Произведение «Монолог Гектора. Пьеса.»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Драматургия
Сборник: Театр Слова
Автор:
Оценка: 4.8
Оценка редколлегии: 8.5
Оценка рецензентов: 10
Баллы: 32
Читатели: 342
Дата:
Произведение «Монолог Гектора. Пьеса.» участник на «Официальный прозаический конкурс "О животных"»
17.10.2025
Предисловие:


Название: Монолог Гектора

Жанр: Монодрама. Трагикомедия от лица кастрированного кота-философа.

О любви, боли, бантиках и вашей собственной несвободе.

Продолжительность: ~25 минут


Монолог Гектора. Пьеса.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

- ГЕКТОР ФОН МУРЛЫКИН IV — кот, философ, поэт, аристократ. По документам — Васька. 
- ЛОЛИТА МАРКОВНА — женщина, невидимая на сцене, но её присутствие чувствуется через голос, жесты, свет.



СЦЕНА

Тускло освещённая сцена. В центре — подиум, напоминающий подоконник или мягкую подстилку. По бокам — гигантская туфля и перевёрнутая миска. Сбоку — лежит пластиковый конус.


ПРОЛОГ

(ГЕКТОР выходит из тени. Медленно. Бархатный голос. Вглядывается в зал.)

> О, эти пальцы — розовые, как утренний лосось в дорогом отеле…

(Пауза. Шаг. Вздох. Он гладит воздух, как будто вспоминает касание.)

> Они снились мне. Десять пальцев. Мягких. Умных. Безжалостных. 
> И каждый из них знал, что может сломать меня одним движением.

(Глубокий вдох. Полушёпотом.)

> Мягко тёрся о её пятку, как монах в паломничестве… ища просветления.

(Короткая печальная усмешка.)

> Её звали Лолита Марковна. Я же звал её — Ложечка с Олимпа. С жестяной банки она кормила меня нектаром и разрушала мою волю.

(Пауза, тише.)

> Меня зовут Гектор. Гектор фон Мурлыкин IV… но в ветпаспорте — просто Васька.

(Гордо вскидывает хвост. Затем — опускает.)

> Аристократ. Философ. Поэт… И заложник.



АКТ I. ЛЮБОВЬ, ПАХНУЩАЯ КРЕМОМ

(Темп оживляется. Свет становится теплее. Он «вспоминает».)

> Проснулся… от щекотки… её палец… четвёртый… с родинкой… Святыня.

(Появляется светлая проекция на полу — словно ступня. Он кланяется ей.)

> — Васька, опять грезишь? — сказала она, зевая…

(Он замер, как кот.)

> Моя любовь — трагедия. Я танцевал. Пел. Ублажал мышами. А она: 
> — Ты дурашка, Васька…

(Он делает шаг, словно облизал.)

> Я лизнул мизинец… осторожно. Как будто коснулся божества, созданного только для одного прикосновения — моего. 
> — Извращенец, — прошептала она… но не убрала ноги.
> Значит — я был нужен.

(Восхищённо, с ноткой отчаяния.)

> Её ступни — мой опиум. Её туфли — моя Библия. 
> Мне оставили только мурчание. Потому что говорить — опасно.

(Он замыкает круг на полу — свой ритуал.)



АКТ II. ХИРУРГИЯ ДУШИ

(Свет холоднеет. Звук мотора. Появляется тень автомобиля. Он садится, как в клетку.)

> День… чёрный день. Меня везли… туда… С перчатками… с утешениями…

(Пауза.)

> — Это для твоего же блага. 
> — Мяу?.. (переводит в человеческий шёпот) «Вы уверены, что 'лучше' — это 'лучше'?»

(Медленно, почти по слогам.)

> После наркоза… я стал иным. Любовь — иллюзия. Яйца — история.

(Вздох, как будто накрывает одеяло бессмысленности.)

> Конус. Тереться о него невозможно. Носить — невыносимо. 
> Но он спасает рану. Как все болезненные правды.

(В один момент попытается сорвать с себя этот чертов конус. И… не сможет.)

> Я — мстить… хотел. Но… она чесала за ухом… и я предавал себя…

(Молчание. Потом тихо.)

> Даже философ — идиот, если чешут пузо…



АКТ III. ПОСЛЕДНИЙ КУЛЬТ

(Всё в ритуале. Он совершает движения — как танец: туфля, лапа, поклон.)

