В 2025 году православная Пасха отмечается 20 апреля, в один день с западными ветвями церкви — католической и лютеранской. Даты Пасхи у восточных и западных христиан обычно различаются из-за разных календарей. Православные живут по юлианскому календарю, праздники рассчитываются по старому стилю. Торжество символизирует искупление грехов человечества и победу добра над злом. Дата каждый год меняется, поскольку зависит от лунного календаря. В последний раз христиане отмечали торжество вместе 16 апреля 2017 года. Признаки лета омрачит погода, как всегда еврейская пасха, начинаясь с кучек, повлияет и разразится дождём в пятницу страстную, ту самую на неделе, когда евреи распяли царя Иудеи. А не распни они Христа, неизвестно, было бы христианство вообще, или только мусульманство с язычеством? Вот такие мысли о Русском Языке в частности возникают с прочтения аннотаций к повести под названием "Слово о полку", она для меня - кормчая воистину, а чем питает, я передаю даром читателю.
После событий 1193 года на Пасху, когда русские полки «в пяток» - страстную пятницу - добились успеха и разгромили внезапным походом половцев, но битва не увенчалась победой одного дня и продолжилась. Вскоре к половцам подоспели свежие полки, а у кочевников полки - есть (и это не должно смущать исследователей, знатоков степи), и сеча длилась всю субботу, а к полудню воскресенья стяги Игоревы пали. Пасха обернулась крахом. Сам он пересел в «седло Кощiево, уныша бог Радомъ забралы, а веселiе пониче…», и этот фрагмент по тексту мы проходили. Сегодня речь пойдёт о неведомых Карна и Жля, что это такое? После поражения русских на Каяле Автор продолжил рассказ описанием событий, кои происходили на земле, как следствие, оставшейся без защиты.
«А, Игорева храбраго плъку не крѣсити, за нимъ кликну Карна — и Жля по скочи по Руской земли! Смагу мычючи въ пламянѣ розѣ жены Рускiя въсплакашась аркучи: уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслiю смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати. А злата и сребра ни мало того потрепати. А въстона бо, братiе, Кiевъ тугою, а Черниговъ напастьми! Тоска разлiяся по Руской земли, печаль жирна тече средь земли Рускый. А Князи сами на себе крамолу коваху, а поганiи сами побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань — по бѣлѣ отъ двора... Ту Нѣмци и Венедици, ту Греци и Морава ... кають Князя Игоря, иже погрузи жиръ во днѣ Каялы, рѣкы Половецкiя, Рускаго злата насыпаша.» Какое им дело, казалось бы, немцам? Однако на протяжении последующих 1000 лет, эти немцы завсегда интересуются и сопереживают, что же происходит в Руси и России, то орден пошлют, то план Барбаросса придумают, и вот опять. Имея дань "по беле" - деве, очевидно, это был размер - эталон в свете нового времени.
