Произведение «ЭТО НАШ ОБЩИЙ ПРАЗДНИК»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 44
Читатели: 239 +1
Дата:
Произведение «ЭТО НАШ ОБЩИЙ ПРАЗДНИК» самая оцениваемая(14) работа за сутки
10.05.2025
Произведение «ЭТО НАШ ОБЩИЙ ПРАЗДНИК» самая читаемая(32) работа за сутки
10.05.2025
Произведение «ЭТО НАШ ОБЩИЙ ПРАЗДНИК» самая комментируемая(73) работа за сутки
10.05.2025
Предисловие:

ЭТО НАШ ОБЩИЙ ПРАЗДНИК


Сегодня, в День 80-летия со Дня Победы над Германией мне бы хотелось, чтобы все вспомнили, что когда-то победа в тяжелейшей, кровопролитнейшей войне досталась огромной ценой. Принято считать, что Советский Союз потерял в этой войне двадцать миллионов. На самом деле цифра, конечно же, больше.
Все эти годы, что шла война (действительно война и борьба за свою территорию, а не то, что сейчас называют "войной" и трусливо прячут за аббревиатурой из трех букв) в схватку с врагом вступили все, кто на тот момент называл себя гражданином Союза Советских Социалистических Республик. 

Сегодня хотелось бы написать не о цифрах (хотя они, однозначно, играют большую роль), а о тех, без кого эта победа была бы просто невозможна. Я вам расскажу про людей. Просто про людей.  Про людей из разных республик СССР - чтобы каждый вспомнил, что такое сплоченность. Что такое дружба. Что такое умение вовремя подставить плечо в трудную минуту. 
Ну, и ещё мне кажется даже не то, что это были великие люди - мне кажется, что без них мы и победить бы не смогли. В эту группу вошли разные люди, разных профессий, военных и гражданских. Но каждый внес весьма существенную лепту в то, что мы сейчас называем ПОБЕДОЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.

Их имена навечно вписаны как в историю Совесткого Союза, так и в историю Победы над врагом в 1941-1945 г.г.

Академик Мамедалиев Юсиф Гейдарович (Азербайджанская ССР)

Человек, которого можно считать основателем школы химиков Азербайджанской ССР. По его инициативе был создан институт нефтехимических процессов в г. Баку.


Фактически это был организатор науки в республике. После войны И.В. Сталин скажет, что "если бы в Академии Наук Азербайджана был только Юсиф Мамедалиев, этого уже было бы достаточно, чтобы наука пошла вперед полным ходом".

В 1942 году он защитил докторскую диссертацию, а в 1943 ему было присвоено звание профессора. Высшая награда - орден Ленина - была вручена ему во время Великой Отечпественной войнй за активную работу по обеспечению фронта важнейшими нефтепродуктами. Но, наверное, самым главным достижением этого человека было то, что он явился одним из изобретателей "коктейля Молотова".


Иван Данилович Черняховский (Украинская ССР)

Талантливый военачальник, генерал армии, дважды Герой Советского Союза. Командир 28 танковой дивизии в Прибалтийском военном округе, затем командова 60 армией, Западным и 3-м Белорусскими фронтами.
Войска под его командованием успешно действовали в Воронежско-Касторненской операции, Курской битве, форсировании Десны и Днепра, под Киевом, а также в Белоруссии, в Вильнюсской, Каунасской и Восточно-Прусской операциях. 
Черняховский был смертельно ранен в г. Мельзак (Польша). Похоронен в Вильнюссе, где ему поставлен памятник.


Нельсон Георгиевич Степанян  (Армянская ССР)


Бесстрашный летчик, который защищая Ленинград, совершил не один десяток вылетов, сражаясь на Южном фронте и на подступах к Ленинграду. 
Вот что можно почитать в послужном списке этого героического человека: 

Из закючения Военного совета Краснознаменного Балтийского флота, подписанного командующим флотом вице-адмиралом В.Ф. Трибуцом и членом  Военного Совета контр-адмиралом Н.К. Смирновым:

"Летая ведущим звена 3-й авиаэскадрильи 57 авиаполка 8-й авиабригады военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота, младший сержатн Н.Г. Степанян проявил себя мужественным летчиком, беспощадно истребляющим немецких захватчиков. Имея около 60 боевых вылетов только на Ленинградском участке фронта, он вместе со своим звеном уничтожил и вывел из строя 8 танков, 88 атомашин, 32 зенитных орудия, 33 зенитных автоматах и много другого вида оружия и живой силы врага".


