Произведение «Литературно-художественный проект - 2»
Тип: Произведение
Раздел: Без раздела
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 32
Читатели: 236 +1
Дата:
Предисловие:

Литературно-художественный проект - 2

Уважаемые авторы сайта! Если кто помнит - два года назад мы запустили литературно-художественный проект, где рассказывали о художниках разных жанров.
Но сначала мы просили отгадать, о ком пойдёт речь, для чего предлагали ответить на вопросы или узнать, чьей кисти принадлежит та или иная картина.
Ввиду обстоятельств в 2023 году мы успели рассказать только про двух художников - Шишкина и Петрова-Водкина. Решили мы возродить проект, и, может быть, рассказывать будем не только про художников - посмотрим, в общем.
Всех тех, кто хочет принять участие, просто почитать про мастеров художественного дела, отгадать, о ком пойдёт речь - заходите к нам! Будем рады всем.

Для того, чтобы вы поняли, о ком речь - постарайтесь ответить на вопросы:

Какого живописца имели ввиду современники, когда говорили о нём:

Нестор Кукольник:
... невольно можно обмануть публику; едв успел написать две странички об абслютно новой работе мастера: пока их наберут в самой быстрой типографии, напечатают на скоропечатной машине - это известие будет старо. Три, четыре картины займут место описанной удивительно скорого и неутомимого в работе молодого художника. 

Александр Бенуа:
"Он разменял всё своё большое дарование и свою истинно художественную душу на продажный вздор. Он перешёл даже в этом размене, подобно Клеверу, через все границы приличия и сделался прямо типом "рыночного" художника, имеющим, скорее, что-то общее с малярами и живописцами вывесок, нежели с истинными художниками".

Антон Чехов:
"Недалёк, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой "Руслана и Людмилу". Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочёл ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: "Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?"
Я пробыл у него целый день и обедал".

Происходили с этим художником курьёзы. Например, такой, когда он хотел снять жильё в Санкт-Петербурге:

"... Эта щедрость кажется подозрительной дворнику, показывавшему помещение. Он требует назвать род занятий потенциального постояльца, и, услышав ответ "живописец Некий", отнюдь не просит автографов, а отказывает художнику в сдаче квартиры ("фатеры"). На удивленный вопрос художника отвечает: "Хозяйка строго-настрого запретила пущать в дом мастеровых. Ещё вчера портному отказала!"
Никакие аргументы на счёт "известного художника" не сработали. Дворник упорно стоял на своём: "Понимаем мы это, а всё же значит мастеровые по столярному цеху. Фатеру загрязните так, что после и не отчистишь. Нет уж, извините, а сдать фатеру не могу-с".

А теперь посмотрите, пожалуйста, на картины, принадлежащие кисти этого художника:




