Произведение «Совершенный текст»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 60
Читатели: 380
Дата:
Произведение «Совершенный текст» самая оцениваемая(16) работа за сутки
08.05.2025
Предисловие:
Рассказ о том, кто так и не написал — потому что слишком боялся написать плохо

Он знал, как надо писать.
Знал, что не прощается ни одна неточность, ни одна слабая строчка, ни одно человеческое колебание.

Именно поэтому он не писал.
Потому что не хотел увидеть себя несовершенным.

А пока — он критиковал. Уверенно, громко, подробно.
И каждый раз уходил с чувством выполненного долга: он снова остался чистым от риска быть настоящим.

Этот рассказ — о тех, кто любит говорить «я бы написал лучше, я бы написал так, как надо».
И о том, почему их текст остаётся только в голове.

Совершенный текст

(почти реальная история)


Он приходил каждый день.
Молча открывал вкладку, читал свежую заметку, закатывал глаза и говорил:

— Писать можно только лучше. Только умнее. Только так, чтобы не было ни одного лишнего слова.
А это... это что? Лирика на косточках. Пена без зерна. Слова без содержания.
Я бы... Я бы написал совсем иначе.

Иногда он даже открывал пустую страницу. Пальцы замирали над клавишами.
Он знал, с чего начал бы.
С мощной фразы. С мысли, после которой все ахнут.

Но пальцы не двигались.
Потому что начинать — значит позволить себе ошибку.
А он не ошибался.

Он был знатоком несовершенства. Чужого.
Он знал, где вода, где слабый слог, где вкралась банальность.
Он чувствовал себя хирургом слова — с одним лишь скальпелем, без сердца.
И не писал.
Чтобы не пришлось самому лечь на стол.

Иногда он оправдывался перед собой:
— У меня просто нет времени.
— Я пишу в уме.
— Я думаю — а разве это не начало текста?

Но на самом деле он боялся.
Боялся, что напишет — и получится не совершенство, а просто текст.
Такой же живой, уязвимый, местами сбивчивый.
Такой, в котором кто-нибудь найдёт «воду», «штамп», «неаккуратный переход».
И всё — миф рухнет.

Его внутренний судья был слишком строг, чтобы позволить себе быть человеком.
А быть человеком — это ведь главное условие для того, чтобы писать.

И вот он снова сидел, смотрел в экран, морщил лоб и печатал комментарий.
Комментарий — это как текст, только без риска.
Без души. Без подлинности. Зато с точками и пунктами.
Скоро он отправит его — и снова почувствует, что победил.
Себя.
Точнее, своё желание быть настоящим.

А текст так и остался внутри.
Совершенный. Ненаписанный.
Никому не нужный, кроме него самого.
Обсуждение
08:23 18.05.2025(1)
1
Иван Браун
Рассказ (эссе?) заставляет задуматься.
Излагая суждение, наблюдение, переживание мы не столько поучаем, развлекаем кого-то, сколько поверяем самого себя: чего я сам-то стою, насколько я реализовался, индивидуализировался. Просто и безобидно: изложил мнение, оценил с точки зрения предвзятого рецензента (перевоплотиться только надо суметь), и решай, стоит ли выставлять творение на суд людской. Не нравится -- не выставляешь, потом, может, доработаешь... У меня таких набросков десятки 
Ни нареканий, ни позора! А польза тройная: развлекаешься, развиваешься и реализуешься и как автор, и как критик. 
Разве не так? Не понимаю я Вашего ЛГ
12:47 18.05.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Спасибо, Иван!
Вы исходите из предположения, что человек может отделить себя от своего текста. Что текст — это проект, черновик, проба, с которой можно поиграть, оценить, отложить, переработать. Это зрелый и освобождённый подход.
Но не все так могут.
Для многих людей написанное и есть они сами.
Их первый текст — как первое признание.
И если кто-то его отверг, даже мягко, — это воспринимается не как неудавшийся текст, а как отвержение их личности.
Это слияние текста с Эго.
И дистанцирование от текста, необходимое для того, чтобы подойти к нему с точки зрения предвзятого рецензента, означает для таких авторов отказ от своего Я и чуть ли не предательство самого себя.
16:19 18.05.2025
Иван Браун
Спасибо за пояснение! 
Проблема Вашего ЛГ напомнила мне анекдот: "Ты плавать умеешь?" - "Может умею, не пробовал..."
Возможно, и я когда-то рассматривал свою писанину как часть своего Эго, но очень давно преодолел эту ложную установку... Так давно, что уже и не помню
14:05 11.05.2025(1)
1
oleg
Превосходно написано-спасибо за мысли!
12:31 18.05.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Олег!
08:30 08.05.2025(1)
2
Irina Krupenina
Спасибо, Алёнушка, за мысли твои глубокие. Но тут еще нужно разобраться конкретно, что за личность твой герой? Если он хорошо образован и считает, что писатель должен быть только высокого уровня, то в этом нет ничего плохого. И не грех, если он может писать хорошие поучительные комментарии. Но если у него просто психологическая проблема, или синдром отличника, то это должно касаться и других сфер деятельности. Тут всё сложнее. А если человек может не писать, то пусть и не пишет. Пусть разбирает чужие ошибки. Это, наверное, тоже талант. Только станут ли его слушать?
09:47 08.05.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Меня на этот рассказ "вдохновили" комментарии гостя. Здесь: https://fabulae.ru/note.php?id=77682 Но по этой ссылке не стоит ходить, там слишком много всего. Гость начал с того, что обрушился на отшельников.
Гость19:09 18.04.2025(2)  0
Время проводили в молитвах
Да-да! Сбежать из мира и таким образом избавиться от проблем и обязанностей (сыновних, отцовских, мужниных, семейных, нравственных, профессиональных и т. д.), оставить их решение на жён, детей, близких, коллег, общество - вот что настоящий подвиг, требующий силы духа и воли! 
Главное - молиться и питаться чем бог подаст. И станешь святым. Это несложно! А ты попробуй стать святым среди людей, в окружении проблем, задач, обязанностей! 