Феодосий Артемьевич Смолячков (Белорусская ССР)



О подвигах этого человека ходили легенды. Защищая Ленинград, он прославился как меткий снайпер, уничтоживший очень большое количество немецких оккупантов. "Отличный охотник на фашистов, - писала в те времена фронтовая газета "Вперед", - он целыми днями, в мороз и непогоду, лежит на переднем крае и терпеливо ожидает появления врага".

А ведь для такого "терпеливого ожидания" требуется железная выдержка, а также величайшее напряжение нервов, зрения и слуха. В интервью газете он сказал: "Мой новогодний подарок Родине - 107 уничтоженных фашистов. Истребляя фашистских нелюдей, я мщу за свою Родину, за родную Белоруссию. И пусть знают, что от меня им пощады не будет.


Севериан Иосифович Исиани (Грузинская ССР)

К сожалению, фотографию найти не удалось. Единственный документ, который нашёлся, это наградной лист.

Журналист, поэт, учитель... - все это о грузинском деятеле искусств Севериане Иосифовиче Исиани.

Родом он был из с. Зогиши Царерского района. Желание заниматься языками Севериан проявлял с детства, поэтому и выбрал в педагогическом институте факультет русского языка. Правда, надо сказать, что он и русскому, и грузинскому учил одинаково хорошо.

А ещё он всегда чувствовал в себе поэтическую жилку и мечтал писать стихи. Желание сбылось, и первые стихотворения талантливого автора появились в газете г. Кутаиси "Работник и колхоз". Позднее вышел целый сборник стихов, но поэт уже взял в руки оружие, решив сражаться за Родину, и попал на Брянский фронт. Он написал бы ещё много стихотворений, но жизнь лейтенанта Исиани оборвалась в 1943 году, в бою против гитлеровских захватчиков. Было ему на тот момент всего 29 лет... 

Лукерья Евстафьевна Репида (Молдавская ССР)

Ученая, первая в Молдове женщина-доктор наук, профессор. В 1944 году подразделение, в котором служила Л.Е. Репида, находилось в составе 27-й армии, и она принимала участие в Ясско-Кишиневской операции и была награждена за боевые заслуги орденом отечественной войны II степени и медалями.

Сразу после окончания войны Лукерья Евстафьевна не смогла вернуться к учебе, т.к. её отправили на восстановление разрушенных городов и районов Молдавии. Только в 1949 году ей удалось завершить обучение в Кишиневском педагогическом университете, и она продолжила свою работу. Позднее Лукерья Евстафьевна Репида возглавила отделение общественных наук Академии Наук Молдавской ССР. Она занималась историческими исследованиями, возглавляла факультет истории в Кишиневском университете, ею было опубликовано более 200 научных трудов.


Мукаддамхон Ашраповна Ашрапова (Узбекская ССР)

Послужной список этой женщины поистине велик. Я с большим трепетом и уважением отношусь к военврачам, потому что сменя тоже воспитала такая же врач, прошедшая всю войну. Правда, регали были пониже.

Мукаддамхон Ашраповна Ашрапова начала войну врачом-ординатором в 2203 передвижном госпитале 27 армии Северо-Западного фронта, далее была стршим врачом 117-го отдельного полка связи Воронежского фронта, врачом 786-го стрелкового полка 155  стрелковой дивизии 1-го Украинского фронта, ординатром госпиталя  № 2624 1-й гвардейской армии 4-го Украинсого фронта, ординатором госпиталя 433-го отдельного медико-санитарного батальона 340-й стрелковой дивизии. 

Неутомимая душа, она и после войны старалась полностью отдавать себя людям. 