Кстати, фрагмент картины, что опубликован в самом начале, тоже принадлежит его кисти.
О ком речь?
Обсуждение
17:06 31.08.2025
Анна Высокая
Интересный проект для просвещения фабулян.
Лично я не знала, что это картины И.К. Айвазовского.
В Феодосии не была, хотя хотелось поехать туда, когда была в Керчи.
Здесь мне понравились комментарии всех авторов.
Спасибо всем и, особенно организаторам!
17:55 28.08.2025(1)
22:04 28.08.2025
Магдалина Гросс
11:25 27.08.2025(1)
3
Георгий Тригубенко
Конечно же, это - Иван Константинович Айвазовский.
12:53 27.08.2025(1)
1
Магдалина Гросс
Да, Георгий, это Айвазовский. Все верно. Мы специально с Алексеем подобрали менее известные картины художика. И очень радует, что Вы так хорошо разбираетесь в живописи. 
13:48 27.08.2025(1)
2
Георгий Тригубенко
Так ведь, знаменитая картинная галерея им. И.К. Айвазовского находится в соседнем городе - Феодосии.
20:25 27.08.2025(1)
Нурия Шагапова
Да он жил там. Теперь это дом-музей Айвазовского.
19:12 28.08.2025(1)
1
Георгий Тригубенко
Я в курсе. И был там на экскурсии 15 лет назад.
19:37 28.08.2025(1)
Нурия Шагапова
Откровенно? Я вам немного завидую)))
20:13 28.08.2025(1)
1
Георгий Тригубенко
Так приезжайте, ещё съездим.
20:53 28.08.2025(1)
Нурия Шагапова
Спасибо, Георгий. Есть повод подумать.
21:19 28.08.2025
Георгий Тригубенко
Пожалуйста, Нурия!  Подумайте, подумайте!
20:30 27.08.2025(1)
2
Ирина Гасникова
Автор картин, конечно, Иван Константинович Айвазовский. 
Но вот есть нюанс: Айвазовский не писал с Глинкой "Руслана и Людмилу", и не был приятелем Пушкина, так как поэт умер задолго до того, как художник стал широко известен. По мнению историков, эта связь была приписана Айвазовскому уже позже.
Айвазовский в тот период был ещё молодым художником, упоминаний о его участии в создании оперы или близком знакомстве с Пушкиным в исторических источниках нет. 
20:52 27.08.2025(1)
5
Ирина Гасникова
Этот миф возник из-за романтического стремления "свести" великих творцов в одном сюжете, а также из-за того, что и Айвазовский, и Глинка, и Пушкин — знаковые фигуры "золотого века" русской культуры.
Вот выдержки из авторитетных биографических источников, где прямо разбирается миф о «дружбе» Айвазовского с Пушкиным и его участии в создании "Руслана и Людмилы":
1. Биография Айвазовского (Государственный Русский музей, каталог выставки)
С Пушкиным художник лично не встречался: поэт умер, когда Айвазовский только начинал учёбу в Академии художеств. Легенда о их знакомстве возникла в позднейших публикациях и документально не подтверждается.
2. Книга С. Н. Голубева Айвазовский. Жизнь и творчество
Рассказы о том, что Айвазовский якобы участвовал в работе над оперой Глинки “Руслан и Людмила”, не имеют под собой оснований. К моменту премьеры художник был ещё мало известен и не имел связей в музыкальных кругах Петербурга.
3. Энциклопедия "Музыкальная жизнь России XIX века"
Либретто "Руслана и Людмилы" создавалось без участия Пушкина и, тем более, Айвазовского. Их имена оказались рядом в некоторых юбилейных статьях случайно, что и породило устойчивый, но ошибочный сюжет.
21:48 27.08.2025(1)
1
Магдалина Гросс
Вот это знания! Спасибо, Ирина! 
Такой своеобразный наказ на следующий раз нам с Алексеем: брать информацию не из интернета, а из книг, взятых в библиотеке. 
Правда, там тоже может закрасться ошибка... 

