САД РОЗ
Почему о детстве вспоминают как о времени, в котором одни праздники следуют за другими? Всем нам кажется, что это время не омрачено в детстве грустными и печальными событиями. И, наверное, это соответствует правде, так как наша память выбирает самые яркие и позитивные воспоминания. Праздники помогают нам получать удовольствие от жизни, а память помогает нам выбирать дорогу к светлому будущему. По крайней мере так считали взрослые в моём детстве. Пожалуй, самыми лёгкими, весёлыми были весенние праздники, предшествующие жаркому плавящему лету с его играми, бассейном и озорством. А ещё эти праздники часто связаны с воспоминаниями о людях, которые делали твоё детство светлым, нарядным и праздничным. В этот раз я расскажу вам о «Саде роз».
Первое мая - праздник совсем не национальный и пришел ко мне на родину со времен образования СССР. До того времени такого праздника не существовало, да и не так много праздников могло выпасть на долю народа, вечно сражавшегося с завоевателями. Первомайские демонстрации и лозунги дарили уверенность в мире, равном труде и прекрасном будущем. Поэтому и вспоминая о них, я улыбаюсь всей душой, своими детскими радостными мечтами и грёзами.
Раннее утро первого мая начиналось как правило с золотого рассвета, который окрашивал вершины гор позолотой и мягкий ветерок спешил вперед к празднику. Хоть и май-это весенний месяц, но дожди в это время года не всегда приносят свежесть и не бывают постоянными. Это время сравнимое разве что с картинами Мане, когда всё вокруг цветёт и воздух наполнен непередаваемой амброзией цветения плодовых, акаций и роз. Утро начиналось с урчания и шелеста поливочных машин, которые сгоняли пыль с асфальта, и мой любимый розовый город становился позолоченным и от этой амальгамы он свежел и преображался. Это было просто здорово и чудесно вскочить на широкий подоконник и распахнув настежь окно увидеть, как радужные струи творят такое волшебство. Поливочные машины были похожи на небольшие передвижные фонтаны, несущие с собой свежесть, радость и красоту. Говорливые струйки воды бежали с тротуаров на мостовые и стекали в люки, где их журчание напоминало бормотание фокусника, творящего новые чудеса. Розовый туф набирался влажности и цвета и становился похожим на великолепные арки неведомых дворцов. Булыжники на мостовой блестели, как начищенные до блеска крышки кастрюль. Становилось ясно –пришел Первомай!
Далее происходило что-то совсем уж невероятное: издалека доносились звуки музыки. Это играли оркестры, которые проходили торжественным маршем через весь центр города. Господи, как же мы любили начало этого дня. Да и кто бы не обрадовался, услышав знаменитый марш из кинофильма «Парни из музкоманды», картина пользовалась бешенной популярностью, а марш «Чуто»(Малыша) композитора Георгия Арменяна насвистывали практически все представители мужского населения Армении. Праздник, овеянный свежестью, новым дыханием дня будил мой город и улицы потихоньку оживлялись, появлялись первые стайки празднично одетых людей, которые торопливо направлялись или в сторону центральной площади им. В. Ленина,(туда можно было попасть только по прописке ), или в сторону окраин города, где располагались предприятия. Стоит ли говорить, что и я вместе с отцом или дедом рано утром, налюбовавшись на шествие оркестров, выходила на улицу. Моя маленькая ручонка сжимала в кулачке кумачёвый флажок с надписью - «Миру мир!» и ниточки больших разноцветных шаров. Конечно, не только туда спешили люди. Большая часть из них спешила к центру города, на проспект, где происходило построение в колонны студентов, рабочих, учащихся ПТУ. Здесь им раздавали разноцветные флаги, особенно красивы были флаги разных стран мира, которые закреплялись на высоких шестах и их доверяли нести самым красивым и стройным парням и мужчинам. Настроение у всех было бодрое и приподнятое, люди пожимали друг другу руки, улыбались. Толпа людей шумела, повсюду раздавались приветствия. Некоторые учреждения имели отдельное богатство – они надували огромные белые и голубые шары, которые парили над шеренгами и это всегда у нас, у детей вызывало огромный восторг. Не меньший восторг у нас вызывали крытые парусиновыми большими зонтиками лотки с мороженым и газированной водой. Между ними прямо на тротуаре раскладывали свои богатства уличные торговцы –розовые шарики попкорна, сладкая вата, семечки, самодельные леденцы-петушки. А ещё все эти лоточки и небольшие навесы украшены были разноцветными фонариками из папиросной бумаги, японскими веерами, которые у нас назывались «ездинскими»(иезидскими), различными жужжалками на сургуче и пищалками из обрезанных маленьких шариков. Каждое торговое место походило на хвост огромного попугая и придавало особый колорит праздничной толпе.
Демонстрация начиналась в 10.00 раздавались радио-позывные «С праздником», перед колоннами растягивались баннеры и плакаты с названием учреждений и предприятий и под голос знаменитых радио и телеведущих «Да здравствует Первомай! С праздником вас, дорогие товарищи!» торжественное шествие выдвигалось в сторону площади. Демонстрация проходила на главной площади под памятником Ленину у прекрасной трибуны, где стояли руководителя республики и почетные гости. Кстати, трибуна была из черного гранита, а огромное знамя было выложено из красного уральского гранита. История его исчезновения и по сей день загадочна. Если статуя Ленина находится сейчас во дворе здания Национальной Галереи, то пьедестал и трибуна, которые считались архитектурным памятником, бесследно исчезли.