В 1945-1947 г.г. - Мукаддамхон Ашраповна работала преподавателем на военной кафедре Среднеазиатского государственного университета. В 1947-1964 г.г. - она была доцентом кафедры факультетской хиркргии, старшим научным сотрудником II-й хирургической клиника. С 1964 и до конца жизни (её не стало в 1999 году) - адъюнкт-профессор общей хирургии, заведующая кафедрой общей хирургии стоматологического факультета и деканом стоматологического факультета Танкентского медицинского института.


Бердымухаммед Аннаев (Туркменская ССР)

Он был очень скромным человеком, и то, что у него была медаль "За отвагу" знали только самые близкие люди. 

Ушёл на войну сельским учителем, сражаться довелось в составе 748 стрелкового полка, который вхдил в состав 2-го Украинского фронта.  

С войны вернулся инвалидом II-й группы, но без дела сидеть не мог, продолжил работать в школе. 


Малик Габдуллин (Казахская ССР)

Сразу после начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, был вторично призван в Красную Армию, зачислен в состав 316-й стрелковой дивизии, которая в ноябре 1941 года была преобразована в 8-ю гвардейскую Панфиловскую стрелковую дивизию. 

Сначала был зачислен красноармейцем, вскоре назначен политруком роты, затем политруком батареи, после прибытия на фронт в августе 1941 года опять стал политруком роты.

Участвовал в оборонительном этапе битвы за Москву. Отличился в боях, один раз попал в окружение, но смог вывести из него большую группу бойцов с оружием, которая по пути смогла уничтожить в одной из деревень немецкий гарнизон, а также продовольственный склад. Был ранен, но принял решение остаться в строю.

В январе - марте 1942 года в боях под городом Холм Новгородской облатси руководил групой солдат, которые в сражении с преобдладающими силами фашистов  гранатами подбили два танка, уничтожили большое количество немцев, а 12 человек взяли в плен. Получилс вторично ранение, но не покинул поле боя. За этот подвиг Малик Габдуллин был представлен к званию Героя Советского Союза.


Дорогие Фабуляне и гости нашего сайта! Поздравляю вас с великими праздником - Днем Победы. Хочу пожелать мира, только мира! Чтобы никому из нас не знать, как грохочут орудия. Чтобы небо было чистым, светлым, и единственное, что появлялось бы на нем - это яркое солнце и белые облака.

Чтобы все мы жили в согласии и понимании друг с другом. Потому что только согласие и есть залог мирных и добрых отношений.

[center]С ПРАЗДНИКОМ ВАС! С ДНЕМ ПОБЕДЫ!!! 


Послесловие:

Реклама
Обсуждение
17:46 09.05.2025(1)
Тиа Мелик
Спасибо большое, Магдалина!
С Днём Победы поздравляю ❤️

20:05 09.05.2025(1)
1
Магдалина Гросс
Спасибо, солнышко. Сейчас открою компьютер через 5 минут - напишу поподробнее. 
19:29 17.05.2025
Тиа Мелик
22:47 13.05.2025(1)
Станислав Зарудний
Да, весь народ встал на защиту Отечества- ибо это Священная была война.....
08:35 14.05.2025
Магдалина Гросс
Безусловно. Спасибо, Станислав. 
23:57 11.05.2025(1)
Гэл
Молодец - такую большую работу проделала.
Как же хочется, чтобы все люди на нашей планете жили в мире и понимании того, как коротка
и ценна жизнь...
13:57 12.05.2025
Магдалина Гросс
Спасибо, Галина. 
Да, жизнь это самое ценное, что есть у нас. 
00:18 10.05.2025(1)
1
Алексей Осидак

Лин, ты самая большая героиня из всех нас. 
Я горжусь тем, что знаком с тобой. 
Спасибо! 

И вообще заметка великолепная! 
00:26 10.05.2025(1)
1
Алексей Осидак
Тем более героиня, что живëшь в центре России. 
Есть хорошие люди из других стран, но решится на то, на что ты решилась - это подвиг
00:30 10.05.2025(2)
1
Алексей Осидак

А в том, чтобы поддерживать агрессию, надеюсь, временного правительства, никакой смелости нет. Это обычная конъюнктура и приспособленничество. 
Пусть им будет стыдно. 
17:05 11.05.2025(1)
2
Магдалина Гросс
Лёша, им не будет стыдно.
Но мне по большому счету всё равно, что они скажут. Здесь по счастью много адекватов, и вот их мнение мне важно и дорого. Пусть даже что-то будет сказано и в отрицательном ключе по поводу стилистики, лексикологии, грамматики. Вот это мне как раз важно. Потому что наш сайт прежде всего литературный.

