Произведение «Не только море и корабли... (Часть I)» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 43
Читатели: 162
Дата:
Произведение «Не только море и корабли... (Часть I)» самая оцениваемая(15) работа за сутки
29.08.2025
Произведение «Не только море и корабли... (Часть I)» самая читаемая(18) работа за сутки
29.08.2025
«И.К. Айвазовский»
Предисловие:
Дорогие друзья. Спасибо вам большое за то, что пришли на наш проект. Да, действительно речь идёт об Айвазовском - художннике, которого большинство из нас воспринимает исключительно как мариниста. На самом деле у него есть много картин, посвященных Санкт-Петербургу, есть сельские пейзажи, изображения зимней природы... Талант этого человека был многогранен.
И сегодня мы публикуем первую часть очерка о художнике, который оставил нам в наследие более 6000 картин. Впрочем, это не совсем очерк. Повестование задумано как историко-литератуное. Очень надеемся, что вам оно понравится.

Не только море и корабли... (Часть I)

Начнём же мы со стихотворения Натальи Фройнд, которая любезно согласилась помочь нам на проекте. Стихи , как мне кажется, вообще являются украшением прозы. А если это ещё и стихи, написанные от души, да ещё таким замечательным и талантливым человеком, как Наталья...
Итак, начинаем... 

Айвазовского полотна -
Мощь заворожённой стихии!
Мачта в шторме, утлая лодка -
Детали, запоминающиеся такие.

Волны - изумрудно-прозрачные 
В темноту, с белизной на гребнях,
И поток энергии многозначный -
От силы света до бури в недрах!

Айвазовского гений понят не всеми -
Энергии, силы, таланта глыба!
Он был профессором всех Академий,
Так писал, как немногие смогли бы.

Свой пристнопамятный "Вал девятый" -
Холст - шесть квадратов за одиннадцать дней
Так написал, что грома раскаты
И рёв ветра наяву слышны вполне.

Работал как проклятый - шесть тысяч полотен
Написал за жизнь совсем не случайно,
А потому, что предан был своей работе.
Сила таланта - великая тайна!

С акцентом говорил, был косноязычен,
Но это не важно, коль Господом поцелован,
Гений и не может быть обычен,
Великие полотна - вот его слово!

В перерывах между занятиями в Академии художеств всегда было тише, чем в других учебных заведениях. Учащиеся обычно ходили по двое-трое, обсуждая композиции своих будущих полотен. Кто-то предпочитал бродить по коридорам в одиночку, обдумывая сюжет. Некоторые вообще не выходили из аудиторий, беседуя тихо, как будто занятия всё ещё шли. При этом разговаривающие перекидывались фразами осторожно, словно не желая мешать уроку, который давно уже закончился.                  

Преподаватели обычно собирались в своей комнате. Но то ли ввиду больших размеров помещения, то ли ввиду царившего в Академии спокойствия даже во внеучебное время, они тоже беседовали негромко, не нарушая никем неписанного закона о том, что шум и гам противоречили по сути своей становлению будущих художников.          

Через полуоткрытую дверь коллегам был слышен голос Ивана Константиновича Айвазовского,  который объяснял что-то группе студентов-первогодков.

— Слышите? — тихонечко проговорил преподаватель портретной фотографии, которая только-только начала набирать популярность, Андрей Иванович Деньер. — Про Ивана Константиновича такие уморительные легенды ходят, и порой просто диву даюсь, как можно так вывернуть наизнанку очевидные факты, чтобы на них ещё наложился оттенок пошлости или того, чего не может быть по определению.
— Долго ли… — отозвался преподающий графику Бруни (он вообще был довольно медлительным, отчего создавалось впечатление, что он вечно думал о чём-то своём), — правду не скажут лишь от одной только зависти. В то время как глупостей понавешают на человека столько, что хоть сквозь землю от них проваливайся.          
— Да-да, — вполголоса продолжил Деньер, скашивая глаза на дверь, через которую была видна  худощавая  и статная фигура Айвазовского. — То обвиняли его, что он использует какие-то необычные краски, чтобы достичь максимально верного изображения природных явлений. То болтали, что он во время проведения экзспозиций ставит позади своих работ яркие лампы, чтобы создать иллюзию свечения…
— Помилуй, Боже! — расхохотался Константин Андреевич Тон. — Интересно, сколько всего ламп надо поставить, чтобы создать какую-то там иллюзию?  Нет, эксьюзес-муа*, это всё происки тех, кто вместо того, чтобы писать картины, только пачкает холст красками, воображая себя именитым художником.
— А я намедни читал в «Петербургских Ведомостях», — задумчиво произнёс Бруни, — что Пушкина, там где поэт прощается с морем, писал не Айвазовский, а Илья Репин, что вызвало негодование у некоторых художников. Мол, берёшься писать – пиши всё от начала до конца сам.
— Я знаю, чьих это рук дело, — ответил, всё так же, не повышая голоса, Бруни. — Это Таннер всё пакостит. Его самого обвинили в своё время в манерности и подражательстве, причём не Иван Константинович обвинил, а какие-то досужие критики. Так он, подлец, мало того, что императору наябедничал, так до сих пор никак не успокоится, что Айвазовского везде признают, а его, Таннера, обходят стороной.
— Ну и что с того, что Репин Пушкина писал? — удивился Тон, — это не вот какой грех – помочь другу.
— У тебя вот будет грех, если ты спроектируешь колонну, а портик к ней пририсует кто-нибудь другой? — насмешливо спросил Деньер. — Наверняка потом оторвешь голову за такие инициативы.
— Ничего не оторву, — пожал плечами Константин Андреевич. — Сам сколько раз прошу глянуть более свежим глазом на то, что у меня получается на бумаге. На ней-то, голубушке, одно выходит, а начнёшь строить – глаз по-другому воспринимает.                     