В ответ я написала заметку на Дзене "Что делали монастыри, кроме молитв: забытые социальные функции". Гостю заметка не понравилась, слишком поверхностная, он знает больше. И я попросила его поделиться знаниями, "всегда любопытно, как один и тот же вопрос звучит в разных голосах". И на это он ответил буквально следующее:
Гость02:02 22.04.2025(1)  0
"если вы знаете больше — будет только интересно почитать ваш текст на эту тему"

Алёна Шаламина, я если и возьмусь написать статью на эту тему, то не для фабулы, хотя здесь она тоже может появиться, но гораздо позже. И если бы я за нее взялся, то:
1. Изучил бы историю возникновения монастырей. Сначала в мире, и только потом в России, поскольку здесь они появились на тысячелетия позже, чем, например, в Греции.
2. Попытался бы разобраться откуда взялась поговорка "В чужой монастырь со своим уставом не лезут", поскольку предполагается, что все монастыри одной конфессии ходили под одним богом.
3. Выяснил бы с чего начинается любой монастырь. С решения Патриарха или со скита отшельника?
4. Рассказал бы о монашестве, поскольку народ, в основной своей массе, слабо представляет себе суть монашества и церковную иерархию, полагая, что монах - самый нижний уровень. А это далеко не так.
5. Описал бы вкратце, что требуется для того, чтобы чья-то обитель получила статус монастыря, и откуда берется его настоятель. Кто он - назначенный сверху Патриархом или основатель, передающий это право своему преемнику?
6. Указал бы среднее количество монастырской братии, поскольку и здесь у большинства людей большие пробелы. Они считают, что монахов, как в воинской части - сотни. А на самом деле их количество составляет порой всего пару десятков даже в известных монастырях.
6. Описал бы обычный день простого монаха.
7. О том, что существуют наказания монахов за прегрешения - известно всем. А есть ли поощрения или премии, и если да, то как они выглядят?
8. Рассказал бы что нужно для пострига, какие требования предъявляются к кандидатам, в чем разница между послушником, иноком и монахом.
9. Выяснил бы есть ли разница в монашеском быте, скажем, средневекового и современного монастыря, и велики ли отличия в жизни женской и мужской обители?
10. Кто такие "старцы" и кому присваивается этот статус, ибо он не зависит от возраста.
И многое другое, что вылезет в процессе поиска информации и о чем практически никто в светской литературе не пишет.
Тогда это была бы действительно интересная, познавательная и полезная статья. А не то, что написали вы в своей, простите, примитивной и скучной заметке на Дзене.