А то, как кто-то отреагировал на моё мнение, бросился сразу же доказывать что-то свое, кто расценивает лит.сайт как площадку для политических перебранок - да безразлично мне это. 

За комментарий спасибо большое. 
18:01 11.05.2025
Алексей Осидак
00:46 10.05.2025
Марго
Ага, стыдно за что? Чтобы РФ была бы колонией Штатов? Так  бы РФ не было в 2000году,  как авторши, что тусит с вами... сипсошниками))
Временное правительство у амеров... Вечно весь мусор собирают))
СВО это продолжение ВОВ))
23:59 10.05.2025(1)
Роза Госман
Лина, спасибо за отличную работу! Очень нужная статья!!! А то, ведь, иные стали забывать, что Победу ковала каждая республика СССР. Только в едином кулаке удалось свернуть шею фашизму. И забывать об этом - НЕЛЬЗЯ!
С теплом души и пожеланием Мира и Добра!!!
17:09 11.05.2025
Магдалина Гросс
Мы действительно победили только благодаря спаянности и сплоченности. Именно эти два качества помогают выстоять и выжить даже в нечеловеческих условиях.
В те времена люди действительно знали, что такое дружба, поддержка, умение подставить плечо в трудный момент.
15 республик жили одной семьей. И как жили! 

Сейчас всё на деньгах основано, к сожалению. 
Ну, рано или поздно это всё закончится. 
Бабушка моя говорила так: "Бог долго терпит, но больно бьет".
Наверное, когда-нибудь кому-то будет очень больно за свои действия. И морально, и физически. 
14:30 10.05.2025(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Лина, замечательная заметка. Всё ты правильно сказала - была общность, потому что люди защищали свою страну. А на тех, кто не понимает, что главная ценность - это люди, не обращай внимания.
09:49 11.05.2025
1
Магдалина Гросс
Галя, спасибо большое. Очень старалась написать так, чтобы дошло до глубины сердец. 
Рада, что тебе понравилась эта идея. Спасибо огромное еще раз. 🤝
А внимания на тех, кто не особо далек в понимании происходящего, совершенно не обижаюсь. Они от меня тоже очень далеки. 
19:52 09.05.2025(1)
4
Светлана М.
Как такое вначале можно написать... Вы это скажите тем, кто десять лет, больше уже - убивает людей. Ребятам, которые на фронте - про "трусливость" скажите. Убитым ученым, генералам, детям. Господи, ну как же можно-то! Слепота что ли! Вы ослепли и не видите что и как происходит? Что они творили и творят 11 лет? Не верю, что не знаете. Значит, приняли сторону нацистов. 
Можно было обойтись в этом тексте без плевка в собственную страну - вначале статьи. 
20:06 09.05.2025(3)
1
Наталья Семёнова
Доброго вечера, Света!
А я ведь и не обратила внимание на эти "три буквы".
Неужто речь о СВО?!
Но послушаем, что скажет автор заметки...
20:13 09.05.2025(2)
3
Магдалина Гросс
Ничего не скажет. 
Автор заметки - внучка ветерана войны, прошедшего 6 лет (Великая Отечественная + война с Японией) войны. 
Сама носила погоны 6 лет.
Я не перед кем не обязана отчитываться.  По всем законам и канонам я имею право на собственное мнение. 
Закончим этот разговор. Он бесполезен. Имеете свое мнение? Замечательно. Я его уважаю.
Уважайте и вы мое тоже. 
Всего вам хорошего. 
20:22 09.05.2025(1)
2
Наталья Семёнова
Ответьте, пожалуйста, Магдалина, на вопрос по поводу
этого высказывания:
Все эти годы, что шла война (действительно война и борьба за свою территорию, а не то, что сейчас называют "войной" и трусливо прячут за аббревиатурой из трех букв...

20:37 09.05.2025(2)
3
Магдалина Гросс
Умным людям и так все понятно.
Не умным? Что-то ведь надо отвечать. Ох, Боже мой...
Боюсь, что лишняя трата времени. Но ладно. Потрачу.