Слова эти не совсем соответствовали действительности. Тон не был завистником, но цену себе знал. Знал, какой он замечательный архитектор: недаром же его  приглашали в московский Кремль, дабы там построить несколько зданий именно по проектам Константина Андреевича. Позднее его вообще назначили главным архитектором Большого Кремлёвского дворца, что очень льстило самолюбию основоположника так называемого русско-византийского стиля в архитектуре. Не любивший хвастовства, Тон, тем не менее, вряд ли бы позволил кому-нибудь давать себе рекомендации. Может быть, конечно, он и прислушивался к мнению более маститых специалистов своего дела, но конечное мнение всегда оставлял только за собой.                       

Императорской Академии художеств он появлялся периодически – не позволяло время. Его часто замещали кем-нибудь другим, тем более, что архитектуру будущие живописцы должны были знать только на начальном уровне. Вдаваться в теоретические подробности в их знания не входило.

— Это всё мелочи, — подозрительно косясь на дверной проём, - чуть ли не шёпотом вставил Деньер, — а вот то, что у них с женой полный разрыв произошёл – это вам не слухи про какие-то там лампы позади картин. Тут дело посерьёзнее будет! – и он, сжав губы, поднял указательный палец кверху.

Это было правдой. В 1840 году, будучи ещё совсем молодым, во время путешествия в Венецию Айвазовский встретил ту, к которой так рвалось его сердце уже давно. В Петербурге, когда он годом раньше возвращался домой, на него чуть не налетела карета с прекрасной незнакомкой. Неизвестно, кто больше перепугался – пассажирка или молодой художник – но, моментально представив себе, что от человека, которого чудом не задела карета, в которой сидела она, итальянская балерина Мария Тальони,  могли остаться одни лишь воспоминания, молодая женщина чуть ли не силой затащила художника внутрь. А он, забыв об опасности, о том, что он только что едва не лишился жизни, смотрел и смотрел на её изящный стан… Она говорила по-французски, но Айвазовскому на тот момент этот язык казался самым сладким, самым дивным.

А потом их пути разминулись. Впрочем, жизнь часто меняет людские дороги по своему усмотрению. И надо же – какое переплетение событий! Они неожиданно встретились в Венеции, куда художник приехал, чтобы изображать на полотнах каналы, гондолы и местные лагуны.

То ли в память о том случае, то ли просто для украшения домашнего интерьера, Мария Тальони купила несколько картин Айвазовского, а тот, опьяненный счастьем, пригласил её совершить прогулку по венецианским каналам. Позже несколько раз он набирался храбрости, чтобы попросить даму своего сердца стать его женой, но когда, наконец, осмелился, получил отказ. Знаменитая балерина не собиралась становиться женой художника, который к тому же был моложе её на тринадцать лет.

То ли в насмешку, то ли с горечью, на прощание она подарила Айвазовскому свою розовую балетку. «Вам надо вернуться в Россию, мой друг, - сказала она, - вы ещё слишком молоды для этой своенравной жизни, в которой кроме любви, есть ещё обман, непонимание и зависть. Поверьте, уж я знаю, о чём говорю. Ваша судьба – это Россия. Именно там вы найдёте женщину своей мечты. И молодой Айвазовский вынужден был вернуться назад один.

В тридцать лет он уже считался завидным женихом. Ещё бы! За его полотна были готовы платить огромные деньги, но его это не радовало. Сердце оставалось свободным, и он решил, что если уж для кого-то и откроется его внутренняя сущность, то это будет не утомленная известностью женщина наподобие той, с которой ему пришлось расстаться, кто-то сословием пониже. Главное – чтобы он нашёл ответное понимание своим чувствам.

