Первый и главный учитель – Мама, которая родила меня и научила жить по совести, не брать чужого, помогать людям, признавать свои ошибки, исправлять и не повторять их.
Второй учитель – Отец, который учил меня быть мужиком. Стараюсь выполнять его наказ: «Мужик должен уметь всё, а коль не можешь – не берись. И будь сам собой».
Третий учитель – учительница первоначальных классов Раиса Дмитриевна Рассказова, что дала мнепервоначальные знания и научила думать.
Четвертый учитель – Ивинская Людмила Сергеевна, которая дала мне путевку в профессию. Вот о ней я и поведу своё повествование.
В Мае 1978 года я искал новую работу, постольку, окончив третий курс заочного отделения экономического института, надо было начинать трудиться по специальности. По совету моего друга Шуры Курдюковой обратился в отдел кадров завода «Тантал» (по правде говоря, «Тантал» был производственным объединением, короче «ПО»), где она работала программистом на ИВЦ. При этом Шура сказала:- «Говори, что хотел бы попасть на ИВЦ. А я попрошу свою начальницу, чтоб она с тобой побеседовала. Можь, чего и выйдет». Так я познакомился с Ивинской Людмилой Сергеевной, в то время она была Начальником сектора разработки ИВЦ. Я не знаю, почему, но она меня взяла, сказав: «Будете простым техником, а там посмотрим».
Пройдя проверку (завод был «номерной», то бишь, военный) в конце Июня я приступил к работе. Сектор располагался на седьмом этаже административного здания ПО, в комнате № 57. В большой комнате размешалось двадцать два человека: Начальница, восемнадцать женщин и три мужика Виктор Кузьмин, Володя Молчанов и я. Сразу после моего появления женщины предложили мне чаю и сушек. Чай я выпил, а от сушек отказался, сказав, что ем только три раза в день. Так я стал трудиться вместе с Шурой Курдюковой, но поработать совместно нам не удалось: она занималась секретными задачами, а мне до неё было, как до Луны пешком. Два дня меня водили по помещениям Центра, показывали, где кто сидит, машинные залы, машинно-счетную станцию (МСС), знакомили с сотрудниками и прочее. Потом Ивинская дала первое задание: наглядно описать систему расчетов по заработной плате, как это делается с помощью ЭВМ. Дело было в том, что основной программист, некто Бухаров, который эту систему создал, писал программы, так говориться, «с чистого листа», не занимаясь описанием на бумаге алгоритмов, порядка расчетов, вида входных документов и выходных табуляграмм. Всё делалось, как было заведено. Мне предстояло всё это, не только представить в посменном виде, но сделать схемы расчетов и всех алгоритмов, помимо того, надо было написать инструкции пользователей всех задач. Этим я занимался без малого пять месяцев. Основной проблемой стало описание алгоритмов, а этого нужно было изучить язык «Алгол66» для ЭВМ «Минск». В конце Октября я сделал доклад на совещании у начальника ИВЦ. Меня похвалили и повысили в должности до старшего техника, и я стал получать не 110, а аж 130 рублей в месяц. Людмила Сергеевна было мною довольна.
Время шло. Теперь я занимался переводом расчетов по заработной плате на новую систему ЕС ЭВМ. Кроме того, по новому заданию, начал разработку систему «Учёт спецоснастки», на ИВЦ её доселе не было. «Спецоснасткой» называют специальный инструмент и оснастка для изделий. Между тем, участвовал в строительстве профилакторию, ездил в подшефные заводу хозяйства – тюковать солому и пропалывать овощи, освоил профессию тракториста – три раза ездил на посевную, бороновал зябь, работая на Т-75 и Т-90«Казахстан». Я узнал, что зябь боронуют поперёк борозды, и никак иначе. В 1980 году, по окончании института, меня повысили в должности до старшего инженера с окладом в 170 рублей и назначили начальником бюро расчетов по заработной плате.Теперь в моём подчинении находилось восемь женщин. Так мне пришлось расстаться с сектором разработки и перейти в производственный сектор ИВЦ. Людмила Сергеевна не возражала, но следила за моим продвижением по службе.
В Январе 1984 года по ИВЦ прошёл слушок, якобы, Людмилу Сергеевну прочат за должность Начальника Планово-Экономического Отдела ПО. Слух оказался правдой. Весной Ивинская вступила в должность. В конце Мая она мне позвонила, и пригласила к себе на беседу. Я вошёл в неё кабинет, она предложила чаю, я отказался.
- Тогда сразу к делу…. Тебе не надоела твоя работа?
- Если честно, то да! Каждый месяц одно и то же.
- Я хочу предложить тебе новое место работы.
- У Вас?
- У меня.
Тут я понял, что пошёл серьёзный разговор.
- И чем я буду заниматься?
- Предлагаю тебе должность начальника бюро по планирование и учету себестоимости в моем отделе.
Это как-то неожиданно! Ведь само производство я не знаю, а здесь - себестоимость. Боюсь, не справлюсь.
- Ничего! Не боги горшки обжигают! Ты парень цепкий, думаю, освоишь быстро. Оклад будет 185 рублей плюс надбавка за ненормированный день 20 рублей, ещё ежемесячная премия 40 процентов и иные разовые премии.
- Заманчивое предложение. Так меня же не отпустят с ИВЦ.
- Отпустят иль нет, то не твоя забота. Ты согласен или нет.
- У меня есть два условия.
- Я слушаю.
- Никаких колхозов и отпуск Летом.
- Во-первых, наш отдел по колхозам не ездит, а, во-вторых, я в отпуск хожу в июле, а ты в августе. Идёт?
- Идёт! Тогда согласен!