Люди защищают Родину не за деньги. Тут некая Марго записала меня в жители Европы. Смеялась долго: все дело в том, что я там не только не живу, (я в Нижегородской области живу, недалеко от Вас, т.к. Ковров - это близко), я в Европе и не была ни разу. Хочет эта Марго пусть верит, хочет - пусть не верит. Это уже ее дело.

Думаю, что и у вас в Коврове висят плакаты с обещаниями миллионов за то, чтобы пойти воевать .  Скажете, нет что ли? Да есть они. И у нас,  и у вас. У нас весь город ими завешан.
 
Теперь представьте Великую Отечественную и предложение Сталина (!!!!!!!!) пойти воевать за деньги. Сталина! У которого оба сына воевали! 
Раз воевать зовут за деньги, это уже вызывает подозрение. В лучшем случае. Не вызывает?  Не война это. Это бизнес, который кому-то выгоден.
Ну, а кому - раскиньте мозгами. 
Вы не представляете впечатление глупого человека. 
21:14 09.05.2025(2)
2
Наталья Семёнова
Действительно, вы меня впечатлили.
Я вас, честное слово, сразу не поняла.
Во-первых,я нагружена корректурой.
Но  главное: у меня о вас сложилось определённое мнение --
доверительное -- как о человеке рассудительном, сдержанном.
Словом, не ждала я от вас завуалированного подвоха.
И правда,зачем в день чествования Великой Победы
вы привнесли своё негативное мнение о СВО,
которое,возможно, не понравилось бы упомянутым вами ветеранам
ВОВ? Элементарное уважение дОлжно проявлять к тем,
кто и возразить вам уже не может.

---------------
А плакаты висят,деньги платят сверхсрочникам
и добровольцам  -- это не новость.Это принято
во всём мире. Может, вам жаль денег для защитников,
мне -- нет.
----------------
Сделала копию вашего высказывания, "похвалюсь" знакомым.

Прошу прощения у читателей вашей заметки
за неверное понимание её сути.

Гость00:01 10.05.2025
1
Согласен с вами. Спасибо за правду. 
21:39 09.05.2025(2)
Магдалина Гросс
Мне жалко, правда.  Какая-то непонятная ссора завязалась. Вы хорошо пишете, Наталья. Мне во всяком случае нравится. Я пишу без подхалимства. Давно ведь читаю Ваши стихи, и мне они реально по душе. 
Да фиг с ней, с этой СВО, разве мы обязаны с кем-то соглашаться?
Вы замечательный поэт. 
А все остальное...
Как там говорил царь Соломон?
23:30 09.05.2025
2
 Лжет Семенова!  Далеко не во всех странах есть армия на контракте.
 Израиль воюет постоянно, практически. 
 В голову никому не придет  заманивать на войну деньгами. У нас, когда призывают резервистов, приходят 102%, это было три дня назад. То есть в  свои части прибывают резервисты, которых не вызывали! Но их друзей вызвали, значит они берут свои военные принадлежности и едут в часть, к которой приписаны. Без приказа.  Потому, что зря резервистов не вызывают по приказу  "Восемь".

 Никаких контрактников у нас нет. Воюют срочники и резервисты.  Резервистов  отправляют в отставку в определенный законом возраст. Так когда начинаются военные действия, отставники едут в свои части и устраивают там скандалы, если их не берут!