Из контекста «...кликну Карна — и Жля по скочи по Руской земли!», очевидно и то, что противопоставлять слова не следует, это есть вытекающее одно из другого, вроде, я позвал Владимира и Петрович пришёл. Только тут «она» скачет, а кто не скачет, тот - москаль. Религиозная ботва, которая сохранилась в речёвках на протяжении 9 веков (в Беларуси стала запрещена законом). Главное в ней то, что её никто не понимает, о чём она? Скачок - религиозный термин, означает захват власти и культовых сооружений на местах, назначение своих попов настоятелями. Напомнил о ней чешский комментатор по хоккею в 60-е годы, когда крикнул, кто не с Качей - той москаль! Кача - героиня чешских сказок, девушка, оказалась в роли скакуньи - «скаче», она же попрыгунья Стрекоза из басни. Исторические русские из Руси Новгородской и Киевской оказались в Москве чудесным образом, оставив на произвол судьбы обе первые столицы Руси, вместе с Ладогой. Как это произошло, никто ничего не объясняет. В топонимике Брянщины сохранились названия Займище и Скачковская улица - въезд в город Клинцы со стороны Гомеля и Чернигова, которые в считанных верстах. А в селе Лыщичи, неподалёку в сторону Унечи по трассе Гомель-Брянск, сидел монах Печерской лавры и раздавал землю почти даром по 2 мили в радиусе (а это 30 км диаметр), для желающих заниматься земледелием. Раздавал по договору-крепости, субсидировал семенами и стройматериалами, деньгами на развитие с условием возврата долга через 7 лет. Так появилось крепостное право в согласии с Ветхим Заветом, если хочешь чтобы земля стала твоей - дай в долг. Олицетворение ипотеки к вопросу, какой завет работает в самой богатой стране мира? Конечно, Ветхий. Те, кто произносил слова ответные, типа, «Не верь, не бойся не проси» - оказались на нарах. Век 16-й считается приходом западных офенистов, а феня стала лагерным языком, а чуть позже уже и русский стал российским. Но распутать клубок неведения совершенно не сложно при желании. Я собрал из словарей все толкования к слову Карна и Жля, обогащаясь опытом исследователей для подведения черты по делу. В этой статье ключевыми будут слова Жля и Карна, но попутно, как это и бывает, рассмотрим значения ещё некоторых слов: хачкар, хоть, окони, кариес и откуда родом змея, знак уробороса... Итак, Карна мифологическая, не настоящая.
КАРНА
Карна (лат. Carna) — древнеримская богиня, покровительница важнейших органов человеческого тела. Имя Карна происходит от слова caro, что означает мясо. Святилище богини находилось на Целиевом холме в Риме, жертвоприношение совершалось 1 июня. Сегодня 1 июня - День защиты детей, но от кого? Смешной вопрос, от стариков и взрослых! От кого же ещё защищать детей. Овидий соотносил её с богиней Кардеей. Персонаж по имени Карна упоминается и в древнерусской эпической поэме «Слово о полку Игореве» при описании горя, охватившего Русь после разгрома Игорева войска. Некоторые авторы отождествляли Карну из «Слова» с римской Карной (историк XIX века А. В. Лонгинов; в более позднее время к этой гипотезе обращалась М. А. Салмина, отмечавшая, что «так как обряд жертвоприношения связывался с культом мертвых, считалось, что Карна имела отношение к преисподней, аду»). Большинство исследователей, однако, считают славянскую Карну (и её спутницу Желю) персонификациями горя и плача (от «карити» — оплакивать и «жалеть»).
На слово "кар" можно легко назвать десяток слов: карты (всевозможные), каракули (прописные), кара (божия), картина (мира), карнавал (мяса), карикатура (действительности), Икар (придурок), кар - ворона во всё горло... И что из этого следует, что Карачев, карамель, Карачаево-Черкессия и карусель детская приходятся родственниками жуку Скарабею, египетскому богу солнца? К слову: caro - император, алмаз, плоть, дорогой и др. на разных языках, каждый может выбрать себе по желанию любое. Желя - Жля - спутница? Если так, тогда чего/кого она сопровождает или это второе имя древнеримской богини (прозвище), сочетающееся со злом от слова хоть, хотеть, равнозначно желать и желанная? Желя и желание - пока лишь версия, к сожалению. Но всё зло от баб, будем читать и думать молча. По щучьему велению, по моему хотению... труба зовёт! Насколько это связано со словом обкарнать? Урезать, укоротить, а то и остричь как барана налысо.
Ср. В. А. Козырев («Сл. о п. Иг.» и соврем. рус. нар. говоры. — Русская речь, 1975, № 5, с. 27): «Ка́рна ‘му́ка, скорбь’ (в брянских говорах, — В. В.): „У меня́ бра́тец паги́п, тък я и тяпе́рь пла́чу па не́м, ка́рна меня́ глада́ет па нем“». А. И. Попов (Заметки о «Сл. о п. Иг.». — Русская литература, 1969, № 4, с. 184—185): «В некоторых восточных языках встречаем близко фонетически слово со значением музыкального инструмента: карнаи — труба, рожок (персидск.); карнаи — труба (хинди); карна, карнаи — труба, рожок, горн (урду); карна — труба, кларнет (афганск.)...