- Тогда надо действовать быстро, я завтра иду к твоему Начальнику и подготовлю Распоряжение о твоем переводе в ПЭО, пока Гендиректор не ушёл в отпуск. А ты сиди молча, будто ничего не знаешь. Если что, сразу ко мне! Понял?!
- Понял!
Через два дня началась «весёлая» карусель. Ивинской, естественно, отказали. Их с Начальником ИВЦ закончился руганью – эта весть разнеслась по всему Центру. Меня спрашивали, я молчал. Благо, что Распоряжение о моём переводе в ПЭО уже было подписано. Тут Начальник ИВЦ пошёл на подлость, отправив меня в командировку в совхоз «Красный Партизан» на ремонт комбайна, мол, послать больше не кого. Об этом беспределе я доложил Ивинской, Она меня успокоила: «Ничего страшного. Распоряжение подписано, значит, ты уже работник ПЭО. Всё равно тебе надо оформить допуск второй степени секретности, это займёт минимум недели три. Время терпит. Поезжай с Богом!». Вернулся я через месяц. На следующий день пришел на ИВЦ. А зря! Меня тут же вызвали к Начальнику ИВЦ , который заявил: «Перевода не будет! Ты здесь заводу нужнее! Семенов сделал Распоряжение об отмене Распоряжения о твоём переводе в ПЭО. Иди, работай!»
ПРИМЕЧАНИЕ: Семенов А.П., первый заместитель Генерального директора по производству, и в это время исполнял обязанности его, поскольку сам Генеральный пребывал в отпуске.
Но я не пошёл, а пошёл я к Ивинской. Объяснил ей ситуацию.
- Сиди тут, жди меня! Я пошла к Семенову.
Её не было минут пятнадцать, вернулась злая, как чёрт, и сказала: «Выходи завтра на работу сюда. И ни в коем случае на ИВЦ!». Я так и сделал. Потом секретарша Семенова говорила мне: «Они сильно кричала друг на друга, чуть ли не матом. Она требовала отменить его Распоряжение о тебе. Напоследок она сказала ему: «Я хочу посмотреть, как ты будешь выкручиваться, когда ОН узнает, что ты отменил ЕГО Распоряжение. Лучше порви и выбрось! Не лезь, куда не следует!» В итоге Семёновское Распоряжение было им отменено.
Моя работа в качестве начальником бюро по планирование и учету себестоимости началась с беседы у Ивинской. Та дала мне в руки книгу, на обложке которой написано: «Руководствопо планирование и учету себестоимости на предприятиях машиностроения», сверху, справа стоял гриф «ДСП», что означало «Документ служебного пользования». В ней было более семисот страниц.
- Ты должен изучить эту книгу и знать её наизусть. Там много есть чего, что нам запрещено, а нам надо сделать, чтобы эти запреты обойти, и сделать так, как нам нужно. Даю тебе полгода, чтобы войти в курс дела досконально
- Ясно! – ответил я, хотя, то, что тогда сказала, мне было совсем неясно.
В процессе дальнейшей работы я понял, что она имела ввиду. Например: Министерство целевым образом выделяло деньги на капитальный ремонт заданий и сооружений, а мы на эти деньги делали пристройки и даже возводили новые объекты, оформляя заказы, как капремонт зданий. Так делали всё, но, в то время, так работала система экономики страны.
В моём подчинении находилось семь женщин, трое из них являлись ветеранами завода: Наветкина Валентина Николаевна, Годунова Галина Александровна и Семенова Екатерина Сергеевна. Они являлись костяком нашего бюро. Наветкина вела общие отчеты ПО «наверх» и в Статистику. Годунова для отчетов собирала данные всех подразделений, заводов и филиалов ПО, а Семенова собирала отчеты всех цехов, Производственно-Технологических Комплексов (ПТК) и курировала незавершенное производство. Другие сотрудники бюро занимались технической работой.
Отдельным Распоряжением Генерального мне предоставлялось право подписывать Плановые калькуляции, внешние и внутренние производственные заказы, заверять рацпредложении и много чего ещё. Согласно должностной инструкции мне вменялось в обязанность курировать работу экономистов всех цехов, служб и иных подразделений, старших экономистов заводов и филиалов ПО. Помимо этого -курировать работу социальной сферы, как то: ЖКО, Физкультурно-оздоровительного Комплекса (ФОК), общепита, заводской поликлиники, профилакториев, лагерей отдыха (Осокино, Чардым), подсобного хозяйства и всего того, что содержалось за счет прибыли ПО.
[b] Постепенно дело пошло на лад. Я узнал, как устроено производство. Оно делилось, на две основные части: основное и вспомогательное. Основное состояло из Производственно-Технологических Комплексов: ПТК-1 «военка» (сборка изделий и узлов к ним, наладка, испытания, контроль ОТК, упаковка), ПТК-2 «полупроводники» (монтаж,наладка, испытания, контроль ОТК, упаковка), ПТК-3 «мехообработка» (производство деталей к узлам и изделиям, гальваника,контроль ОТК), ПТК-4 «связь» (производство устройств связи, наладка, испытания, контроль ОТК, упаковка), ПТК-5 «машиностроение» (производство и ремонт оборудования и механизмов для остальных ПТК и иный служб, и выпуск продукции «на сторону»). Ещё были цеха по выпуску видеомагнитофонов и СВЧпечей. Вспомогательное же состояло подразделений и служб обеспечения основного производство. Главные из них: Энергический цех, цех специальных инструментов и оснастки, цех деревообработки и тары, транспортный цех, цех ремонта и строительства, а также склад готовой продукции и склады материальных ресурсов. Ещё имелись подсобные

для нас, читателей!
И светлая память человеку, которого Вы почитали, как учителя!
Прочла с интересом.
Здравия Вам и новых тем!