет можно сопоставить как раз с путем действия в преданном служении Богу, так как здесь уже делается акцент не просто на воздержании от ряда действий, но и конкретные рекомендации по духовной трансформации сознания – это прежде всего заповеди непротивления злу, наличия любви к врагу, смирение, терпение. В дальнейшем подвижники в рамках Нового завета разработали путь отказа от действий и сосредоточения на внутреннем преобразовании сознания.
Таким образом путь освобождения как в рамках индуизма, буддизма и христианства подразумевает путь духовной трансформации и соответственно слияния с сознанием Высшей Духовной Персоны. Кто не согласен, что подобное слияние является неотъемлемой частью христианства, то следует внимательно читать Новый завет, где прямым текстом говорится о снисхождении Святого Духа как на Иисуса Христа так и на апостолов.
Подобный анализ необходим для понимания основных механизмов в области трансформации сознания на нашем уровне бытия.