...для объяснения слов Карна и Жля нередко привлекают еще один памятник древнерусской литературы — так называемое „Слово некоего христолюбца“, где говорится про „оканнаа желенѣя и караніа, сътвориша въ пирѣхъ плясаніа и всякія игры...“ (См.: Glossary of the Igor’ Tale by T. Ciževscka [London, The Hague, Paris], 1966, p. 174, — примеч. А. И. Попова). И здесь под выражением „желенѣя и каранія“ можно разуметь игру на трубах (рожках) и волынках (желейках), хотя чаще упоминаются, в более позднее время по крайней мере, другие инструменты. Какие? окаянные желания...
Непременным атрибутом военного снаряжения тюркских племен-завоевателей были труба (рожок), волынки, дудки (желя, желейка), звуки которых являлись грозным признаком готовящегося набега. Как любезно сообщил нам большой знаток средневековых иранских источников проф. И. П. Петрушевский, персидское карнаи (труба, рожок) встречается в этих источниках уже в XII веке, имея, вероятно, еще более раннее происхождение».
Тут ведь вот какое дело, выскажу мнение о прочитанном и «знатоках». Если у них задача стоит запутать, они и мать родную продадут. Если по недоумию, опять же, то будут ссылаются на более авторитетных товарищей, которые предложили думать только в одну сторону - куда светит прожектор.
Первые издатели, Шишков, Пожарский, Грамматин, Дубенский, Максимович считали Карну и Жлю половецкими ханами. Впервые как нарицательные названия „Карна и Жля“ стал толковать К. Эрбен (K. J. Erben. Dvé zpěvů staroruskych totiz: o vypravě Igorově a Zadonstina. V Prage, 1869). Вс. Миллер (Взгляд на „Сл. о п. Иг.“. М., 1877, стр. 211—212): „Карна и Жля едва ли половецкие ханы: об них летописи умалчивают, да и имена не похожи на половецкие. Мы более склонны видеть в этих именах (конечно испорченных) олицетворения нравственных понятий, которые так любит автор Слова, олицетворения вроде нужды, хулы, обиды... Второе название жля, по-видимому, испорчено из желя“. С. А. Гедеонов (Варяги и Русь, чч. I—II. 1876, стр. 332): „Zelú, Zela у Неплаха, Гела у Мартина Бельского, западнославянское божество ... у нас жля или желя — печаль. Значение этого божества определяется названиями тех местностей, в которых существуют следы древнеславянских могил; таковы в чехах Žalkowice, Žalkow, Žalany (Boczek III, 161 — Wocel. Grundz. d. B. A. 17), у нас Желянь (Ипат. 96), городище Ельня, реки Елань и Желень (Кн. Б<ольш.> Черт<ежа>, 82, 47, 90) и т. д. По Стоглаву кладбища назывались у нас жальниками“. А. С. Орлов. („Сл. о п. Иг.“. М. — Л., 1946, стр. 113): „Жля“, „желя“ („Жьля“ по Коршу), судя по переводам Библии и Флавия, значит не только печаль, но и „вопльствие“, обычай и обряд оплакивания умерших; в древней статье о грехах христианина запрещается „желя роду и роженицам“, т. е. языческий обряд вопления, оплакивания предков. М. В. Щепкина (К вопр. о неясных местах „Сл. о п. Иг.“. — „Сл. о п. Иг.“. Сб. исслед. и статей. М. — Л., 1950, стр. 194): „Жля (Желя) ... олицетворение надгробного плача и скорби. И в Лаврентьевской и в Ипатьевской летописях в этом месте повествования о походе Игоря даются также два определения горя: въздыхание и плачь, плачь и стенание; плачь и желя, скорбь и туга. Итак, в поэме Карна означает плач, вопль, голошение «за ним», т. е. по нём, по полку Игореву. Желя — жалость, печаль, тоска о нём же“.
Нет, не так. Здесь не только полк оплакивается, хотя и он в том числе, однако, не стоит забывать продолжение строки. За ним, то
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=594906
Покорила навсегда женщина шикарная...