То есть вместо заметки или не очень длинного ответа о социальных функциях монастырей, которые я упустила в моей примитивной заметке, Гость задумал целую монографию или несколько диссертаций о монастырях - о чём угодно, но не об их социальных функциях. 
22:40 08.05.2025(1)
1
Irina Krupenina
Алёнушка, очень странный гость к тебе зашёл. Он написал о том, что бы он написал, если бы стал писать. Улыбнись и продолжай заниматься творчеством.
13:21 10.05.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Да, Ирочка, так и надо было бы. А меня вместо этого долго не оставляли сердитые мысли об этом госте. Всё хотелось доказать, что он не прав, а я права. )))
16:33 10.05.2025(1)
1
Irina Krupenina
И доказала.
16:37 10.05.2025
Алёна Шаламина
Ирочка, спасибо!
13:05 10.05.2025(1)
1
Да, уж, так бывает...
Молчун снаружи, говорун внутри...)))
14:05 10.05.2025(1)
Алёна Шаламина
Сергей, точно сказано!
Иногда внутри — настоящий ораторский турнир, а снаружи только лёгкое покашливание.
Такая внутренняя речь может быть ярче любого диалога — вот только до бумаги или экрана она доходит редко.
14:26 10.05.2025(1)
1
Верно, Алёна...
Мне подобные молчуны симпатичны, с ними интересно общаться, интересно вытягивать из них сокрытые чувства и эмоции...)))
14:31 10.05.2025(1)
Алёна Шаламина
Да, конечно. Только мой герой  — не такой. Он не молчит, он экзаменует, поучает, ставит себя в пример  — как написал бы он, если бы написал.
15:03 10.05.2025
1
Ну, да, Ваш с педагогическим уклоном...)))
21:34 09.05.2025(1)
1
Как все это знакомо! Работая конструктором наслушался, насмотрелся похожего. Один заказчик прямо сказал:"Люблю конструировать и делаю это весьма талантливо, но не люблю чертить, так что пока все разработки в голове".
Нужный рассказ. Спасибо!
14:03 10.05.2025
Алёна Шаламина
Смешно! Конструирует весьма талантливо  — в голове, и только в голове. 
04:22 09.05.2025(1)
1
Я знал "драматурга",который написал шестнадцать пьес в устной форме. То есть все они у него были в голове. Он ими ни с кем так и не поделился. Талантливый человек был.
13:57 10.05.2025
Алёна Шаламина
Борис, как точно вы описали — и немного грустно.
Талант, спрятанный в голове, — это как свеча под колпаком. Свет есть, но он ни для кого.
Иногда кажется, что такие «устные пьесы» — тоже литература, только она умирает вместе с автором.
И, может быть, не потому, что не было желания делиться — а потому что не хватило веры, что можно. Или что кто-то услышит.
23:45 08.05.2025(1)
2
Светлана М.
Очень тонко. И умно. 
13:55 10.05.2025
1
Алёна Шаламина
Спасибо, Светлана!
23:24 08.05.2025(1)
1
Интересная тема и меня она зацепила.  Одно и то же время можно потратить на создание своего, или на поиск чужих ошибок. У каждого есть выбор. Лично мне интереснее поделиться своими мыслями (идеями) и узнать чужое мнение. Вообще то, Ваш ГГ- перфекционист. Он любого доконает, т.к. от ошибок никто не застрахован. А здесь (на сайте) вряд ли кто-то хочет себя воспринимать в роли ученика, сдавшего диктант на проверку учителю(имхо)!
13:54 10.05.2025
Алёна Шаламина
Алексей, спасибо! Да, точно: на что мы тратим своё время — это и есть наш выбор, и, в каком-то смысле, наш портрет.
И герой похож на перфекциониста, только перфекциониста без объекта творчества. Он тратит силы на проверку, а не на создание. А сайт — да, это ведь не экзамен. Это скорее мастерская, где мы делимся тем, что получилось, а не отчитываемся за сделанное "на отлично".
12:12 08.05.2025(1)
1
NataliVerse
Совершенный текст - тот, который ещё не написан.)
13:19 10.05.2025
Алёна Шаламина
О, да.
01:56 08.05.2025(1)
2
Анатолий Комогоров
Надо писать не для кого-то, а для себя.
Когда познаешь мир, открываешь что-то новое, может быть, понимаешь какие-то чужие мысли, осмысливаешь происходящее — всё это надо записывать.
Когда-то с этим были проблемы, тетради, ручки, все эти записи терялись, их выбрасывали...
А теперь всё остаётся в сети.
Пиши и удивляйся, открывая через некоторое время свои записи, о своих открытиях, переживаниях, понимание или непонимание...
02:25 08.05.2025
1
Алёна Шаламина
Анатолий, я с Вами абсолютно согласна.