> Еда. Сон. Ступни. Гордость… 
> Правый ботинок… левый… и они… Пальцы. Шевелящиеся. Прекрасные…

(На грани смеха и слёз.)

> — Опять пялишься, Васька?

(Взгляд в зал. Медленно, тихо, сдерживая надрыв.)

> Без права касаться… Без выхода… 
> — Вот тебе бантик, кастратик...
> Потому что храбрецов не гладят.
> Только тех, кто сдаётся первым — и мяукает.



ФИНАЛ. ПЕПЕЛ ГЕКТОРА

(Он стоит в круге света. Всё вокруг — тень. Он говорит в зал.)

> Я — не Гектор. Я — остался. А это, знаете ли, хуже.

(Поднимает вазу — замирает. Не бросает.)

> Ваза. Инцидент. Месть…

(Медленно. В глаза залу.)

> Но потом… сыр. Прикосновение. Мизинец…

(Тише. Сбившись на быстрый шепот.)

> А потом — дурацкий бантик. Она надела его. На меня. 
> И я не мяукнул.

> Пока чешут за ухом — будто ничего и не нужно.

> Но когда остаёшься наедине… — пустота.

(Пауза.)

(Твёрдо, трагически.)

> Я не знаю, любовь ли это. Но на свободе я был бы никому не нужен.

(Резко, с вызовом.)

> Раньше были цепи. Теперь — невидимые путы привязанности. 
> Разве стали мы свободнее от того, что выбрали свои оковы?

(Пауза.)

> Но… мизинец всё ещё прекрасен. И этого… пока… хватает.



ЭПИЛОГ

**Арт-хаус с привкусом одиночества. Слоган: «Ты не кот. Ты хуже.»**

> А теперь серьёзно.

> Я ненавижу вас. Вас, людей. Вас, тюремщиков с бантиками. Вы гладите — и называете это любовью. Вы кастрируете — и называете это заботой. 
> Всё это — вы. И я... 
> ...я урчу. Чтобы вы не ушли.

(Пауза. Смотрит в зал. Медленно. Без эмоций.)

> Вы все... 
> …покупаете вкусняшки, чтобы не слышать, как орёт внутри.

> Вы гладите нас — потому что вас не гладили.

> Вы называете нас «малыш», «пусечка», «солнышко»… 
> ...потому что если назвать так себя — страшно.

> Потому что если полюбить себя — придётся объяснить, за что.

> Вы думаете, это история про меня?

> Нет. Это ваш конус. Я — просто зеркало.

(Долгая пауза. Взгляд прямо в душу зрителю. Улыбка.)

> Ладно. Пойду поем из миски. Всё равно вы не поняли.

(Пауза.)

> Но вы улыбнулись. Значит — проиграли.

(Поворачивается боком.)

> А вы… останьтесь. Погладьте себя. Хотя бы один раз. Без стыда.

> Вы можете хлопать. 
> Нам обоим нужно чем-то заняться, чтобы не чувствовать.

(Затем темнота. Без музыки. Просто выключено. Как жизнь у людей, которые считают, что “животные не понимают”.)

(Пауза. Уже в темноте.)

> Мяу.

(Темнота поглощает.)



ЗАНАВЕС


Послесловие:

ОБЩАЯ РЕЖИССЁРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

"Вы гладите — не нас. Себя. Через нас"

Это не постановка про кота. Это о человеческом бессилии, завёрнутом в шерсть и сарказм.


Режиссёрские рекомендации:

- Пространство: глухой, минималистичный постмодерн. Чёрный зал, только предметы из кошачьей жизни, преувеличенно крупные — туфля размером с гроб, перевёрнутая миска, как луна в нищем доме. Всё — метафора. Всё — угроза.

- Свет: он здесь актёр, не меньше. Работа с акцентами — от пьяной влюблённости к холодной пустоте кастрационного кабинета. Свет не освещает, а мучает. Проекция ступни — это бомба. Её надо делать живой, искушающей. Сцена — клетка, но без прутьев. Только световые.

- Актёр: забудь кошачьи уши и прочую любительскую мерзость. Только человек. Максимально человеческий. Голодный. Грязный. В бантике, который унижает и делает всё ещё страшнее. Голос — бархатный с надрывом. Пластика — ритуальная. Пусть он не играет кота, пусть играет человека, которого назвали котом, чтобы он не чувствовал себя человеком.

