| «Крепкий парень» |  |
Краем уха он слышал разговор о том, как некий господин говорил о нём неподходящие вещи. «Что ему за дело, какой я? — думал он. — В конце концов, я сам решу, как мне обходиться без голоса». Голоса у него действительно не было — пропал. Ходили слухи, что когда-то давно нагадала старуха его родственнику проблему у его мальчика, но не сказала какую. Просто произнесла фразу: «А будет, как я скажу: заплачет горькими слезами, только горю не помогут», — вот и все слова, но вспомнили только сейчас. Была ли старуха злой — никто не знал: пришла и выпалила. Правда, сказала ещё одному человеку странную фразу, которая не шла к его образу: «Про ум тебе скажу: не береги его, не поможет». Ушла, не простилась ни с кем, с тех пор её не видели. Забывать не забывали, но и значения придать сколько-нибудь важное не решились.
Однако спустя время стали происходить странные вещи: пропал голос у юноши, которому нагадала старуха проблему и обезумел старец, которому к тому времени исполнилось сто один год — не такое длительное время для той эпохи. Слухи поползли о злой старухе, сказавшей плохие пророчества. Старуха не появлялась, но люди знали о её шагах в других сёлах. То одно сказала, то другое — люди стали бояться её слов. Обратились к ясновидцу, он махнул рукой: «Пусть говорит, — сказал он, — худого не будет».
— Как не будет? — возмутились в толпе. — У одного голос пропал, а старик умом рехнулся.
Провидец лишь усмехнулся:
— Рано ещё говорить.
Налетели рыцари в серых доспехах и давай народ тиранить. Пошлины за товары вводить, девушек за себя брать, кто не хотел — силой забирали. А ещё запрет наложили на возмущение: нельзя было слово сказать.
Только немощным не возбранялось говорить правду: их и без того никто не слушал. Немощными оказались старик и юноша без голоса. Со стариком и так никто не разговаривал: не понимали, что он лепечет, а юноша и хотел бы сказать, да без голоса не мог.
Прошло два месяца, а рыцари всё лютее становились: мало им казалось послушания людей, поклоны бить должны теперь при встрече. Плачут и кланяются: а что делать? Юноша не может сказать: «Прогоните их, они слабее вас». Старик лепечет на свой лад: «Коза-малина, терновник-куст», — пойми его. Однажды юноша со стариком на привилегированном основании пошли вместе плетней набрать. Юноша понял приказ, а старик нёс плетни и бросал по дороге, юноша подбирал их и передавал старику. Шли долго, плетни падали на обочину, а то и в воду, в результате — ничего не принесли.
— Толку с вас, — сказали рыцари, — не можете простую работу сделать, идите и наберите ещё, только старику не давай, — приказали юноше, — сам неси.
Юноше хочется спросить: «А зачем мне старик?» Но он только пожал плечами: «Ладно, спорить не могу».
Дошли, набрали лозы, юноша на себя взгромоздил всю охапку, а старик посмеивается, сверху дёргает пруты и кидает по сторонам. Не будет юноша со стариком драться, терпит, думает, что-то да донесёт. А старик не унимался, охапками стал брать — ничего не оставил. Махнули рукой на них рыцари: ничего от вас не добьёшься и перестали к труду приучать. А люди видят, что «дуракам» поблажка отовсюду и стали гримасничать, изображая больных. Работать не идут, землю не пашут, бояться перестали — поклоны не бьют рыцарям. Смотрят они на людей, не понимают, как стали такими? Заставлять начали — не идут, по домам прячутся. Девы косы расплетать начали — тоже больные, не могут семьи заводить. Решили серые рыцари наказать непослушных людей. Вывели всех на площадь и испугались сами: тысячи безумных глаз уставились на них и что будут делать — не знают сами.
Старик, лишённый ума, стал запевать:
—Гнёзда ворона падают вниз.
Люди подхватили:
— Гнёзда ворона падают вниз.
Старик согнулся, будто хочет поднять гнездо:
— Не могут поднять ни одного.
Люди повторили за стариком.
— Теперь улетают птицы от нас, — и стал яростно махать рукой в сторону от себя.
Тысячи рук поднялись и замахали:
— Теперь улетают птицы от нас, — ревела толпа.
Серым рыцарям ничего не оставалось как убраться восвояси: люди почувствовали свою силу. Голос юноши вернулся и вливался в общий гул.
А этот рассказ о крепком парне, который был мал ростом и хлипок телом, пока не случилось неожиданное событие: дети соседей пропали. Стали искать родители, потом подключились соседи: они всех детей знали в лицо. Нигде не находили, даже в лесу обшарили все кусты — пропали. Родители плачут, а соседский парень говорит:
— Когда я был таким, как ваш старший мальчик, я ходил с друзьями на болото. Там была тропка, по которой мы с мальчиками добирались до острова. Там был установлен шалаш и мы жили в нём, пока продукты не кончались. Если ваши сыновья там, мы их найдём, только на остров пойду я один, там топь и вы утонете. Можете провалиться на тропинке, там взрослому не пройти.
Пошли к болоту, а тропинки не видно, после дождей размыло. Парень не стал думать, сказал: «Пойду всё равно». Взял слегу, попрощался со всеми и пошёл. Туман опустился на болото, слышно было только чавканье под ногами героя. Ждут и боятся родители детей — вдруг не дойдёт. Через два часа на другом краю болота послышались голоса — дошёл и дети там оказались. Ожидание длилось долго: обратный путь вслепую по воде и с испуганными детьми был ещё страшнее. Дошли только к вечеру, радости не было предела.
— Если бы не ты, — говорили взволнованные родители, — наших детей не было бы в живых.
Его прозвали крепким парнем, потому что он сделал то, что другие не смогли, а главное — за смелость.
Никто не знает, что уготовано Богом самому слабому из нас. «Крепкий парень» может быть избранным для будущей цели.
|