21:41 09.05.2025
Магдалина Гросс
Бог даст буду в Коврове - непременно заеду в вашу редакцию. 
Уже мне то есть о чем хорошем рассказать )
20:57 09.05.2025(3)
3
Александр Красилов
Не тратьте время и силы, Магдалина.
Вас не услышат.
Даже на этот Ваш рациональный довод будет готов какой-нибудь бессмысленный, выхолащивающий суть Вашего аргумента, ответ. Наша великолепная Марго напишет что-нибудь типа "А чё, натовцы своим нацикам не платят, что ли?" или "убойный" факт приведут, что и на Великой Отечественной войне солдаты получали денежное довольствие. В ответ же на то, что "довольствие" это составляло какие-то рубль в сутки или что-то вроде того, ответят, мол, а сколько стоил тогда советский рубль, а?.. Короче, уведут разговор в какую-нибудь сторону. Лишь бы продолжать самообманываться. 
Гость00:01 10.05.2025(1)
Солдаты ВОВ по тридцать рублей получали, а офицера по тысячи. 
00:20 10.05.2025
Марго
Кто как пишет. Это не важно, важно, что война стоит немалых денег!)
22:27 09.05.2025(2)
Марго
Правильно мыслишь, Красилов)) Я много могу привести аргументов.. Война всегда стоит денег. Солдат в ВОВ получал 5 руб, генерал до 30 руб. Тогда можно было на них жить. Бабки собирали свои пожитки, чтоб купить танк. Все стояли за Победу.
Скажи мне, как Зеленский мог стать нацистом, когда его дед
погиб, защищая от нацизма СССР? А Зеля продал страну и защищается, как СС от Путина?) Словно Путин не сделал свою вертикаль власти, вечно делая рокировки...
Так что умный чел, не говорит ничего о способностях, которых тут нужно иметь.)

https://vk.com/video765138926_456243574?list=a1bd4a2204b1697ed7
23:20 09.05.2025
1
Наталья Семёнова
Правильно мыслишь, Красилов)) Я много могу привести аргументов.. Война всегда стоит денег. Солдат в ВОВ получал 5 руб, генерал до 30 руб. Тогда можно было на них жить. Бабки собирали свои пожитки, чтоб купить танк. Все стояли за Победу. --


Верно, Марго. Справедливо, если солдат и его семья получают материальную
поддержку.
22:31 09.05.2025(1)
1
Александр Красилов
Марго!
Да раскрасавица ж Вы наша!
И шо б мы без Вас делали?.. 
22:40 09.05.2025(1)
Марго
Ой, Красилов...А где очередное--дура?)) насчет аргументов... по ходу мимо. Вам они не нужны. Вам нужно мое общество!)
22:41 09.05.2025(1)
1
Александр Красилов
Да как же без Вас, цветика-семицветика? Незабудки нашей...
22:45 09.05.2025
Магдалина Гросс
Да перестаньте вы уже все ссориться. И вот охота вам? 
Праздник такой, салют везде, а вы все рассорились. И мне особенно жалко, что из-за моей статьи. 
Перестаньте уже правда. 
21:43 09.05.2025(1)
Магдалина Гросс
Да нет, Наталья услышит.
Она писатель со стажем, ей не так легко запудрить мозги.
21:45 09.05.2025
Магдалина Гросс
 И потом она серьезный человек. Я ведь давно, с 2018 года ее стихи читаю.
20:15 09.05.2025
4
Наталья Семёнова
Так вы писали про СВО?! За которую якобы трусливо кто-то или что-то там прячется?
20:12 09.05.2025
2
Ольга Панчишкина
Тоже не поняла этого:
...а не то, что сейчас называют "войной" и трусливо прячут за аббревиатурой из трех букв)
20:09 09.05.2025(1)
4
Светлана М.
А что тут непонятного? Все тут понятно и ясно. Не хочу даже слышать об этих людях. И так почти не захожу, чтоб не видеть бесконечных помоев. Они даже просто помолчать не в состоянии. В Такой день! Гиены. 
20:13 09.05.2025(2)
2
Наталья Семёнова
Погоди...Давай-таки выслушаем автора, который наверняка
смотрел парад по телевизору и подразделения нашей СВО, марширующие
по главной площади страны.
20:20 09.05.2025(1)
1
Светлана М.
Прочла ответ? Вот и всë. Как говорится, всем спасибо и прощайте) 
Не пишу больше ничего здесь. Вообще. 
21:39 09.05.2025
Наталья Семёнова
Сильно не огорчайся.
Людской фактор, как говорится.
А этот  фактор преподносит неприятные сюрпризы там,
где их не ждёшь. Просто о них помнить нужно.
20:18 09.05.2025(1)
2
Светлана М.
Да их корежит от парада. Иначе автор такой гадости не написала бы. Это ж надо додуматься, противопоставить так, расколоть, они с 90х плюют и гадят на могилы тех, о ком здесь речь идет. Кладбища уничтожают, памятники вешают как людей. Не, они не видят и типа не понимают. 
И не слышат, что наци в пиджачках  говорят открыто, и как врут и мерзостями занимаются. 
21:26 09.05.2025
2
Наталья Семёнова
Ну, доверилась я по привычке... Чо уж тут.
Бывает.
16:01 09.05.2025(1)
2
Александр Красилов
Роман Матсов (Эстонская ССР)