- Темпоритм: скачущий. Как сердце на наркозе. Медленно, потом резко, потом больно, потом смешно, как в плохой терапии. Не позволяй зрителю расслабиться — сцена должна душить.


Дополнительные рекомендации:

- Музыка — строго никакой. Только звуки. Хруст пакета. Шум воды. Скрежет когтей по ламинату. Слишком близко. Слишком знакомо.

- Костюм — бантик. Только бантик. В остальном — человек в максимально нейтральной одежде. Но бантик должен быть нелепо милым. Именно он превращает весь монолог в больную иронию.

- Зритель — участник. Актёр должен смотреть прямо в глаза разным людям в зале. И держать взгляд. В неловкости — рождается истина.


-------
Если что-то отозвалось — дайте знать.
Даже просто «мур» — уже диалог.

#драматургия #монодрама #котфилософ
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Комедия боли и философия бантика

Антон Пахунов написал текст, который легко принять за эксцентричную монодраму — и так же легко недооценить. В «Монологе Гектора» кастрированный кот говорит в зал, философствует, страдает, шутит, роняет афоризмы. Всё это выглядит почти пародийно. Но проходит несколько минут, и ты понимаешь: тебя обманули. Это не монолог кота. Это исповедь человека, который не смеет быть собой, потому что слишком хорошо научился быть удобным.


Кот, которого звали Васька. Или Гектор. Или мы?

Герой пьесы — Гектор фон Мурлыкин IV. Аристократ по духу, поэт, философ. По паспорту — Васька. По сути — зависимый. Он живёт с Лолитой Марковной (не появляется на сцене, но ощущается в каждом кадре), он мурчит, чтобы быть нужным, он терпит бантик — потому что без бантика останется один.

С первых строк — узнаваемость:
«Я — аристократ. Философ. Поэт… И заложник.»

Перед нами не просто комичный зверь, а глубоко амбивалентная фигура. Он одновременно

жаждет прикосновений — и боится их;

ищет любви — и понимает, что любовь разрушает;

урчит — и презирает себя за это;

философствует — и сдаётся при первом поглаживании.


В этом — вся сила пьесы. Не в остроумии (хотя оно на высоте). А в двойственности, которая не даёт выдохнуть.


Между мизинцем и кастрацией

Гектора привезли в ветеринарку «во благо». Наркоз. Конус. Потерянная часть тела — и что-то не менее важное: способность желать и сопротивляться.

«Любовь — иллюзия. Яйца — история».

Зритель смеётся — и вдруг ловит себя на мысли, что смешно от страха. Потому что в этом смешном — правда. Потому что кастрация здесь — метафора. Потери воли, внутреннего голоса, себя самого.

Но Гектор не стал циником. Он по-прежнему ждёт прикосновения. По-прежнему верит, что мизинец Лолиты Марковны — божество. Он унижен — но любит. Он знает, что это тюрьма — но тянется к решётке, потому что оттуда пахнет кремом.


Трагедия в том, что он любит

Вспоминаются люди (женщины — и мужчины), которые добровольно отказываются от свободы ради внешнего благополучия. Они живут в отношениях, где плата за комфорт — подчинение, молчание, отказ от собственных желаний. Но часто в таких связях нет ни любви, ни желания. Есть холодная сделка: «ты мне безопасность, я тебе послушание».

У Гектора всё иначе. Его трагедия в том, что он по-настоящему любит. Он хочет не только вкусняшек — он желает её ступней. Не как фетишист, а как существо, нашедшее богиню в самой уязвимой части тела. Он страдает. И это делает его не жалким, а страшно живым.

«Я не знаю, любовь ли это. Но на свободе я был бы никому не нужен».

Он не бизнесмен от чувств. Он — заложник собственной нежности.


Финал: в лицо зрителю

Финальные минуты почти непереносимы. Гектор смотрит в зал, говорит как человек, у которого отобрали право быть человеком и при этом требуют мурчать.

«Вы гладите — потому что вас не гладили».
«Вы кастрируете — и называете это заботой».
«Вы называете нас "пусечка" — потому что назвать так себя страшно».

Он разрушает иллюзию. Он больше не кот. Он отзеркаливает зрителя — мягко, но беспощадно. Он как будто говорит:
«Я — вы. И вы — хуже меня. Потому что я хотя бы урчу честно.»


