| | Произведение «Куйбышев на Волге. Воспоминания. Кузнецовы» (страница 1 из 25) | Куйбышев на Волге. Воспоминания. Кузнецовы
[justify] Kуйбышев на Волге. Кировский район. Б Е З Ы М Я Н К А. Добрая советская Безымянка. Здесь рядом с Дворцом Кирова я прожила четыре года. В двухкомнатной квартире родителей мужа. На улице Севастопольская 27 А квартира 7. А потом ещё 11 лет прожила в 14 A и 15 A микрорайонax. Я помню советский Куйбышев и советскую Безымянку c 1975 по 1992 годы. Гордость и слава города его заводы. Прогресс. Авиационный. На этих заводах работали мой муж Кузнецов Валерий Иванович и его родители Кузнецов Иван Никитович и Кузнецова Клавдия Ивановна. Моя свекровь за свой многолетний труд получила Орден Знак Почёта.
Мне очень нравился город. А главное люди. Трудовые люди. Я видела как утром переполненные трамваи и автобусы везут людей на эти заводы. А вечером с заводов. Именно за это любила я Безымянку. Рабочие этих заводов выпускали не консервы. A самолёты Ту -154. Легендарные ракеты "Восток" и "Союз". Двигатели для этих ракет. Я помню лица заводчан. Они гордилились своим трудом. Любили свои заводы.
А у этих заводов была богатая история. В 1941 году на малоизвестную окраину города Куйбышева, станцию "Безымянка", были эвакуированы промышленные предприятия из Москвы и Воронежа. Государственный авиационный завод № 1 имени Осоавиахима из Москвы. И авиационный завод № 18 из Воронежа. Пуск заводов в Куйбышеве планировался на конец 1941 года - весну 1942 года. И эти заводы были построены в назначенный срок.
Проектная суммарная мощность заводов предусматривала ежегодный выпуск 2700 боевых самолётов и 11000 авиационных двигателей. Потребность в рабочих заводов оценивалась в 75 тысяч человек. Потребность в строительных рабочих планировалась в размере 120 тысяч человек. „Потребность в строительных рабочих планировалась в размере 120 тысяч человек“...За этими сухими короткими строчками исторической справки СУДЬБЫ людей. Надо было в предельно сжатые сроки построить два авиационных завода и один моторостроительный. В то время никакой другой рабочей силы для строительства, кроме ЗАКЛЮЧЁННЫХ, не было. Тайной за семью печатями для большинства населения страны долго оставался БЕЗЫМЯНЛАГ. О нем до сих пор очень мало сказано. Строительство велось Управлением особого строительства НКВД СССР. Силами заключённых Безымянлага.
Численность заключённых Безымянлага в июле 1941 года составляла 91 211 человек. Безымянлаг был перенаселён. Заключённые жили за высокими заборами с колючей проволокой в утеплённых палатках. Или в бараках с двухъярусными сплошными нарами, где на каждого приходилось в среднем чуть более одного метра жилья. Официальная продолжительность рабочей смены составляла 11 часов. На деле работали и дольше. Напряжённый труд, низкокалорийное питание, авитаминоз, дизентерия, истощение, цинга сокращали численность работоспособных узников. В течение двух лет, с 1 июня 1941 по 1 июля 1943 года, в лагере умерло 11165 заключённых. Очень тяжёлой в Безымянлаге была зима 1941 - 1942 года. С ноября по январь умерло 4732 заключённых. В начале 1942 года похоронная команда, состоявшая из сотни человек, не успевала хоронить тела умерших, и их просто складывали на кладбище в районе участка Мехзавод. Много было обмороженных. Но основной причиной смерти был голод.
