Произведение «Сергей Витте, дедушка русской индустриализации» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 43
Дата:

Сергей Витте, дедушка русской индустриализации


­Этот рассказ впервые увидел свет в журнале " Камертон" https://webkamerton.ru/2025/08/sergey-vitte-dedush...
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«После его смерти ко мне приходили разные господа,
облечённые серьёзными полномочиями.
Требовали выдать архив. И даже устроили обыск.
Но ничего не нашли»
. Вдова Сергея Юльевича Витте
29 июня. Районный центр (…) области. Комитет по (…)
— Надо же, на улице жара, как в Сахаре, а первый приказал, чтобы после обеда все как штык были у «статуи». Будем чествовать. День рождения отмечать. И ведь не отвертишься. Видел как секретарша с утра на рынок метнулась за цветами. Первое лицо желает лично возложить букет, под вспышки фотокамер, — произнеся это, молодой чиновник извлёк из стола китайский аккумуляторный вентилятор и продолжил: — Пристроюсь сзади и буду себя обдувать.
— Эх ты, джентльмен! — сидевшая напротив девушка обиженно надула губы, — нет бы даме это штуковину предложить, так только о себе и думаешь. Вот во времена Сергея Юльевича наверняка всем дамам на подобных мероприятиях разрешалось обмахиваться веером, не то что сейчас.
— А кто он вообще такой, этот Витте? Ты о нём что-нибудь знаешь или просто инициалы запомнила, мимо бюста проходя? — Парень, поразмыслив с минуту, всё же положил на стол девушке электрический веер двадцать первого века.
Тифлис. Середина девятнадцатого века. Баловень судьбы
Мальчику повезло. Он родился в семье крупного чиновника, потомка переселенцев из Голландии. Матушка, урождённая Фадеева, — потомок старинного княжеского рода Долгоруких. Детство и юность Серёжа провёл в доме своего дяди — генерала Ростислава Андреевича Фадеева. Как и полагается, достигнув школьного возраста, он был зачислен в Первую Тифлисскую гимназию, в которой учился из рук вон плохо. По всей видимости, был худшим учеником не только в своём классе, но и во всём этом элитном заведении. Как правило, все гимназисты жили там же на полном пансионе, то есть находились под присмотром учителей и наставников круглосуточно. Однако юный Витте, закатив скандал, от этой «услуги» отказался и числился вольноопределяющимся. То есть на занятие его привозили, а вот после их окончания ему было дозволено возвращаться домой. Сергей «возвращался» гораздо раньше, с трудом отсидев первый урок. Открывал окно и удирал в дом деда. А чего штаны зазря просиживать, коль после обеда эти самые учителя придут к нему в качестве репетиторов и уже за солидное вознаграждение будут учить «уму-разуму».
Домашнее обучение на пользу не пошло. Кое-как Сергей, сдав выпускные экзамены (по всем предметам… только удовлетворительно, а по поведению — единица!), отправился поступать в недавно открывшийся Одесский (Императорский Новороссийский) университет. (Понятное дело, что с таким аттестатом ни в столичный, ни в московский, ни в казанский университет поступить было невозможно.) Конечно же, только на платное отделение.
Одесса. Метаморфозы
Перед приёмной комиссий этого учебного заведения была поставлена простая и понятная задача — набрать студентов на все факультеты! И тем не менее, изучив документы Тифлисского юноши — мажора, ему безапелляционно указали на дверь. Порекомендовав напоследок — ещё раз пройти гимназический курс, после чего вновь сдать экзамены и уже с этим новым аттестатом приходить, годика этак, впрочем, неважно. Как окончишь среднюю школу с нормальными оценками — так и приходи.
Сергей поступил иначе — отыскал сильно пьющего, но очень способного репетитора по математике. С которым и занимался всё время, то есть от запоя до запоя преподавателя. «Эксперимент» с повторным обучением закончился более чем удачно! Витте успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен на самый сложный физико-математический факультет университета! Более того, за все годы учёбы он считался одним из лучших студентов! Помогает сокурсникам в освоении сложных наук, репетиторствует, зарабатывая первые свои деньги. Защитив диссертацию и получив степень кандидата физико-математических наук, Сергей всерьёз задумался о карьере учёного и преподавателя.
Крутой поворот
На мечтах о научной карьере пришлось поставить жирный крест. И виной тому стала смерть отца. Неожиданно выяснилось, что некогда благополучная семья в долгах как в шелках. Кредиторы выставили счёт на баснословную сумму — двести тысяч рублей! (И это только часть, которую должна была выплатить семья Витте. На самом деле долг был значительно больше. Братья разделили долг по-честному.)
Дело в том, что несколько лет назад отец получил от тогдашнего наместника князя Барятинского задание — построить металлургический завод. Надо полагать, что покойный верил в этот проект, потому как вкладывал туда и свои средства, и с приданного супруги, а также и серьёзные заёмные средства! Однако проект прибыльным не стал. Созданная государственная комиссия во всем разобралась и постановила — кредиторам все деньги вернуть!
***
На семейном совете решили: самая прибыльная отрасль в нынешней России — это железные дороги, и Сергею надобно идти туда. Только так можно постепенно с долгами рассчитаться. Пути строили частные компании. «По блату», то есть по протекции дяди, — Ростислава Андреевича Фадеева (удивительнейшего человека, чуть не ставшего начальником Генерального штаба русской армии. Я о нём ещё отдельно напишу) — Сергея приняли на работу в отделение Одесской железной дороги. Тут же возникла новая проблема. Служащие железных дорог — это закрытая каста узких специалистов! И достигнуть каких-либо карьерных высот можно лишь после того, как пройдёшь курс обучения в столичном институте инженеров путей сообщения (кстати, относящемся к военному ведомству) и получишь диплом.