Постановка без жалости

В приложении к пьесе — чёткая режиссёрская концепция. Свет, как форма насилия. Огромная туфля. Человек без кошачьих ушей — только бантик. Это важно: герой — человек, которого назвали котом, чтобы он не чувствовал себя человеком.

Музыки нет. Только звуки быта. Молчание. Взгляды. Неловкость, в которой рождается истина.


Итог: монолог, после которого хочется молчать

«Монолог Гектора» — не пьеса о животных. Это пьеса о нас. О тех, кто

не ушёл, когда было больно;

не закричал, когда стало невыносимо;

не отказался от бантика — потому что за бантиком иногда чешут за ухом.

Гектор — поэт. Но прежде всего — жертва любви, от которой не уходят, даже когда отрезают что-то важное.


Оценка произведения: 10
Алёна Шаламина 19.05.2025
08:32 01.12.2025
 Idea
Очень понравилось (оценено одной из ваших страниц)


С праздником, Антон! С первым днём зимы, да и вообще - с первым днём!
13:32 21.04.2025(1)
Вот что удивленно радует в людях вашего поколения: вы умеете говорить. Структурированно, правильно и легко подбирая слова. Вы ещё и москвич - это засчитывается.

Вам, этому поколению - без умения говорить - не выжить. Даже в айти. Это жужуас просто, насколько вам приходится через рот решать проблемы.
15:37 21.04.2025(2)
1
Антон Пахунов
Ахаха, точно! Мы — поколение, у которого всё через рот: баги, дедлайны, эмоции, презентации, да даже кофе через рот, если повезёт.
Говорим, потому что иначе придётся... действовать, а это уже совсем экстремальный спорт.
Спасибо за зачёт за москвича — хоть где-то прописка понаехавшего пошла в плюс)))
15:50 21.04.2025(1)
Говорим, потому что иначе придётся... действовать, а это уже совсем экстремальный спорт.

У-у. Иначе хуже всё, иначе вам придётся помолчать. Представьте сами себе этот процесс.

Сначала вам покажется, что вы тонете... Что вас обогнали все, кто вокруг орут и непрерывно заявляют о себе... А?
16:10 21.04.2025(1)
Антон Пахунов
Молчать? Спасибо, уже пробовал — чуть не испарился)) Молчишь — и сразу появляется демон Молчаливого Забвения с печатью «Бывший».
Вокруг орут, как будто участвуют в вселенском кастинге на роль «Главный смысл бытия», а ты — тишина в углу, уже полу-призрак, полу-черновик.
Так что да, говорю, потому что тишина здесь — это как подписаться на рассылку от Судьбы… без кнопки «отписаться».
16:29 21.04.2025(1)
Вы разве блогер какой? Вы разве не айтишник? Зачем Вам перманентная проявленность, если вы ею не зарабатываете коту на хлеб?
17:33 21.04.2025(1)
Антон Пахунов
Вопросы, достойные звания Главного Инквизитора Вселенской Гильдии Айтишников!

Айтишник? Да. Блогер? Нет, просто иногда пишу. Кот Бегемот сказал бы, что перманентная проявленность — это как холодильник: свет включается только когда кто-то заглядывает. Он, в данный момент, собирается перевернуть мой стакан с водой лапой и точно уверен, что интернет — это большая дружелюбная Вселенная, где каждый может найти свою тёплую планету. А я? Я просто случайный наблюдатель в этой прекрасной и Волшебной абсурдной реальности, вписывающий баги - вдруг кому-то пригодится. Главное, чтобы было чуть больше смешных уютных глупостей. И мартини. Хотя нет, мартини — это Бегемоту. Мне бы чаю.

P.S. Если что, реальность — это не баг, а фича. Проверено Бегемотом. Он одобряет (но всё равно перевернёт стакан, это его фича)))
17:39 21.04.2025



Это коту.
15:42 21.04.2025(1)
Прописка москвича вам засчитана в минус. Эко диво - говорящий москвич.

Вот если бы вы были из... Ну я не знаю там. Придумайте сами.

