В профессиональной работе мне пригодилась школьная увлечённость детективами. Шерлок Холмс, Пуаро, мисс Марпл...Их методы помогли мне в расследовании школьных «преступлений», в розыске «преступников»...Работая в школе, которую шутя называла детективным агентством, изобрела свой метод расследования, который стал моим жизненным девизом, моей фишкой. Это было СЛОВО.
Высказывание Л.Н.Толстого повлияло на всю мою профессиональную деятельность и на увлечение «писательством»: «СЛОВО – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».
Прежде чем вести какие-то расследования, старалась узнать об ученике, о его характере, о психологическом состоянии, чтобы не навредить.
...У меня он появился в пятом классе. Ещё в детском саду из-за своих чудачеств он получил прозвище Чудик. Готовясь к дневному сну, Чудик снимал одежду и бросал на пол рядом со стульчиком, на котором почётное место занимали его новые ботиночки. На замечание воспитательницы не реагировал. Не поверил, что она, предупреждая ни один раз, может отнести его одежду в шкафчик, на первый этаж. Проснувшись, он увидел только свои ботиночки на стульчике. Побежал, ругаясь, на первый этаж...Воспитательница, наблюдая за ним, спросила:
- Ты что-то сказал?
- Нет, я пою.
- А что ты поёшь?
- Пусть бегут неуклюже... Да, словарный запас мальчика отличался от лексики одногруппников...
И вот он появился у меня в пятом классе. И началось... Чудил часто, изощрённо, выбирая для своего объекта молодых учителей: физрука, трудовика и молоденькую красивую учительницу английского.
Знакомство с ними обычно происходило вблизи галереи, соединявшей два здания. Чудик, оскорбляя выбранный объект, убегал по галерее. Обычно «догонялки» проходили в перемену при большом скоплении наблюдателей. Ну как не повеселиться, когда видишь спортивные галерейные гонки ученика и учителя... Выловив его на перемене, сказала, что не стану посмещищем в глазах учеников, поэтому попросила его убрать меня из списка бегунов. Убрал...
Больше всех доставалось учительнице английского языка, потому что она ему нравилась. Чудик любил читать, что было удивительным при его «достижениях» в учёбе. Однажды он начудил так, что учительница отказалась работать в моём классе.
...Когда после приветствия дети уселись, Чудик, взяв свой стул, поставил на парту, уселся, как на трон, прихватив заранее мою метровую указку, сделанную по моей просьбе на уроке труда, стукнул ею по парте, привлекая внимание к своей особе, и громко проговорил:
- Я - КОРОЛЬ ГЕНРИХ ЧЕТВЁРТЫЙ ...Класс замер в ожидании продолжения..
- А кто, по-твоему, Я?- спросила учительница.
- А ВЫ – моя КОРОЛЕВА!
... Что тут началось! Смеялись все. Из соседнего кабинета пришёл учитель выяснить, что за шум.
Как всегда, расследование проступка вела я, классный руководитель... Зная Чудика, продумала метод «наказания».
...Представь такую картину,- говорю ему. Он напрягся...Я захожу в класс, ставлю свой новенький, недавно выданный стул на расшатанный старый учительский стол, пытаюсь вскарабкаться, держа свою метровую указку, на которую опираюсь... Чудик, вытаращив глаза, стал хихикать, представив меня на шатающемся столе...- А дальше,- продолжаю я,- трясусь от страха, что под моим весом стол может развалиться, и , стуча указкой по столу, произношу:
- Я - КОРОЛЕВА МАРГО! Слушайте мой УКАЗ!
Чудик, представив эту сцену, стал смеяться.
- Как ты думаешь, что обо мне подумали бы вы?
Он покрутил пальцем у виска и сказал:
- Ваши отличники побежали бы к директору, чтобы он вызвал «Скорую».
- А что о тебе подумали бы, когда ты это проделал?
Задумался, перестал смеяться. Я , ничего больше не сказав, ушла, оставив его... Повторений подобного не было – он никогда не повторялся...
А вот первое «сыщицкое» дело я провалила – опыта ещё не было. После этого стала с осторожностью относиться к ученическим «проискам». Директор дал задание пойти по адресам и принести списки учеников, которые пойдут в школу. Пошла. В одном из дворов дети играли в футбол. Спросила, как найти нужный дом. Показали на деревянное одноэтажное здание с крылечком. Кудрявый красавчик сказал, что там нет звонка и надо стучать погромче, иначе не выйдут. Стучала – стучала – никто не открыл...Проходящая мимо женщина сказала: « И не стыдно, мальчики?» Я не поняла, что они сделали. Она сказала , что это здание морга... «Ну я вам отомщу, запомнила красавчика»... И отомстила. Мой первый урок был в этом классе, я сразу увидела его и улыбнулась. Меня тоже футболисты узнали ( после института меня направили в эту школу, где я на тридцать лет в ней задержалась). Красавчик изменился в лице, узнав меня. «Мальчик, тебе плохо?- спросила я. Кто-то хихикнул, а мне полегчало –рановато мне тогда было идти «туда».
Да, СЛОВО всё может...А с моим Чудиком детективные истории продолжались. ...В классе исчезли три калькулятора во время нашего дежурства. Обычно перед уроком труда мальчики оставляли портфели возле мастерской. Вот оттуда и исчезли калькуляторы. Выходил только Чудик, поэтому не трудно было догадаться, кто воришка...Но три калькулятора зачем ему? Он обычно разбирал и собирал велосипеды...Может, решил разобрать теперь их?
Я детям сказала, что мы дежурим по школе – нам и разбираться. Так как Чудик прекрасно знает все «окрестные» места, он будет самым лучшим «сыщиком», пока остальные будут на уроке. Конечно, кое-кто расстроился – не хотел идти на урок.
Догадались, кто нашёл пропажу? Конечно, даже от меня получил благодарность...После этого случая ничего в классе не пропадало.
СЛОВО – спаситель – «полководец человечьей силы». И я согласна с В.Маяковским и Л.Толстым. Моя «детективная» работа в школе доказала, что «СЛОВОМ» можно не только изменить человека, но и сохранить МИР. Это наше главное оружие на планете...
| Помогли сайту Праздники |