Витте и здесь поступил по-своему. Учиться в Санкт-Петербург он не поехал (надо было деньги зарабатывать и долги отдавать!), а устроился на низшую должность и, как говорится, прошёл тернистый путь от простого билетёра — кассира, кондуктора, кочегара, помощника начальника станции — до управляющего отделением дороги! (И это притом что профессионального образования он так и не получил.)
В закрытом обществе с таким карьерным ростом мириться не хотели, и приказ о назначении так и не был подписан. Поэтому, фактически выполняя должностные обязанности управляющего, по документам Сергей числился всего лишь, начальником службы движения.
Трибунал
В канун очередной русско-турецкой войны произошла очередная железнодорожная авария. На тилигульской ветке поезд, вёзший новобранцев к зоне будущих сражений, сошёл с рельсов. Около ста человек погибли или получили увечья. Причина не анекдотическая, а самая реальная — халатность стрелочника. Его, конечно, наказали, но досталось и высшим чиновникам. Но и Витте был признан виновным в инциденте! Судья назначил ему «суровое» наказание — аж четыре месяца тюрьмы! Казалось бы, на карьере можно поставить крест. Но и тут, что удивительно, помогла начавшаяся война.
Кишинёв. Ставка главнокомандующего русской армией великого князя Николая Николаевича Романова
— Надеюсь, вы газеты читаете и в курсе последних событий, — обратился хозяин кабинета к стоящему возле дверей Сергею Витте, — и не мне вам объяснять, сколь важно доставить людей, провиант и снаряды к зоне начавшихся боевых действий. Ступайте и делайте всё возможное, дабы…
— Я бы с радостью, не могу, — не дал ему закончить фразу чиновник, — просто не имею такой возможности, ибо прямо отсюда отправляюсь в тюрьму для отбытия наказания.
— Сможете обеспечить переброску — сидеть не придётся! Это я вам обещаю.
***
И он смог. Да ещё как. Новобранцы ехали на войну со всех концов огромной империи, прибывали в Одессу и здесь застревали надолго. Виной тому были... паровозы, персонально закреплённые за машинистами. Следовательно, эксплуатировались не более двенадцати часов в сутки! Люди отдыхали, паровозы — простаивали. Витте распорядился поставить на каждый из них по два машиниста! И простой техники сократился двух часов в сутки. Далее.
Раненные по многу дней ожидали прибытия специальных санитарных вагонов, на которых их доставляли в госпитали, находящиеся далеко от линии фронта. А между тем составы, подвозящие к фронту новобранцев, назад ехали порожняком. Он велел на них увозить раненных. Немедленно в газетах поднялся «вой»: Витте — изверг! Издевается над людьми! Везёт их в вагонах как скот! Превысил свои полномочия! Судить негодяя! Однако при этом смертность в госпиталях сократилась в несколько раз!
***
Сергея Юльевича повысили в должности. Назначили членом правления объединённых железных дорог и перевели в столицу. Но не амнистировали! Правда, разрешили в дневное время из тюрьмы отлучаться. Так он и жил. В светлое время суток — в своём кабинете, а на ночь возвращался в каземат, на арестантскую шконку.
1886 год. Киев. Кабинет управляющего Юго-западными железными дорогами С.Ю. Витте
— Да что вы себе позволяете?! Вы представляете последствия? Ограничить движение литерного! Царского Состава! Это неслыханно. Да стоит мне доложить, и вы тут же вернётесь в ту тюрьму, в которой уже отбывали срок, или отправитесь прямиком на Соловки! Там, слава богу, никаких железных дорог нет! — адъютант императора Александра Третьего потрясал кулаками и брызгал слюной от негодования.
— Использовать для разгона вашего литерного два мощных и тяжёлых паровоза на наших путях — это преступление! И на вверенном мне участке я такого не допущу из соображений безопасности, — совершенно спокойно, не повышая голоса, парировал Витте, — можете так и доложить Его Высочеству.
***
В октябре того же года, под Харьковом, где не нашлось такого же принципиального начальника, царский поезд потерпел крушение. Семья самодержца чудом избежала смерти.

Витте предупреждал о возможной катастрофе... ***
Ну, а Витте, правда, два года спустя, назначили начальником только что созданного Департамента железнодорожных дел... при Министерстве финансов России. Причём этот переход на государственную службу для Сергея Юльевича был крайне невыгоден в финансовом плане. Положенная ему заработная плата была во много раз меньше того гонорара, который он получал, работая на частный бизнес. (Жалование на прежнем месте работы — 40 000 рублей в год, на новой должности всего лишь — 3 000!) Император решил доплачивать Сергею Юльевичу из личных средств, но всё равно даже это повышенное жалованье было гораздо ниже того, что было у него ранее.
***
В феврале 1892 года — Витте министр путей сообщения, а ещё через год — он министр финансов. И уже эту должность он занимал целых одиннадцать лет. Делал всё, чтобы в России национальный бизнес и производимые им товары имели преимущество перед импортом. Пусть наши паровозы пока хуже шведских или немецких, но со временем мы обязательно их догоним и даже опередим! Давая льготы отечественным купцам и торговцам, мы вернём деньги в казну через

Обсуждение
Комментариев нет