Я написала вам заметку.
16:20 21.04.2025(2)
Антон Пахунов
Да, прописка москвича тут скорее как метафизический штраф — не прозаик, а транслятор шумов из Литературного Междумирья, где демоны детализации работают посменно и без отпуска, зато с творческим выгоранием в глазах.
"Мастер и Маргарита"? Там, по-моему, декорации совершили переворот. Бутафория вышла вперёд, посмотрела в камеру и сказала:
«Теперь я главный. Маргарита, иди за чайником.»
А "Девять дней одного года" — это когда взгляд в сторону весит полфильма, а молчание под звуки реактора передаёт больше чувств, чем многие современные драмы за год.
Пересмотрю. Обязательно. Возможно, в компании Лисы, если она не убежит на полуслове.

Скриншоты — портал. Только держите его приоткрытым, а то Бегемот залезет внутрь и устроит дебаты с Тихоновым про тоску как форму протеста))

Спасибо вам. И пусть фон снова займёт своё честное — второстепенное — место.
16:43 21.04.2025(1)
А скажите, Ваша мама - любила всё нетривиальное, оригинальное и very genuine? Когда вы были ребенком?
17:54 21.04.2025(1)
1
Антон Пахунов
Воспитан я, строго говоря, не мамой, а бабушкой и цыганами.
Бабушка отвечала за дисциплину, кашу и философию стоицизма на завтрак.
А цыгане — за любовь к жизни, экспромт и привычку нести чушь уверенно, глядя прямо в глаза.
17:58 21.04.2025(1)
Любите Кустурицу?
18:35 21.04.2025
1
Антон Пахунов
Кустурица? Конечно, люблю — где ещё найдёшь цыган, трактор и оркестр в одной сцене без наркотиков?
16:23 21.04.2025
Харашо.
07:35 21.04.2025(1)
Трагедия кота в том, что больше ему некого любить. Кастрация - избыточное зло. Ему и так хватило бы. Без кастрации. В контексте выученной беспомощности.

К сожалению, дальше начало второго акта идти не могу - при наличии картинки форматирование здесь не годится для телефона. Очень мелко и нечитабельно. Разве что, мне достать из шкафа мой давно забытый ноутбук?

А вы, Антон, в курсе что вы - творец? Смыслов, как минимум.

Не говорите только мне о тепле, что я принесла...

Не пытайтесь урчать - я не уйду.

Я уйду, конечно, но это не зависит от вашего урчания. Понимаете ли? Ничего в жизни не зависит от нашего ласкового мурчания...
15:56 21.04.2025(1)
Антон Пахунов
Ах, как точно сказано — и трагично, и смешно, и до дрожи узнаваемо.
Кота, конечно, кастрировали, но чувство драмы у него осталось. Теперь он сидит на подоконнике, смотрит в бесконечность и шепчет: "Любить больше некого... даже швабру не обнять по-настоящему." Творец с мурлыканьем бессилен перед выученной беспомощностью мира.
Насчёт ноутбука… ну, если в шкафу он не покрыт паутиной упрёков и отчётов за 2020 — доставайте, вытирайте пыль с клавиши «Page Down» и вперёд! Второй акт, да вся пьеса не прощает мобильного экрана — требуется сцена, а лучше голос.
Да какой там творец — чайник поставил, носки не может найти, Лиса уже молча смотрит с укором, а Бегемот ушёл за мартини и, кажется, снова перепутал бар с архивом.
Обычный день в Междумирье. Всё идёт по плану, которого, как всегда, никто не видел.

И да, я понял.
Никакое урчание не удержит того, кто решил уйти.
Но иногда, если тихо, очень тихо урчать — кто-то просто сядет рядом. И посидит. Даже если ненадолго 
16:03 21.04.2025(1)
Расслабьтесь, пожалуйста, и не пытайтесь давать фидбек на буквально каждый мой тезис. Нет, реагируйте на то, что более интересно, остальное можно прокинуть. Что-то важное я могу ведь повторить.
18:04 21.04.2025
Антон Пахунов
Принято! Отныне буду кивать только на:
1) Блестящее
2) Съедобное
3) То, что кот Бегемот одобрил хвостом
Остальное — как цыганское предсказание: верить, но не проверять))
P.S. Бабушка говорила: «Хочешь быть услышанным — кричи, когда все спят». Кот уточняет: «Лучше мяукни. И дай сметаны»."
09:17 11.04.2025(1)
Дмитрий Свияжский
21:25 11.04.2025
Антон Пахунов
Благодарю за комментарий!
Вселенная подмигивает, а мир улыбается.
Тепло, что вы принесли, остаётся.