Сейчас читаешь эти архивы. Эти стройки планировали. Число заключённых тоже?! Какими были уголовные статьи тех лет?! Антисоветские высказывания. Социально вредный элемент…Конечно наш дедушка по их меркам являлся таким антисоветским элементом. Я с содроганием смотрю на фотографии БЕЗЫМЯНЛАГа. Людей на работу ведут под конвоем. Группу рабочих в 12 человек сопровождают 6 красноармейцев. По три красноармейцa с каждой стороны. Откормленные, идут oни с винтовками наперевес. От одной фотографии прямо сердце сжимается. Мужчина маленького роста в каких то лохмотьях вместо одежды, толкает впереди себя тележку нагруженную с верхом тяжеленными камнями. Он сам ростом с эту тележку. Как же ему тяжело... Но он изо всех толкает эту тележку. Что бы выжить. Что бы получить свою дневную норму хлеба. Плановой нормой считалась выработка 5 кубометров породы в день на человека…Не так давно в Ширяевских штольнях появился памятник горнодобытчикам. По некоторым данным, он посвящен заключенным, которые работали на штольнях в годы репрессий. Каких-либо табличек рядом с памятником нет. До сих пор боятся власти рассказать людям правду. Страшный это памятник. Я сразу узнала ту неподъёмную вагонетку. Которую толкал впереди себя заключённый.
Всегда думаю… Bот так где то в советских лагерях работал и мой дедушка Ломтев Фёдор Петрович. Если только его не расстреляли раньше. Потому мой отец всю жизнь так ненавидел советскую власть. И особенно коммунистов. Столько перепахать судеб людей. Столько сгубить МУЖСКОГО населения страны. Сначала русских офицеров. Потом русское крестьянство. Потом война. На мой взгляд Советский Союз был обречён на распад. Потому что стоял на ФУНДАМЕНТЕ кровавой гражданской войны. На развалинах православных святынь. На насильственной коллективизации. Hа ГУЛАГАХ. Согласно инструкциям, в лагеря должны были помещаться: тунеядцы, шулера, гадалки, проститутки, кокаинисты, дезертиры, контрреволюционеры, шпионы, спекулянты, заложники, военнопленные, активные белогвардейцы. Однако, основным контингентом, населившим первые советскиe лагеря, стали вовсе не перечисленные категории людей. Большинство лагерных жителей составляли рабочие, "мелкая" интеллигенция, городские обыватели и подавляющую часть - крестьянство.
Теперь понятно почему так далеко из родных мест уехал с семьeй мой дедушка. И почему мой отец всегда боялся и прожил всю жизнь в глухих степях. Не хотели вольные русские люди за колючую проволоку. НКВД хорошо косил советских людей. Моего дедушку в том числе. Гиганты советской индустрии возводились мозолистыми руками сотен тысяч заключённых. "Ударные" советские стройки усеяны костями многих сотен тысяч миллионов честных тружеников. СВОИХ. НАШИХ. Расстрелянных внесудебными палачами. Умерших в муках и страданиях от непосильного тяжёлого труда, голода и холода. ПОТОМУ ВСЁ РУХНУЛО. Объективных причин распада великой страны было много. Но все они не имели решающего значения. Советский Союз рухнул из-за НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ по отношению к людям. Советские люди вслепую поддержали перестройку. Надеясь на перемены к лучшему. Надеясь на эту самую СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
Десятки тысяч заключённых БЕЗЫМЯНЛАГа строили и промышленный Куйбышев. Cтроили заводы, ТЭЦ, дома и дороги. Но это были НАШИ. А были и не наши. Я слышала люди говорили, что Безымянку строили пленные немцы. В те годы я конечно знать всего этого не могла. Не откуда было. А сейчас читаю. Действительно немцев в Куйбышеве было много. Никогда в семье Кузнецовых не говорили об этом. Хотя родители моего мужа в те годы уже жили на Безымянке. И конечно видели и заключенных и немецких военнопленных.
Большая часть военнопленных, отправленных в Куйбышев, попала в плен под Сталинградом. По воспоминаниям очевидцев их сначала содержали как скот. Место, на котором стоял их лагерь, и сегодня оставляет гнетущее впечатление. Хотя прошло столько лет. Умерших хоронили там же. По германским источникам, в Советском Союзе были в плену примерно 3,15 млн немцев, из которых примерно 1,1 - 1,3 млн не пережили плен. Каждый третий. Советские источники называют существенно меньшую цифру.
