Надо отметить, что область наша очень богата на изделия, которые изготавливают вручную. И если обойтись без сложных подсчетов, где именно и что выпускается, то информация такова: Нижегородская область – лидер по числу сохраненных видов предприятий народно-художественных промыслов в России. В общей сложности их дведцать семь. Согласитесь, это достаточно высокий показатель.
Кому как, а мне всегда казалось, что если где-то и существует определенный промысел, находиться он должен за пределами большого города. Подальше от суеты, громких звуков, больших заводов, снующих туда-сюда машин. «Служенье муз не терпит суеты», – сказал когда-то А.С. Пушкин. Вот так же по моему твердому убеждению, красота, создаваемая руками, не терпит высоких скоростей, и поэтому если рождается – то там, где она может соединиться с природой. Это, конечно, лично мое мнение, но оно оказалось правильным: Городец, Семенов, Полхов-Майдан – всё это места, которые прославились ручным трудом, и все они находятся довольно далеко от областного центра. И вот теперь Казаково…
Это очень тихое и, как говорят местные жители, «благодатное», место. Здесь время словно замедляет свой ход, а жизненный разгон нажимает на тормоз. Это что касается природы. А если говорить про мастеров, которые живут на этой земле… Рассказ получится длинным. Очень длинным. Ведь село Казаково – это не просто поселок, в котором проживают люди. Это - центр художественной обработки металла. В каких только выставках не принимали участие казаковцы, и их изделия всегда притягивали к себе взор, потому что они всегда были в центре внимания.
Ну, а теперь чуть-чуть истории…
Всё началось в далёком 1939 году, когда здесь, на казаковской земле, был сделан первый подстаканник. Сделан действительно филигранно: из витых ажурных металлических нитей. В память об этих днях большая модель подстаканника встречает гостей и туристов около дверей предприятия. А появилась эта техника благодаря выпускнице костромского художественного техникума - Ольге Таракановой. В то время на этой земле существовала артель по выпуску металлических изделий, но бывшей студентке дали возможность воплотить свои идеи (а у неё их было много) в жизнь. И началось…
Сейчас производство работает вовсю и выпускает изделия, которые по праву можно назвать уникальными. Ассортимент велик: ювелирные украшения, вазы, конфетницы, шкатулки больше и маленькие, настенные панно и часы – эти изделия завоевали сердца людей во всём мире. Казаковскую филигрань знают далеко за пределами Нижегородской области. Знают, любят и ценят. Потому что в каждое изделие вложена частичка души мастера, и сделано оно с большой любовью. Сами мастера говорят, что казаковская филигрань – это особая жизнь, и что, только живя этой жизнью, можно создать воистину бесподобные по красоте изделия.
Два слова о производстве…
С одной стороны, каждое изделие, сделанное в Казакове, уникально, но в то же время эти изделия похожи. Имеющие что-то общее с зимними узорами, они очаровывают. Но прежде, чем приступить к изготовлению, за дело берется художник. Работает он только простыми карандашами разной твердости, и во время его работы всё прорисовывается настолько точно, что фактически после такой прорисовки на бумаге видна уменьшенная копия того, что впоследствии будет создано мастером.
Дальше мастер берет тончайшую проволоку и сворачивает её с помощью особых приспособлений (они очень похожи на косметические пинцеты). А вот потом эти завитые отрезки укладываются (можно даже сказать, что наклеиваются, потому что в большинстве случаев их действительно приклеивают к основанию, которой является бумага), и получается сканный орнамент. Абсолютно всё создается вручную, поэтому мастера работают очень аккуратно. Добавить можно только то, что каждый орнамент называется по-своему, и что у него есть своё место в художественной композиции. Ну, и, конечно же, это только нам кажется, что элементы одинаковы, но на самом деле они могут быть в виде узелка, глади, дорожки, ёлочки, шнурочка, плетения и т.д.
А что же самое сложное в изготовлении филиграни? Наверное – сделать несколько узоров, один-в-один похожих друг на друга. Мало, кто поверит, но эта работа, требующая максимума внимания, иногда длится не один месяц. Складывая узор из нескольких элементов, мастер зорко следит за плавностью переходов орнаментальных частей, а также за тем, чтобы просветы получались именно такими, как они были нарисованы художником на бумаге (помните простые карандаши разной твердости?). Вот так создается узорчатое изделие.
Чтобы узор не распался, его для начала покрывают порошком, состоящим из серебра и буры. Вместе с бумагой узорные части отправляются в печь, где расплавленное серебро, соединившись с бурой, скрепляет узорчатые части. От мастера в этот ответственный момент требуется только одно: не передержать в печи элементы будущего художественного шедевра. Ну, а потом все части соединяются – и вещь готова! Почти готова. Потому что швы обрабатываются специальным клеевым составом, который на свету не виден глазу. И последний аккорд – это отправка изделий в гальванический цех, где они приобретают серебристый оттенок. Небольшой процент серебра на изделиях тоже есть, но они не серебряные, а посеребренные.
Вроде бы всё так просто… Но на самом деле процесс этот весьма трудоемкий.
Впрочем, где вы видели красоту, которая создавалась бы быстро? Такого не бывает…
А ещё мне бы очень хотелось, чтобы вы все прочитали стихи Нурии Шагаповой, которые она написала специально для этого проекта.
И поэтому прямо здесь, на этой странице, я хочу к ней обратиться: "Нуричка, спасибо тебе большое! За теплоту слов, за то, что так прониклась этим искусством, которое действительно достойно того, чтобы о нём слагали стихи".
Ажурная чарует филигрань,
Где проволочки тоньше паутинки.
В переплетеньях серебрится скань,
В нетающей божественной снежинке.
Не отвести от восхищенья глаз,
Узоров казаковской филиграни.
В морозных кружевах наряды ваз,
Скань вплетена в искусное вязанье.
Времен седых века стирают грань,
И на Востоке древнем, и в Египте,
Изящество искусства – филигрань,
Сохранены в нетленных манускриптах.
Старались ювелиры на Руси,
В узорных сканах – шапка Мономаха,
Уже неповторимый русский стиль,
В браслетах, сувенирах, даже бляхах.
Из проволоки мастер скрутит скань,
Хрусталь вплетая, кости и финифти,
Узоров Казакова филигрань,
Восторг и волшебство оставив в нитях.
Где проволочки тоньше паутинки.
В переплетеньях серебрится скань,
В нетающей божественной снежинке.
Не отвести от восхищенья глаз,
Узоров казаковской филиграни.
В морозных кружевах наряды ваз,
Скань вплетена в искусное вязанье.
Времен седых века стирают грань,
И на Востоке древнем, и в Египте,
Изящество искусства – филигрань,
Сохранены в нетленных манускриптах.
Старались ювелиры на Руси,
В узорных сканах – шапка Мономаха,
Уже неповторимый русский стиль,
В браслетах, сувенирах, даже бляхах.
Из проволоки мастер скрутит скань,
Хрусталь вплетая, кости и финифти,
Узоров Казакова филигрань,
Восторг и волшебство оставив в нитях.
























Велик человек, умеющий создавать такое великолепие!
Спасибо за знакомство, не знала о таком художестве!