Случай подвернулся совершенно неожиданно. Находясь в гостях, Айвазовский увидел миленькую девушку, которая прислуживала за столом. Она была милой и тихой. Не щебетала подобно разодетым гостьям и не говорила глупостей. Сложно было сказать, Провидение ли вмешалось в личную жизнь преуспевающего художника, или имела место быть чистая случайность, но мужчина влюбился. Через какое-то время он ни секунды не мог представить себя того, чтобы Юлия (полное её имя было Юлия Яковлевна Гревс) не была бы с ним рядом. Ради неё он согласился заниматься рисованием с не очень-то способными детьми хозяев гувернантки – и всё только ради того, чтобы видеть её постоянно.              

Поняв, что простая, миловидная девушка – это именно то, что ему надо в жизни, Айвазовский сделал предложение.
Общество было потрясено. Оно негодовало. Как же! Знаменитый художник захотел взять в жёны девушку без роду-имени. Он по щелчку пальцев мог стать мужем любой дочери дворянина. А тут…

Правда, Айвазовский был настойчив. Ему не было дела до того, что о нём говорят. Обвенчавшись со своей возлюбленной, он отвез её в специально выстроенный дом в Феодосии. Казалось бы, что надо для семейного счастья… Свой дом, превратившийся со временем в усадьбу, высокие гонорары за участие в выставках (Айвазовский действительно много работал), подрастающие дочки, которых у супругов родилось четыре. Однако жизнь, которая со стороны казалась безупречной, на самом деле уже давно дала трещину.

У спутницы жизни Ивана Константиновича оказался на редкость желчный характер. Ссоры, которые поначалу не выносились за пределы дома, стали выплескиваться наружу. При любой возможности оказаться в светском обществе, Юлия начинала оскорблять мужа и говорить о нём разные порочащие его имя вещи. Некоторых – например, таких, как измена – не могло быть априори: Айвазовский был честным и любящим мужем. Но исходя из того, что говорила о нём супруга, его репутация не раз была поставлена под сомнение.

Когда разговоры не помогли, жена начала писать во все инстанции заявления и донесения, пороча и унижая доброе имя Ивана Константиновича. Кончилось всё тем, что он, не выдержав постоянных поклепов и не имеющих основания доносов, решился на развод. Правда, надо отметить, что стойкость у него была удивительной: он двадцать лет терпел то, чего ни один нормальный человек выдержать был бы не в состоянии.

— Вот, — сокрушённо качал головой Андрей Иванович Деньер, — какая змея досталась нашему трудолюбивому таланту.

Тут ему пришлось замолчать, потому что Айвазовский, закончив разговор, взялся за ручку двери с обратной стороны.

Когда он вошёл в комнату, где обычно собирались преподаватели Академии, на предшествующий разговор не

Обсуждение
19:47 13.09.2025(1)
1
Лилия Назарова
Отличное произведение, крайне любопытно было узнать многие моменты! 
12:41 14.09.2025
Магдалина Гросс
Высшая награда коллективу авторов - когда читаешь вот такие отзывы. Спасибо! 
21:33 29.08.2025(1)
1
Виктор Зубарев
Интересно, живо и многое для меня ново.👍
12:40 14.09.2025
Магдалина Гросс
Мы тоже кое-что новое узнали, пока писали, Виктор. Автор в этом случае очень похож на исследователя, он подбирает литературу, ищет факты и сам многое при этом узнает.
12:11 29.08.2025(1)
Александр Окро
Полезный проект! :)
12:15 29.08.2025
Магдалина Гросс
Захотелось поделиться знаниями. Но не так, чтобы это была нудноватая статья (какими бывают многие интернет-материалы),  а что-то такое необычное. 
Плюс стихи, плюс сами картины очень способствовали интересу как пишущих, так и читающих.
В общем, цель достигнута. И меня это очень радует!
19:05 28.08.2025(1)
1
Георгий Тригубенко


Отличный проект получился! 

22:09 28.08.2025(1)
Магдалина Гросс
Мы очень старались. И завтра ещё будет продолжение. 
Завершающая часть, если можно так сказать.
22:47 28.08.2025
Георгий Тригубенко
Подождём до завтра!
21:30 28.08.2025(1)
1
Роза Госман
Линочка, огромное спасибо всем авторам этого замечательного проекта!
 Спасибо за интереснейший рассказ о поистине выдающимся художнике, Айвазовском!
Отличная идея! Буду ждать продолжения!..
С теплом души и благодарностью! 
22:12 28.08.2025
Магдалина Гросс
Розонька, спасибо тебе большое. Мы этот проект хотели восстановить ещё зимой, но не получилось. Зато сейчас вышло, да ещё как здорово! Сколько людей присоединились к нам. 
Меня это радует. Потому что люди должны дружить и общаться.
Почему бы не выбрать темой общения истории о художниках? 
13:48 28.08.2025(1)
1
Алексей Осидак