Ещё одна очень интересная историческая справка. Еще с тридцатых годов и СССР, и Германия активно разрабатывали принципиально новые авиационные двигатели – газотурбинные. После войны в советской оккупационной зоне Германии оказались заводы и конструкторские бюро "Юнкерса" / Junkers Flugzeug - und Motorenwerke AG из города Дессау / Dessau и "БМВ" / BMW из города Стасфурт / Stasfurt. То есть САМОЛЁТОСТРОИТЕЛЬНЫЕ заводы Германии. Почти сразу же эти заводы и конструкторские бюро стали работать на экономику СССР. Осенью 1946 года значительная часть квалифицированного персонала завода Юнкерс, БМВ и некоторых других авиационных заводов Германии в обстановке строжайшей секретности на специально оборудованных эшелонах была вывезена на территорию СССР. В город Куйбышев. Вот такая история. Немецкий квалифицированнанный персонал работал на Куйбышевских заводах. И так сложится по судьбе, что единственная дочь единственного сына Кузнецовых будет жить в Германии.
Безымянка. Добрая советская Безымянка. Когда я вижу сегодняшние разруху на Безымянке. Я глазам своим не верю глазам. В нашем доме окно на втором этаже полностью заложено селикатным кирпичом. Там где гуляли дети как попало припаркованы машины. Видно что все дома много лет без капитального ремонта. Разбиты дороги и тротуары. Не ухожены, запущены дворы.
Я вспоминаю российский художественный фильм режиссёра Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник". Он вышел на экраны 20 лет назад. Михалков талантливо показал символичную вещь. Машину-лесопилку. Изобретатель этой уникальной машины американец. Машина-лесопилка механически уничтожает деревья. Несет горе и смерть обитателям сибирского леса. Так внешний мир с безжалостной необратимостью и циничной жестокостью громко стучится во внутренний мир РОССИИ. Герои фильма оказавшись втянутыми в РУБКУ уже никогда не будут прежними. Так и сегодня рубит такая машина нравственные ценности России. Рубит архитектуру самого русского Человека. Этот фильм АКТУАЛЕН и сегодня. На мой взгляд такая машина лесопилка идёт сегодня по России. Рубит налево направо. Сносит всё без разбору.
Смотришь и нет уже завода "Металлург". Продан. В стране нет своих гражданских самолётов. Покупают за границей. А свой авиационный завод в упадке. Разорили знаменитые Куйбышевские шарикоподшипниковые заводы. Теперь покупают подшипники у китайцев. Но зато РЕКЛАМА на каждом шагу. Повсюду беспорядочные аляповатые вывески. Торгующие доведённые до отчаяния люди. Русские люди они не торгаши. На Руси уж если и продавали то только то, что сделано своими руками. Руками Мастера. Это ценилось. А что такое перепродать сегодня. Это означает просто содрать с человека деньги. Продать товар дороже чем он стоит на самом деле. При этом сам Человек МЕЛЬЧАЕТ. Потому что он ничего не делает своими руками. Народные промыслы почти забыты. Зачем трудиться когда можно купить и перепродать. Вся страна торгует. Потому так уродливо смотрятся улицы с самодельной рекламой. Не продуманной. Режущей глаза. Всё это настолько чужое. Настолько не русское.
Меня поразила архитектура сегодняшней Самары. Такой РАЗНОСТРОЙ. В центре где строят элитные дома ещё хоть немного думают о том как будут смотреться эти новостройки. Хотя и там изуродовали РАЗНОСТРОЕМ всю набережную. А в микрорайонах по моему полный беспредел. У волжского города должен быть русский стиль архитектуры. Советский архитектурный стиль может был без излишеств. Но новые белоснежные микрорайоны советского времени смотрелись эстетично. Беспредела никто не позволял. А что сегодня. Повсюду дешёвый берюзовый голубовато - зеленоватый цвет. Кто только допустил такие расцветки новых многоэтажек. Главное под них красят балокны соседних
|
| |