Но Ваши знания меня просто сразили наповал. Вот это молодец! 
06:48 28.08.2025(2)
1
Ирина Гасникова
🌷🌷🌷 Спасибо, Магдалина. Да ничего особенно выдающегося, просто эта тема немного близка мне, по первому образованию я художник-иконописец. Мы изучали историю живописи, особенно русскую, так что кое-что в этой области мне знакомо. Позже я участвовала в восстановлении храма под Петербургом. А затем в Кыргызстане, где я почти 2 года трудилась художником по рисункам для хлопчатобумажных тканей, совсем другой жанр, но тоже с душой.
Сначала золото, охра и лики святых. Потом камень, штукатурка и история храма под Питером. А позже хлопок, цветы и азиатские узоры на юге КР. Всё это штрихи моей биографии, где живопись всегда меняла форму. Сейчас пишу картины только для себя и друзей, просто хобби. 
Вы правы: ошибка может притаиться где угодно. Мировая история полна мифов от политических маскарадов до творческих баллад. 
Мне понравилось, что Вы нашли редкие, малоизвесные картины. Ведь позже Иван Айвазовский в своей живоиси делал акцент только на небе, движении и морской стихии. А вообще Айвазовский был невероятно продуктивным, он мог писать по несколько картин в день.
08:47 28.08.2025(1)
1
Ирина, замечательно. У меня дочь тоже художник-график, а по второму образованию искусствовед. Окончила Академию художеств в Санкт-Петербурге И всегда говорит, что ее больше привлекает иконопись. Может часами вглядываться, исследовать технику нанесения красок.
09:17 28.08.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Как интересно, Ляман! Видимо, у Вашей дочери тонкое восприятие и глубокое уважение к регилии. Иконопись ведь не просто техника живописи, а хранилище символов и духовной концентрации. Живопись вообще удивительно многогранна. Каждый художник находит свою точку притяжения, кто-то в динамике городского пейзажа, кто-то в природной прозрачности акварели, а кто-то, как Ваша дочь, в медитативной глубине иконописного слоя. Спасибо, что поделились. 🌻🌻🌻
10:29 28.08.2025
1
Спасибо огромное, Ирина. Дочь не религиозна, но ее привлекает сама эстетика иконописного письма, его сдержанность и одухотворенность.
07:32 28.08.2025(1)
1
Магдалина Гросс
Приятно иметь дело с разбирающимся человеком. 
А информацию для этого анонса, равно как и для той работы, что последует далее, я,кстати, нашла именно в библиотеке. 
Вообще редко пишу по интернет-материалам. Конечно, там может оказаться правдивая информация, но все же предпочитаю книги. 
Кстати, некоторые из тех, что удалось найти, отпечатаны в 2020-х годах. Не вот какие-то старые источники. Значит, есть потребность, раз их переиздают! 
08:09 28.08.2025
1
Ирина Гасникова
Конечно, есть потребность. И, наверное, ещё будет. Переиздание книг и старых источников — это способ сохранить голос ушедших эпох. Старые книги могут быть кладом, там и архаизмы, и этносы, и важные факты, и забытые обороты. Бывает, что книга прошлых веков говорит о сегодняшнем даже точнее, чем новое произведение. А есть книги, которые должны остаться в прошлом, потому что они были просто вспышкой и слишком привязаны к политическому или модному тогда контексту, а без них они потеряли смысл. 
Александр Герцен сказал: «Чтением человек переживает века». И, действительно, переиздание даёт возможность прожить и прочувствовать чужую эпоху, как свою. 
03:07 27.08.2025(4)
5
Нурия Шагапова
И. Айвазовский писал пейзажи и главное, всегда пытался ярко выразить стихию. Особенно она отражалось в картинах на религиозные темы, а позже морских. До настоящего времени, ни один художник, не смог повторить его мастерства.

В доме Айвазовского картины,
В мастерской багеты по углам,
И мольберт стоит посередине,
Кисти, краски и светильник там.

Он привычно затянул холстину,
Был готов эскиз уже давно.
Перед тем, как написать картину,
Айвазовский распахнул окно.

Видит он волнующее море,
Одинокий парусник вдали,
Ветер разгулявшийся на воле,
В серой дымке тают корабли. 

Сердцем принимая вдохновенье -
Не мечтал он о судьбе иной.
Выплывают образы мгновенно
Поразив реальной глубиной:

На обломке мачты, как надежда, 
Право отвоёванное  - жить!
И волна ещё страшнее прежней,
Оборвать готова эту нить.

Горсточка людей в кипящей бездне,
Где на бога каждый уповал.
В час закатный страхи не исчезли,
Впереди их ждал девятый вал.

Айвазовский грустно улыбнулся:
- Что ж, работа подошла концу.
Он картиной  вечности коснулся,
Что подвластно одному Творцу.