          Возможно, кто-то помнит фильм режиссёра Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской". В этом фильме рассказывается о судьбе талантливого пианиста, получившего на фронте тяжёлое ранение, которое не позволило ему в дальнейшем стать профессиональным исполнителем. Роль этого музыканта сыграл в фильме Владимир Дружников (кстати говоря, удостоенный за неё в 1948 году Сталинской премии первой степени). Но у его героя был реальный прототип. Звали его Роман Вольдемарович Матсов.


         
          Роман Вольдемарович Матсов (1917-2001) - эстонский, советский дирижер, народный артист Эстонской ССР (1967) родился в Петрограде. Там же начал учиться музыке. В 1929 год репатриировался в (тогда ещё не присоединённую к СССР) Эстонию.
          Уже после присоединения Эстонии к СССР Роман Матсов вновь вернулся в город, где родился, - город теперь уже носил имя Ленина. Он стал аспирантом Ленинградской консерватории, но с началом Великой Отечественной войны добровольцем отправился на фронт. Воевал в составе 2-го стрелкового полка 1-й стрелковой дивизии ополчения. С сентября 1941 года был командиром стрелковой роты 25-го стрелкового полка 44-й стрелковой дивизии, младший лейтенант. Воевал на Ленинградском фронте. Участвовал в обороне Ленинграда.
          12 октября 1941 года был контужен, а 18 октября 1941 года — тяжело ранен разрывной пулей в правое плечо. Перенес девять операций, лишь чудом избежав ампутации правой руки. После этого, лишенный возможности продолжать деятельность инструменталиста, самостоятельно освоил профессию дирижера.
          С 1944 по 1963 год он был дирижёром Государственного симфонического оркестра Эстонской ССР и в этом качестве сделал невероятно много для знакомства публики с лучшими произведениями как мировой классики, так и с произведениями современных композиторов: в первую очередь, Шостаковича, с которым его связывали дружеские отношения (в архиве Матсова хранится большое количество документов, относящихся к творчеству композитора), а также Э.Тамберга, Я. Ряэтса, А.Пярта, Н. Каретникова и других.
          На ютюбе можно найти документальный фильм "Профессия - композитор", в который вошла и съёмка проведённой под управлением Романа Матсова репетиции (а затем и записи) Четвёртой симфонии Николая Каретникова.
          Пройдя по ссылке  https://tltgorod.ru/reporter/?theme=0&page=11&reporter=38859 , вы сможете прочитать интереснейшее интервью с Романом Матсовым, сделанное тольяттинским журналистом Сергеем Мельником.
          До конца жизни Роман Матсов преподавал в Таллинской консерватории, а также выступал с оркестрами нашей страны.

          Вот перечень военных наград Романа Вольдемаровича Матсова: медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1945), орден Красной Звезды (22.07.1945).
          Награды, которых Роман Матсов, как фронтовик, был удостоен уже после войны - все медали, посвящённые юбилейным датам со дня окончания войны: к двадцатилетию, тридцатилетию, сорокалетию, пятидесятилетию; медали, посвящённые юбилейным датам Вооружённых Сил СССР: к их 50-летию, 60-летию, 70-летию.
          В 1985 году Роман Матсов в числе всех, доживших до этой даты фронтовиков, был награждён орденом Отечественной войны II степени.




