Произведение «Проблема личности в контексте соотношения личного и общественного в этической теории П. А. Кропоткина» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Темы: философияПетр Кропоткинанархизмистория философиианархиягуманизмидеальное общество
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 6
Баллы: 9
Читатели: 116
Дата:
Предисловие:
Данный текст представляет собой  доклад, с которым я выступил на одной из философских конференций в ТГУ им. Г. Р. Державина, и в дальнейшем предполагалось, что он превратится в научную статью для сборника, однако кропотливая работа над диссертацией и жизненные обстоятельства не позволили мне провести необходимый объем работы, чтобы данная публикация могла заиметь место в научном издании. Тем не менее, я считаю, что текст достоин внимания и заслуживает того, чтобы оставить свой след в цифровом поле, ведь сегодня вес имеет только то событие, которое зафиксировано, а если фиксации нет, то и не было ничего. Тем более тема тесно переплетается с моим диссертационным исследованием, поэтому мне будет вдвойне приятнее, если моя двухлетняя работа найдёт отклик в человек, который не связан ни с анархическим движением, ни с философией как наукой.

Проблема личности в контексте соотношения личного и общественного в этической теории П. А. Кропоткина

В современном наследии отечественной философской мысли важное место занимает этическая теория П. А. Кропоткина, в которой глубоко исследуется проблема личности и её взаимодействие с обществом. Эта тема становится особенно актуальной в условиях современного мира, где индивидуальные интересы и общественные нормы часто оказываются в конфликте. Кропоткин, как видный представитель анархистской мысли и теории взаимопомощи, акцентирует внимание на том, что личность не существует в изоляции, а формируется и развивается в контексте социальных связей и взаимодействий. Пётр Кропоткин провозглашал колоссальное значение наличия целостной этической системы, позволяющей людям гармонично сосуществовать в любом обществе независимо от родовых и классовых принадлежностей. Будучи противником принудительного контроля над личностью, он стремился к разработке такой этической теории, которая позволила бы людям сосуществовать на основе общественной солидарности, которая способна привести к взлёту человеческой инициативы и установлению принципов самоуправления.

Методологическая основа исследования заключается в сочетании герменевтического, сравнительного метода и историко-философского подхода. Происходит сравнение идей Кропоткина с другими философскими традициями с целью выявления того, как проблема соотношения личного и общественного блага трансформировалась в разные эпохи.

Анализируя проблему личности в творчестве Петра Алексеевича, нельзя обойти вниманием такой аспект проблемы как гуманистическая направленность анархической теории мыслителя. Анархический строй является тем общественным идеалом, в котором, по мнению мыслителя, люди смогут прийти к наивысшей точке нравственного развития, подразумевая освобождение общества от угнетающего государственного аппарата, который искажает человеческую природу и приводит к фрагментации общества. П.А. Кропоткин в своих работах «Этика» и «Нравственные начала анархизма» делает попытку объяснить происхождение и сущность таких качеств человеческой личности, как нравственность и справедливость. Автор считает, что эти качества являются естественными для человека в свободном развитии и присущи ему от природы. Не законы и мораль, установленные государством и религией, диктуют человеку форму поведения, а человек посредством развитого разума, осознающего единство индивидов и необходимость их взаимной поддержки, сам приходит к нравственным поступкам. Именно такой разум есть плод развития человечества, высшая степень эволюции человеческой личности.

Пётр Алексеевич не считал себя философом, однако это не мешало ему в своих исследованиях применять методы философского аппарата, и часто обращался к работам Канта, Спенсера и Бекона с целью анализа их тезисов и рассуждений. Потому мы можем рассматривать его творчество с философской точки зрения. Кропоткин не занимался разработкой понятий личности и человека в общем, полагая, что самопознание является обязательным этапом в жизни каждого, на котором нет необходимости заострять внимание. Впрочем, это не означает, что проблема человека была окончательно разрешена в философии. Первые представления о человеке появились задолго до возникновения философии; мифы, легенды и языческие религии дали первые попытки понять природу и смысл жизни человека. Тем не менее, вопрос о человеке оставался актуальным на протяжении всей истории философской мысли. Если человек продолжает задавать вопросы о себе и окружающем мире, значит, проблема его определения все еще открыта.  В античной философии человек воспринимался как часть мира и как вещь среди других вещей. В Средние века, в условиях доминирования христианства, человек стал рассматриваться как дуалистическая сущность, состоящая из души и тела. В Новое время возникла механистическая концепция, согласно которой душа отождествлялась с сознанием, а тело – с машиной. С 19 века европейская мысль начала сосредотачиваться на индивидуальном существовании. Теоцентристы, такие как Фома Аквинский и Иоган Скот Эриугена, связывали природу человека с божественными принципами, считая, что весь материальный мир и человек – это часть движения к Богу. Космоцентристы (например, Фалес и Анаксимен) рассматривали человека как частицу Вселенной, наделённую разумом. В контексте греческого космоцентризма Х. Ортега-и-Гассет утверждал, что человек есть мыслящая сущность. Социоцентристы, такие как К. Маркс и Э. Дюркгейм, считали, что свойства и ценности человека формируются под воздействием общества, и акцентировали внимание на изучении социальной среды перед анализом самой личности.  Феноменологи и экзистенциалисты (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр, Камю) ставили на первое место категорию "жизнь человека", представляя её как поток ощущений, проявление воли к власти или субъективную духовность. Однако такие определения не охватывают все аспекты жизни человека. Она включает как субъективную, так и объективную реальность, его сущность и способы существования. Таким образом, можно сделать вывод, что загадка человека действительно существует и не имеет единого, однозначного ответа. Существует множество представлений, отражающих мировоззрение каждого человека. Человек как явление является единством биологического, психического и социального. Эти составляющие находятся в координации и субординации, что обусловлено отношениями между уровнями организации материи и её движениями. Поскольку высшим уровнем организации материи является её социальная форма, которая включает все остальные формы в "снятом" виде, логично утверждать, что высшей степенью развития человека является его социальная составляющая.

