Произведение « По широте мысли и размаху деятельности его сравнивают с Леонардо да Винчи» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 169
Дата:

По широте мысли и размаху деятельности его сравнивают с Леонардо да Винчи

По широте мысли и размаху деятельности его сравнивают с Леонардо да Винчи и другими деятелями эпохи Возрождения.

Друзья!
Больная российская тема-клевета на Рерихов!
Её поднял ещё раз продвинутый рериховец из МЦР Сергей Скородумов.Полностью с ним согласен по поводу  нынешнего скудоумия журналистов ряда центральных СМИ! (Не говорю уж о поповских писаках, сделавших Н.К.Рериха и Е.И.Рерих ..."сатанистами").Последнее обстоятельство живо, увы, и в нынешней некоторой научной, журналистской и писательской среде.
Среднего обывателя такая "кличка", придуманная диаконом Кураевым, явно отпугивает.(Его книга "Сатанизм для интеллигенции" свободно размещена в интернете).
Четверть века читаю  и пропагандирую  на своих литературных страницах "Живую Этику" Рерихов! На порталах "Проза- ру", "Фвбула", "Изба читальня" и других.
Особенно усердным читателем  моих опусов  о природе и "Агни-Йоге" оказался  "фабулец" Виктор  Левашов из Ярославля. А биолог Ю.П. из Искитима сразу прекратил дружбу на "Избе-читальне" после моих добрых слов об Елене Ивановне Рерих!
Истинно наши враги - духовное обнищание и скудоумие, до предела скукоженное сознание!
В.Н.
***************
Сергей Скородумов. Единица по журналистике, или О попытках закрыть газетой окно в мир Рериха
Третьяковская галерея. Знамя Мира у входа в выставочные залы.
Не то кабак, не то толкучка.
Не то музей иль храм богов;
Где ни шагнешь – повсюду кучка
Полужрецов, полушутов…
Лиодор Пальмин
От декаданса к деградансу
Строки, приведенные в эпиграфе этой статьи, принадлежат русскому поэту и переводчику Лиодору Ивановичу Пальмину
(1841–1891). Он написал свое стихотворение «Журналистика» в 1882 году. Уже в те времена Пальмин очень переживал по
поводу падения уровня изящной словесности в целом, и журналистики в частности. Какова же ситуация сегодня? Конечно,
среди журналистов есть немало честных людей и даже героев, порой жертвующих своими жизнями, чтобы донести правду до
читателей. Но мы поговорим о другом полюсе современной журналистики, из-за которого ее нередко называют «второй
древнейшей профессией» [1].
В 2024 году во многих странах мира отмечалось 150-летие всемирно известного русского художника, мыслителя,
путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, всю свою жизнь посвятившего Родине. По
широте мысли и размаху деятельности его сравнивают с Леонардо да Винчи и другими деятелями эпохи Возрождения.
Н.К.Рерих создал более 7 тысяч великолепных полотен, написал целый ряд литературных произведений – книг, очерков,
статей. Он стал инициатором первого в истории планеты международного договора по защите культурных ценностей, который
получил название Пакт Рериха. Под руководством художника прошла грандиозная Центрально-Азиатская экспедиция, а по ее
итогам в колониальной Индии основан форпост русской науки – Гималайский институт научных исследований «Урусвати».
Благодаря сотрудничеству Рерихов с Учителями Востока было создано философское Учение Живой Этики, ставшее основой
нового космического мировоззрения, которое формируется в России.
В преддверии юбилейного года Третьяковская галерея подготовила масштабный культурный проект – большую экспозицию
полотен Н.К.Рериха, на которой было представлено свыше ста произведений живописи и графики. Помимо этого на выставке
экспонировались произведения декоративно-прикладного искусства, костюмы, выполненные по эскизам Мастера, скульптуры,
книги, мемориальные предметы и редкие документы из архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Цитаты из очерков художника и
из философского Учения Живой Этики, представленные в экспозиции, позволяли глубже проникнуть в творчество Мастера и
понять его. На входе в выставочные залы посетителей встречало Знамя Мира, предложенное Николаем Константиновичем
Рерихом в качестве охранного знака защиты культуры.
Последний раз выставка картин всемирно известного художника проходила здесь 65 лет тому назад. И, конечно,
познакомиться с юбилейной экспозицией и побывать на организованном Третьяковской галереей празднике Культуры было
особенно интересно и радостно. Увы! Эта радость быстро улетучилась после прочтения отзывов журналистов о выставке.
Вы не поверите! Тщательно перелистав более десятка публикаций и просмотрев несколько видеосюжетов, я не нашёл
практически ни одного достойного материала. В качестве оценки большинство из них заслуживает твердой единицы.
Разумеется, по десятибальной шкале. Самая важная задача корреспондента – донести до читателя правдивую и точную
информацию. К сожалению, для многих «акул пера» сия ноша оказалась непосильной. Из их публикаций люди получают
искаженное представление как о самом Николае Константиновиче Рерихе, так и о его творчестве. Мысли авторов неглубоки,
постоянно прыгают словно перепуганные кузнечики с одного места на другое и к реальности имеют весьма отдаленное
отношение. По некоторым публикациям создается впечатление, что в Новой Третьяковке, где проходила выставка, высадился
десант малограмотных недорослей из школьного кружка для начинающих журналистов.
Судите сами. Ведущая Первого канала, не моргнув глазом, сообщает многомиллионной аудитории о том, что Рерих «верил в
порталы времени, соединяющие разные эпохи» [2]. Очень хотелось бы узнать, источник такой сенсационной информации.
Впрочем, если вы начнете искать эту мысль у самого Н.К.Рериха, то только зря потратите время. Великий художник никогда