Празднество не заканчивалось демонстрацией. Представление продолжалось во всем городе. Организовывались концерты самодеятельности во дворах кварталов и в садах. В некоторых районах самыми зрелищными становились выступления цирковых уличных артистов. Об этом я уже писала. Сегодня я хотела бы рассказать о выступлении маленького школьного хореографического ансамбля в здании драмтеатра. А происходило это всё следующим образом.
В нашей школе хореографический кружок вела прекрасный и одаренный мастер своего дела и педагог, Мари Яновна. Это был человек, которого и любили, и уважали. Мари Яновна была статной красивой женщиной с летящей походкой балерины и осанкой светской дамы. Светлые волосы были всегда красиво уложены. Одевалась она безусловно со вкусом. Девочки тянулись к ней, никто и никогда не слышал её повышенного тона и, даже замечания она делала тихим и спокойным голосом, правда тогда, в нем слышалась явная сталь. Благодаря своей внешности никто даже и не мог предположить, что ей много, более 60ти лет. Она как бы застыла в возрасте красивой 40 летней женщины. Мужчины оборачивались ей вслед (сама видела и не одна), а женщины при встрече расправляли плечи и подтягивались. Казалось, что этот человек излучал свет и доброту.
Мари Яновна проводила свои занятия после уроков начальной школы. Ей был предоставлен небольшой зал с инструментом в крыле, где и происходили занятия началки. В небольшом помещении стаяло пианино, прикрывая масляные пятна на стене напротив дверей. Аккомпаниаторшу я не помню, у меня в памяти остался обобщённый образ полной женщины, которая могла по сотне раз сыграть одну и ту же мелодию, пока у танцоров не получалось нужное движение. Школа не имела ни проигрывателя, ни магнитофона – по тем временам это было огромной роскошью. В этом небольшом зале, конечно не было стойки. Но благодаря усилиям нашей незабвенной учительницы мы знали все постановки ступней, учились делать наклоны и растяжки и т.д. Всего было две группы девочек. Старшая -9-10 лет и младшая 6-8 лет. Почему девочек? Да потому, что хореографией в Армении занимались тогда в основном только девочки. Ну не мужское это было занятие, то ли дело футбол или бокс?! Занятия продолжались по два часа после уроков. Даже после окончания их девочки всячески затягивали свой уход, показывая друг другу как нужно тянуть носок, как выгибаться, как красиво изгибать руки и пальцы. У всех была практически одна мечта: встать на пуанты и станцевать «Умирающего лебедя» Сен-Санса. На моей памяти ни у кого до такого триумфа дело не дошло. Но зато на школьных концертах девочки с удовольствием исполняли «Букет цветов», под народную музыку, «Танец с сабо» Эдварда Грига, «Пляски кинто» и др. Публика аплодировала стоя, ибо просто всех не вмещала. Да и стараниями Мари Яновны у всех участников были настоящие концертные костюмы, которые заказывались заранее в специальной пошивочной Большого Театра.
Наша группа сформировалась в основном из девочек моего класса. Мари Яновна принимала на танцы всех. Но не всем доверяла исполнение настоящих танцев. Чтобы исполнить какой-то там танец ландышей надо был постараться и исполнять все движения правильно, и держать ритм и помнить рисунок танца. Конечно не всем это удавалось, и неудачные танцовщицы с толстыми фигурами и не имеющие музыкального слуха танцевали многочисленные польки, танцы-шутки и даже танцы кукол. Особенным успехом пользовались «Эх, яблочко!», «Белорусская полька», «Во поле берёзка стояла…» Мудрая Мари Яновна умудрялась удовлетворить все желания подрастающего поколения и вместе с тем научить красиво двигаться, чувствовать музыку, переживать те или иные эмоции, выражая их танцем. Были девочки, которые напрочь не слышали музыки. Например, одна моя одноклассница была настолько полной, что сделать наклон с переворотом выглядело в её исполнении настолько комично, что мы, маленькие «злючки» специально уступали ей и ещё одной девочке первую очередь на занятиях. Представьте себе, что «бочонок» клевал рукой вниз и грозил кулаком в облака – это так называемый поклон с прощальным взмахом в небеса. Мы посмеивались, но Мари Яновна научила эту девочку так плавно наклоняться, что в конце она не сталкивалась с другой «колодой», маршировавшей в прощальном беге прыжками в сторону выхода. Справедливости ради скажу, что и среди таких посредственных танцоров были и танцовщицы, которые продолжили свое обучение, но уже отдельно в специальной школе. Они дождались вожделенных пуантов и даже пару раз танцевали на школьных утренниках. Наши маленькие сердца наполнялись душившей нас завистью, и мы прилагали ещё больше усердия для достижения высоких па и целей.
В тот год мы разучивали танец под музыку П.И.Чайковского, танец назвали «Сад роз». Квинтэссенцией наших усилий стало то, что для нас впервые сшили балетные розовые пачки. С нас предварительно сняли мерки и в преддверии майских праздников в школу привезли целую машину розового чуда, о котором мечтала каждая из девочек нашей группы. Кружевная пачка, с вышитым стеклярусом и пайетками бюст. По началу мы даже