Именно эта идея о центральной роли социального в природе человека послужила фундаментом для этической концепции П. А. Кропоткина, последовательно развивавшей тезис о человеке как существе, чья нравственность и сущность раскрываются через сотрудничество, взаимопомощь и солидарность. Эта концепция строится на убеждении, что гармоничное взаимодействие личности и общества — не просто исторический или биологический факт, но нравственный идеал, способный преодолеть разрыв между индивидуальными и коллективными интересами. В разработке своих идей Кропоткин опирался на гармоничное взаимодействие личности с обществом, отвергая концепции индивидуализма, которые выделяют эгоизм и конкуренцию как основные двигатели человеческого поведения. Поскольку Пётр Алексеевич не занимался разработкой проблемы человека, он наделял его определёнными свойствами, согласно с которыми он взаимодействует с другими людьми. Человек понимался мыслителем как существо общительное и социальное, потому считал, что в одиночку человек не способен обрести себя и попросту выжить. В своём незаконченном труде под названием «Этика» мыслитель писал: «Общественная жизнь, т.е. мы, а не я – вот естественный строй жизни»[1].  Автор подчеркивает важность общественных связей и коллективных отношений в жизни человека. Эта идея отражает философские основы взглядов Кропоткина и поднимает важные вопросы о природе человеческих взаимодействий, значении коллектива и ответственности за общественное благо. В своих исследованиях Пётр Алексеевич неоднократно подчёркивает важность теории взаимопомощи, функционирующей, как в человеческом, так и в животном мире. Стоит вспомнить её основные принципы, такие как принцип общительности – определённые формы коммуникации между людьми, в результате чего складываются формы взаимоотношения человека и общества; принцип справедливости – эволюционные этап развития принципа общительности, поскольку, когда человек коммуницирует, он направлен на остальных, а когда полагает других как равных себе, то в первую очередь борется с собственным эгоизмом, поскольку должен понимать равное положение каждого человека; принцип готовности к самопожертвованию – необходимый компонент нравственности, который составляет основу всей морали как целостного образования, при этом способствуя развитию нравственного чувства внутри каждого человека. Мы видим, что данные тезисы логически продолжают друг друга. В связи с этим путём логического анализа мы можем выявить, какие ключевые качества человека мыслитель подразумевал в своей этической концепции:

1.     Сотрудничество как основа общественной жизни. Кропоткин утверждал, что сотрудничество является естественной чертой человеческой природы. Люди с давних времен выживали благодаря совместной деятельности: совместной охоте, собирательству, созданию общин. Эти образования позволили им обретать силу и защищаться от внешних угроз. Кропоткин подчеркивал, что сотрудничество не только способствует выживанию, но и является основой всех положительных общественных изменений. Это качество проявляется в различных социальных формах: от малых групп до крупных сообществ;

2.     Взаимопомощь заложена в человеческой природе так же, как и в природе животных. Кропоткин приводил примеры из биологии, где виды выживали благодаря взаимным отношениям — например, когда животные защищают друг друга или помогают в воспитании потомства. В человеческом обществе это проявляется через поддержку, заботу и активное участие в жизни других. Человек, по Кропоткину, инстинктивно стремится к помощи другим, и это стремление необходимо для построения справедливого общества. «Инстинкт взаимной помощи действительно развит во всем животном мире, потому что естественный подбор поддерживает его и безжалостно истребляет те виды, в которых он почему-либо ослабевает»[2];

3.     Cолидарность как важнейший принцип социальной жизни. Кропоткин считал, что солидарность — это не просто моральное качество, но и необходимое условие для существования общества. Люди должны объединяться не только для достижения общих целей, но и для защиты прав друг друга;

4.     Эмпатия как неотъемлемая часть человеческой природы этической системы Кропоткина. Он подчеркивал, что человек способен чувствовать страдания других и действовать на основе этого понимания;

5.     Альтруизм, как проявление эмпатии и желание помочь другим, считается одним из важнейших моральных качеств. Это не только нравственный идеал, но и реальная основа для социальных отношений;

[justify]6.     Свобода. Мыслитель всячески отвергал любой вид контроля над личностью. Человек властен только над собой и своим телом и не имеет никакого права подчинять себе других. Только выдающиеся способности и волевые качества способны позволить людям вести их за собой. Свобода должна согласовываться с интересами общества: человек может реализовать свой потенциал только в рамках свободного и справедливого общества.

Обсуждение
Комментариев нет