07:35 28.08.2025(2)
2
АЛЛА ВОЛОНТЫРЁВА.
Даже морские брызги долетели до меня)) Нурия, как классно!!!!!!!!!!
07:59 28.08.2025(1)
1
Нурия Шагапова
Загляни ко мне. Я немного оформила вал.
08:03 28.08.2025(1)
1
Магдалина Гросс
Заглянем в течение дня. Обещаю.
Не ровен час забуду - тормоши. Но надеюсь, что нет. 
08:28 28.08.2025
1
Нурия Шагапова
Ок!
07:38 28.08.2025(1)
1
Магдалина Гросс
Не то слово. 
Я знаешь, что думаю, Аллочка, что нас со временем целая команда наберется. И наши проекты будут прозаико-поэтическими.
07:41 28.08.2025
2
АЛЛА ВОЛОНТЫРЁВА.
Запросто Мы смогём
14:45 27.08.2025(1)
2
Irina Krupenina
15:12 27.08.2025
1
Нурия Шагапова
Спасибо, Ирина!
12:51 27.08.2025(2)
2
Фройнд Наталья
Нури, дорогая, восхитила в очередной раз!
13:01 27.08.2025
1
Нурия Шагапова
Спасибо, солнышко!
12:55 27.08.2025(1)
2
Магдалина Гросс
Это да... Уж Нуричка напишет - так напишет. 
13:01 27.08.2025
1
Нурия Шагапова
09:17 27.08.2025(1)
1
Магдалина Гросс
Моя ты умничка. Спасибо тебе за стихотворный комментарий. 
Опубликуй стих на своей страничке. Так или иначе три дня будем говорить про этого художника. 
11:40 27.08.2025
1
Нурия Шагапова
06:54 28.08.2025(1)
АЛЛА ВОЛОНТЫРЁВА.
Лина, Алексей, спасибо за проект. Информация очень интересная. Можно, я с опозданием, но внесу своих пять копеек)))) Написала по первой картине.

Мороз захватил в плен седую окрестность,
Глухарь у дороги на бровку присел,
И падали с веток снежинки отвесно,
Таков их морозный, январский удел.

Скрипели полозья по снежному тракту,
Ямщик тройкой правил, нос пряча в тулуп,
Звенел колокольчик без ритма и такта,
И шёпот срывался с обветренных губ.

То барин под пологом тёплым, овчинным,
Спешил к разлюбезной зазнобе своей,
Любовь той поездки большая причина,
Причина, что стала мороза сильней.

А мимо деревья, как будто из сказки,
Искрились заснеженной кроной своей,
Ну где ж вы любимые губки и глазки,
"Ямщик, поспешай, подгоняй лошадей!"
07:26 28.08.2025
Магдалина Гросс
Не можно, а нужно.
Подумаем, как бы эти стихи вставить во вторую часть повествования. 
18:31 27.08.2025(1)
ОлГус
Серов.
20:23 27.08.2025
Нурия Шагапова
Увы, Олег - нет. Это Айвазовский. Все его ранние картины начинались с зимних пейзажей.
13:11 27.08.2025(1)
3
Фройнд Наталья
Ах, какая роскошная тема!

   Жизнь живописца - вечная загадка!
Откуда, из каких таких глубин,
Рождается из странного порядка
Идей и вИдений сюжет один.

Он может зреть годами иль мгновенно
Завоевать мышленье и талант,
Который лёгкой кистью, дерзновенно
На холст положит, как на нотный стан

Идею, суть немыслимых видений,
Которых отзвук в тишине звучит
Его души... Да, он, конечно, гений!
Но тайну только время разрешит!

Айвазовский был признан гением при жизни - редкий случай!
13:16 27.08.2025(1)
1
Магдалина Гросс
Что у нас за народ... Стихи слагают прямо за минуты. И ведь какие стихи! 
Моё почтение! 
15:37 27.08.2025
2
Фройнд Наталья
Спасибо вам, Лина и Алексей! Очень полезный и интересный проект!
15:04 27.08.2025
1
Irina Krupenina
Спасибо, Магдалина и Алексей. Я, конечно, согласна с остальными авторами. Хороший проект.
07:48 27.08.2025(1)
2
Айвазовский.
09:18 27.08.2025
1
Магдалина Гросс
Я даже не сомневалась в том, что твоя умнейшая голова это знает )))