Магдалина и Наталья!
Замечательный проект у вас получился, девочки! 
22:08 28.08.2025
Магдалина Гросс
Смехач... Себя забыл упомянуть! Помогал-помогал - и вдруг... 
Тебе нельзя так много работать. Если уж ты сам себя забываешь - это повод задуматься.
И отдохнуть! 
09:07 28.08.2025(1)
1
Это настоящий рассказ о художнике! У меня есть две книги "С веком наравне" Рассказы о художниках. Прекрасная, с большой любовью и большим вниманием составленная книга.
Мне 4кажется, твой рассказ только украсил бы главу об Айвазовском. Браво!
А вообще  человек очень сложный. Лучше всего, мне кажется, охарактеризовал его Чехов.
Но гений, бесспорно.
На всю жизнь врезалось впечатление от созерцания картины ""Среди волн" в Феодосийской картинной галерее. Огромное, на всю стену полотну, размещенное под уклоном. И казалось, что на тебя надвигается, поглощает эта пучина осатанелой воды.
11:45 28.08.2025(1)
1
Магдалина Гросс
Спасибо, Лямаша. Оценка, которую ты поставила моему рассказу - это высший бал, однозначно.
Никогда не думала, что мои работы можно включить в книгу, но раз ты говоришь - сомневаться не приходится. Потому что ты знаешь цену слову.
Вообще не хотелось писать обычную статью или очерк. Сразу же, как мы с Алексеем запланировали восстановить наш проект, стала думать, как бы написать именно тем стилем, в каком было написано про Багратиона и про Ростислава  Алексеева. Помню, как Мурат Уали тоже посоветовал писать именно так. 
Что же... иногда получается. Не всегда, правда.

Да, Айвазовский был очень сложен. Я в Рыбинской галерее видела несколько его полотен, но одно из них - "Буря на море" - реально поражает воображение. То, что мы видим в книгах и с экранов мониторов - это всё не то. 
Две вещи меня, помню, сразили в моей жизни: "Последний День Помпеи" (Русский музей) и "Явление Христа народу" (Третьяковская галерея). Сколь ни смотри на открытки, на репродукции - а всё же такие вещи надо видеть воочию, чтобы до человека дошла вся мощь этих работ.

13:38 28.08.2025
1
Думаю, что Мурат Уали прав. И он не одинок в своем мнении.
12:55 28.08.2025(1)
1
Фройнд Наталья
В первую очередь - спасибо тебе, Лина, за приглашение в проект!
Хочу объяснить, почему написала стихо в таком "рубленом" стиле. Айвазовский был человеком незаурядным, в силу своего огромного таланта - для многих неудобным, да и не очень расположенным к близкому общению - не было у него на это времени, 6000 тысяч работ написать это очень непросто. Одно слово - глыба!
Содержание очерка, обогащённое персоналиями и личностными деталями, увлекает и создаёт эффект присутствия - просто здорово!
Какие же вы с Алексеем молодцы!
13:05 28.08.2025
1
Магдалина Гросс
Спасибо за добрые слова.
Лёша почти полностью придумал анонс, мне только оформительская роль и досталась. А само изложение - это уже с вашей помощью получилось.
Завтра тоже будут стихи. Спасибо вам всем большое за поддержку! 
Напиши я только текст, пестрящий датами да событиями - что это был бы за интерес? Да никакого!
А в литературно-художественном (с историческими событиями) оформлении, да ещё и со стихами - получилось совсем другое дело.
Так что взаимное спасибо! 
11:40 28.08.2025(1)
1
Большое спасибо! Очень интересно! Я как раз этот год начал посещением его картинной галереи в Феодосии...
11:48 28.08.2025(1)
1
Магдалина Гросс
Надо же как наши мысли совпали. Бывает и такое.
А вообще - я всё время удивлялась и удивляюсь, как можно за жизнь, пусть даже и достаточно длинную, написать более 6000 работ.
Кто то и в десять раз меньше не осилит. А тут такая работоспособность... 
Верх совершенства и верх восхищения талантом этого художника. 
12:00 28.08.2025
1
Полностью согласен с Вами!
06:21 28.08.2025(1)
1
Нурия Шагапова
Приятно удивлена, узнала много нового. Жду продолжения. Лина, Наталья вы большие молодцы! Это шикарный проект!
08:33 28.08.2025(1)
1
Магдалина Гросс
Мы старались. Очень.
08:54 28.08.2025
1
Нурия Шагапова
Ваше старание отмечено аплодисментами)))