ничего подобного не писал и не говорил. Эта «сенсация» целиком выдумана редакцией Первого канала.
Стилистика некоторых публикаций и заголовков поражает легкомысленным и неуважительным отношением авторов к
художнику. Материал корреспондента «Известий» Сергея Уварова называется «Спустили с гор: Третьяковка переосмысливает
творчество Рериха» [3], публикация Дмитрия Буткевича из «Коммерсант FM» озаглавлена «Художник странный и
неоднозначный» [4], а статья Дарьи Курдюковой из «Независимой газеты» получила название «Николай Рерих – из тех, кому
много – плохо» [5].
Мария Лобанова из издания «Москвич Mag» заявляет: «Но Рерих, между нами, вообще не Серов, народ его не знает и не
понимает...» [6]. Сразу возникают закономерные вопросы: между кем это вами и кто поручал журналистке говорить за весь
народ? Совершенно непонятно, зачем нужно было сравнивать двух выдающихся художников, при этом умаляя и обесценивая
одного из них.
Фраза Алексея Мокроусова из газеты «Коммерсант» о Николае Константиновиче Рерихе: «… в Европе в целом
недолюбливали художника...» [7], вызывает, как минимум, недоумение и массу вопросов. Что здесь вообще имеется в виду? В
каких именно странах Европы? В какие годы? Кто конкретно «недолюбливал»? И как согласуется эта фраза с тем фактом, что
«Пакт Рериха» поддержали такие известные люди, как Ромен Роллан, Бернард Шоу, Томас Манн, Альберт Эйнштейн, Герберт
Уэллс и многие другие, а рериховские общества активно работали во многих странах мира, в том числе и в европейских.
Не согласился бы с Мокроусовым и известный русский писатель Леонид Андреев, который утверждал: «...путь Рериха – путь
славы. Лувр и музей Сан-Франциско, Москва и вечный Рим уже стали надежным хранилищем его творческих откровений;
вся Европа, столь недоверчивая к Востоку, уже отдала дань поклонения великому русскому художнику» [8, с. 38].
Раньше за упомянутые журналистские «перлы» последовал бы, как минимум, строгий выговор – причем и редактору, и
корреспонденту. Сегодня сплетни о великом художнике регулярно появляются в центральных изданиях и на ведущих
телеканалах. Они кочуют из одного СМИ в другое словно старый, унылый и основательно заезженный караван. Это еще раз
доказывает, что в целом современная журналистика находится в глубоком кризисе и, образно говоря, переживает процесс
перехода из декаданса в полный деграданс.
Польский поэт и философ Станислав Ежи Лец как-то заметил: «Окно в мир можно закрыть газетой». Создается
впечатление, что журналисты, побывавшие в Третьяковской галерее, именно этим и занимаются. Вместо просвещения они
распространяют старые и новые мифы о Николае Константиновиче Рерихе, закрывая читателям вход в мир его творчества.
«Хочется определенности и света»
Совершенно очевидно, что серьезные исследования и монографии о Н.К.Рерихе журналисты даже не открывали. Вероятнее
всего, авторы активно пользовались Википедией – наиболее недостоверным ресурсом по рериховской тематике. Сразу
бросается в глаза «мистико-эзотерический» настрой авторов. Их материалы буквально пестрят фразами «эзотерические
работы», «мистический подтекст», «мистический ореол», «флер мистики и эзотерики», «мистический художник»,
«мистические пейзажи»…
Я никогда в жизни не поверю, что человек, выбравший журналистику своей профессией, не смог бы докопаться до сути в этом
вопросе. Если бы, конечно, хотел. В противном случае он к этой профессии просто непригоден. Чтобы разобраться во всей
этой «мистике», достаточно воспользоваться простым приемом. Набираем в любой поисковой системе слова
«Рерих о мистике», нажимаем кнопку «Найти» и перед нами сразу же появляется очерк самого художника на указанную тему.
Он так и называется «Мистицизм». В нем Николай Константинович Рерих подчеркивает, что это слово напоминает ему
английское слово «мист» – туман. «Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определенности и
света» [9, с. 54 ], – пишет художник. После чтения статей о выставке его картин в Новой Третьяковке, хочется того же.
Дарья Курдюкова упоминает про «возможные политические амбиции» художника [5]. Ей вторит Жанна Васильева из
«Российской газеты», называя Н.К.Рериха «политиком» [10]. Поступаем так же, как и в предыдущем случае. Набираем в
поисковике слова «Рерих о политике», и получаем ряд нужных нам материалов и цитат. Например, вот эту, где художник четко
определяет свою жизненную позицию: «Политикой мы никогда не занимались, и я знаю, что это обстоятельство подчас
вызывало недоумения и даже порицания. Ни в какую политическую партию не входили и по этому поводу даже имели
некоторые длительные и малоприятные разговоры. Но как от первого начала, так и до сих пор остаемся беспартийными
прогрессистами, преданными культурно-образовательному делу» [11, с. 592].
Корреспондент ТАСС Дарья Шаталова называет Николая Константиновича Рериха «космополитом» [12]. И совершенно
напрасно! Обычно космополитами считают людей, которые отрицают свою принадлежность к какой-либо одной стране и
считают себя гражданами мира. Причем тут Николай Константинович, совершенно не ясно. Он оставил себе российский
паспорт, никогда не считал себя эмигрантом, не принимал гражданство других стран. Художник утверждал, что путешествует,
всегда мечтал вернуться в Россию и передать на Родину итоги своих многолетних трудов. Если бы перед тем, как писать
статью, Дарья Шаталова открыла бы очерки Н.К.Рериха, то, возможно, поменяла бы свое мнение на противоположное. Рерихи
были истинными патриотами России. Многие литературные произведения художника

Обсуждение
Комментариев нет