123
Духовная трансформация сводится к работе с тремя гунами – благостью, страстью и невежеством. Гуна благости – это то, что следует развивать. Гуны страсти и невежества – это то, от чего необходимо избавляться. Когда ты стал на этот путь, необходимо найти в себе составляющие гун страсти и невежества и работать над их конкретными проявлениями в своем сознании – это все уже индивидуально.
В принципе, в теории трех гун изложена вся теория по духовной трансформации в любой из концепций, только без такой ясности как это сделано в Бхагавад-гите. Например, возьмем семь смертных грехов – гордыня, жадность, гнев, зависть, похоть, чревоугодие, уныние. Каждый из этих грехов – это самое яркое проявление страсти или невежества, или и того и другого.
Гордыня – я бы отнес ее к страсти.
Жадность – похоже это относится к невежеству.
Гнев – страсть.
Зависть – страсть.
Похоть – невежество и страсть вместе взятые.
Чревоугодие – невежество.
Уныние – невежество.
Таким образом здесь мы имеем три элемента гуны страсти – гордыня, гнев, зависть и четыре элемента гуны невежества – жадность, похоть, чревоугодие, уныние, но это так на вскидку.
Элементы гуны благости – семь добродетелей. Это смирение, милосердие, целомудрие, усердие, терпение, кротость, щедрость или любовь к Богу, нестяжание, целомудрие, смирение, воздержание, кротость, трезвение (усердие к доброму делу). В первом случае приведены добродетели с точки зрения католической концепции, а во втором православной и это дает возможность расширить понимание добродетелей. В принципе четыре пары добродетелей совпадают – это смирение-смирение, целомудрие-целомудрие, усердие-трезвение, кротость-кротость, а вот три пары заслуживают отдельного внимания.
Пара терпение-воздержание – это суть одно, но акцент делается на разных аспектах. Терпение – это акцент на том, что нужно терпеть проявление несправедливостей, а вот воздержание – это удерживание себя от того, чтобы не выплеснуть негатив. Из этого можно сделать вывод, что на первой стадии нужно стараться не дать выплеснуться из себя негативу, а на следующей, более глубокой стадии, когда негатив удается удерживать в себе – работать над тем, чтобы этот негатив не возникал.
Пара щедрость-нестяжание – здесь различие более глубокое. Чтобы быть щедрым, нужно сначала стать богатым, поэтому эта добродетель для имущих, а вот заповедь нестяжания – это уже универсальная и более глубокая заповедь, на которой и следует делать акцент для занимающегося духовной трансформацией. Здесь стоит вспомнить беседу Христа с богатым юношей. Раздать свое имущество – это только первый шаг, но определяющим является второй – спокойно после этого жить в нестяжательстве.
Пара – милосердие-любовь к Богу. Здесь опять же таки милосердие - это первый важный шаг, милосердным можно быть от случая к случаю. Наличие искреннего милосердия к любой живой душе – это свидетельство того, что ты избран Богом и путь духовной трансформации это возможность для тебя в этой жизни достичь очень многого для достижения истинного просветления. Любовь к Богу – это практически недостижимая добродетель, выше которой только любовь к врагу. Любовь к Богу должна преобразиться из страха Божия, но даже страх Божий осознать многим не просто. Чтобы осознать страх Божий, нужно поверить в Бога-Вседержителя и тотальную зависимость от Него. Чтобы страх Божий преобразился в любовь Божию – это поистине что-то невообразимое чего достигали единицы из самых выдающихся подвижников. Как это происходит я понятия не имею, так как крепко пустил корни на ступени страха Божия.
Как мы видим соблюдение всех семи добродетелей – это сложное занятие, поэтому Христос дал высшую заповедь, сосредоточившись на которой можно сорвать джек-пот, но вероятность этого такая же как и сорвать настоящий джек-пот.