21:06 09.05.2025(1)
Магдалина Гросс
Спасибо, Александр. Информация интересная.  Фильм "Сказание о земле Сибирской"посмотрю непременно. Потом спишемся на эту тему. 
Да и книжную информацию мне есть где почерпнуть. Сестра моего мужа работает в центральной районной библиотеке, уж там-то про Романа Матсова точно можно что-нибудь найти. 
21:20 09.05.2025(1)
Александр Красилов
Ну... Роман Матсов вообще-то известный советский дирижёр. Только не столичный. Не Мравинский, Светланов или Рождественский. Раньше ведь в каждой республике (да и в каждом крупном городе) были выдающиеся мастера. Был Ниязи в Азербайджане, был Арнольд Кац в Новосибирске (кстати, вот нём: "В 1941 году был командирован учиться на военный факультет Московской консерватории, где он становится военным дирижёром, служил в звании младшего лейтенанта в инженерно-сапёрной бригаде 1-го Белорусского фронта, дошёл с нею до Берлина"), был Сондецкис в Литве. Был, наконец, у вас в Нижнем (тогда - Горьком) выдающийся дирижёр И. Гусман, и тоже - фронтовик.
21:30 09.05.2025(1)
1
Магдалина Гросс
Вы Израиля Борисовича знаете? О, спасибо Вам за память. 
Он реально был очень знаменит. Наряду со Скульским  и Цирлиным. 
Оркестр под управлением Гусмана не играл - он пел! 
Израиля Борисовича сколько раз приглашали в оперном театре дирижировать. Он там был "своим" (в хорошем смысле) человеком. 
А его студентам я в 90-х годах печатала дипломные работы. 
 Вот время было! 
Спасибо Вам большое за память об этих людях-легендах. 

21:44 09.05.2025
1
Александр Красилов
Я бываю в Нижнем периодически. Правда, никак не могу добраться до Бугровского кладбища - там, кроме И.Гусмана, ещё и композитор Александр Касьянов похоронен - тоже личность легендарная. В жизни много случайностей. Был под Свердловском (тогда ещё - Свердловском) на производственной практике. И купил в книжном магазине книжку о нём. Ничего до того об этом композиторе не зная. А через несколько дней - удивительно! - там же, но уже в другом магазине - промтоварном (так они тогда назывались) в отделе грампластинок (тогда они ещё выпускались) увидел диск - "А.А.Касьянов. Двадцать четыре прелюдии для фортепиано" (этот цикл он написал, уже утратив слух). Ну вот... такие бывают истории...
А Гусман... Да уже за одно только то, что он сделал для популяризации музыки Шостаковича, будучи одним из самых преданных его интерпретаторов, его нужно помнить!
11:53 09.05.2025(1)
Элина
Спасибо за информацию! Поздравляю с праздником!
21:08 09.05.2025
Магдалина Гросс
Взаимно, Элина. И Вас тоже с праздником. 
Простите, что поздно отвечаю. Интернет "повис". 
19:24 09.05.2025(1)
 Достойный текст!  Своевременное напоминание о том, что воевали ВСЕ!  И победили ВСЕ.

 А на всяких больнушек не обращайте внимания. 
20:00 09.05.2025(1)
Магдалина Гросс
Так точно!  
Рука у козырька. :)))

Я улыбаюсь, Галина. 
Женщины не носят фуражку. Только беретку. 
20:14 09.05.2025(1)
 Это правда. Берет нам  к личикам!  А фуражки - для мальчишек. 
 Вообразите: на военный бЭрЭт нашить вуаль! 
 И встать в строй! 
20:20 09.05.2025(1)
Магдалина Гросс
Нам один раз в зоне (не пугайтесь, я там работала, а не отбывала наказание) надели фуражки. Знаетете, вообще фуражки дамам очень идут. Правда, не смейтесь только. 
Это на парней не наденешь женских береток. Это там уже, в швейном цехе ИТК мы узнали, что мужские и женские береты шьются по-разному. Женские чуть пошире. Не знаю почему, ведь мужские головы по сути крупнее. (???) 
Но факт остается фактом. 
20:29 09.05.2025
 Ну да, есть женские кепи.
 А женский берет шире потому, что его нужно кокетливо  "заваливать" набок.  

 Мужчина напялил на бОшку и ходи себе. Кокетничать им  можно только дикой высотой фуражек. Помните, что творили российские вояки в начале двухтысячных? Тулья была  длиннее (или выше), чем   длина лица носителя. )) Моду сняли с немецких фуражек, между прочим. 
Книга автора
Лакс: Райские розы 
 Автор: Vivi Winner
Реклама