Портрет маслом и бензином: «Шла Саша по шоссе»
Месяц назад мы с Сашей на берегу водохранилища Капчагай проводили вечернюю фотосъемку под названием California, и у меня появилось желание вернуться на место съемки еще раз с видеооператором, чтобы он заснял процесс фотографирования модели. Затем при монтаже в готовый видеоряд вставить настоящие фотоснимки, какие производились именно в тот момент съемки, а не стоп-кадры из видеоматериала.
Одним из последних примеров, когда репортажные свойства телевидения вторгаются в повествовательный кинофильм, в свою очередь, снятый в клиповой манере поп-культуры, оказалась лента 1994 года “Прирожденные убийцы” американского режиссера Оливера Стоуна, - Natural Born Killers.
С самого начала нашего знакомства я говорю Саше, что она -
Natural Born Model Sash
Прирожденная модель Саш.
Необходимо арендовать видеокамеру и пригласить оператора. Если с камерой вопрос решаемый, то с оператором поиски затянулись. Свадебные операторы, кто снимает свадьбы, вовсе не подходили для моей цели также, как и новостийные - кто делает новостные сюжеты для телевидения. У них узкопрофессиональный взгляд на происходящее в границах видоискателя камеры, и они при всем своем желании не могут реализовать мой замысел.
В свою очередь, у меня нет возможности исполнять роль фотографа перед объективом видеокамеры и в этот же момент снимать себя и Сашу-модель, стоя позади видеокамеры. При всем желании я не разорвусь на британский флаг Юнион Джек.
Я вел переговоры с десятком ведущих операторов, которые ни к чему не привели. Они без стеснения, как и подобает профессионалам, говорили мне:
- Мы не сможем сделать то, что ты хочешь. Точнее, можем, но уровень видеокартинки будет значительно ниже уровня твоих фотоснимков, и твоя задумка потеряет смысл. Мы не умеем снимать так, как ты нас озадачиваешь.
…К полудню иду на автобусную остановку, чтобы доехать до центра города в редакцию. Около гастронома замечаю оживление. Двери магазина нараспашку, сквозь них выложены рельсы, по которым передвигается киношный Blue Jeep, - тележка , на которой установлена стрела-кран с кинокамерой.
Режиссером и оператором рекламного ролика в одной роли выступает мой давний приятель клипмейкер Саша Богачев. Он снимал клипы многим российским знаменитостям и известен тем, что при съемках очередного шедевра на сцене консерватории устроил бассейн, куда поместил настоящий рояль Steinway, так как других под рукой не оказалось.
«Blue Bus is coming Us, - подумал я. - Ты-то мне и нужен, Богачев, как я про тебя мог забыть! Сейчас посмотрим, какой у тебя билет на Луну, one way ticket to the blue!»
Дождался перерыва в съемочном процессе, поздоровался и говорю Богачеву:
- Я о тебе опубликовал не одну, как договаривались, а две заметки в своем еженедельнике, потверждая твое реноме и делая паблисити. Долг платежом красен. Мне нужна видеосъемка.
- Чего?
- Кого! Помнишь мою любимую модель Сашу с двумя длинными косичками?
- Давно хотел позвать ее в кадр, но не было подходящего случая.
- Твой звездный час оператора настал!
Вторым режиссером видеофильма я выбрал Андрея Колесникова, актера и режиссера, поэта, выпустившего два сборника стихов. У нас с ним творческие отношения и несколько успешных проектов на радио и телевидении. У него свой автомобиль, белый Опель-Омега, так что вопрос с транспортом закрыт.
По дороге на работу посетил телерадиокомпанию, где с рук купил для записи профессиональую видеокассету. Приобрел ролики фотопленки. Написал сценарный план. Вечером созвонился со всеми участниками видео-фотоэкспедиции.
Четверг, наша 42-я фотосъемка с Сашей и ее первая на видео в качестве модели. До 13-летия Саше остаются два с половиной месяца. Четыре часа дня. Плюс тридцать пять градусов в тени. Машины с оператором нет. Стою у подъезда Саши и отхлебываю из банки пиво. Если команда задержится дольше, чем на 40 минут, съемку можно отменять. До водохранилища 75 километров пути. На трассе по дороге запланирован первый сюжет, и нужно суметь втиснуться во временные рамки режимной съемки на побережье - после него.
Режимная съемка в нашем случае - тот пограничный момент, когда солнце близится к закату, и матрице видеокамеры еще достаточная освещенность позволяет не искажать цветопередачу и вносить минимум шумов в видеокартинку.
По дороге Саша традиционно пьет Фанту из двухлитровой бутылки. Она не испытывает страх перед предстоящей съемкой, но внутренне сжалась, не выказывая никаких эмоций и чувств. У водителя-режиссера, оператора и у меня поводов для веселья также не находится: мы намерены создать творческое кино.
На 40-м километре наш Опель-Омега останавливается. На трассе, - две полосы в одну, и две полосы движения - в другую стороны, - наше первое место съемки.
Намереваюсь открыть видеоряд необычно: девочка входит в кадр крупным планом ее босоножек, удаляясь от камеры; затем в кадре появляется ее фигура со спины и распущенные длинные волосы длиной ниже талии. Больше у меня идей нет, и Андрей-режиссер объяснял мне накануне:
- Понимаешь, зрителю будет непонятно, откуда на побережье взялись девочка и фотограф. Чтобы он не терялся в догадках и не строил предположения, нужно сделать «подводку» к основному сюжету.
- У нас это называется «открывашка» сюжета, - продолжил его мысль я. - Логично на том же месте снять и «закрывашку». Правда, кроме босоножек, носков и длинных волос в моем воображении ничего не присутствует.
- На месте что-нибудь придумаем, - заверил меня Андрей.
Сейчас Андрей и я отыскали неподалеку автомобильную шину и вытаскиваем ее из кювета на обочину. Из проносящихся мимо автомобилей со скоростью более 100 километров в час с удивлением на нас успевают бросить взгляд их пассажиры. Уже конец августа, через десять дней Саша пойдет в школу, и на солнце жара ощущается, скорее, уже осенней, чем летней.
Выстраиваем первый кадр съемки. Оператор ставит камеру на асфальт. Едва не задевая объектив камеры, Саша в красных босоножках на высоких каблуках, белых школьных носках в мелкую сеточку входит в кадр, постепеннно удаляясь. Видны ее подколенные ямочки, длинные ноги, затем в кадр попадает обрез короткой юбки бордового цвета. По мере отдаления Саши от камеры юбка принимает обычные для глаза очертания, наполовину скрытая сашиными волосами. Саша уходит дальше, и проявляется ее хрупкая фигура юной девочки в черном прозрачном топике с длинными рукавами.
Кадр второй. Со второго ряда трассы через боковое окно Опеля снимаем, как Саша идет по дороге. Скорость нашего автомобиля - меньше трех километров в час. Следующий кадр - крупный план ее движущейся руки, юбки и черного топика.
Общий план. С обочины Саша подходит к остановившемуся Опелю, к переднему пассажирскому сиденью, на котором расположился я. Ее короткий диалог со мной через открытое окно двери, мой легкий поцелуй в ее губы, и Саша садится на заднее сиденье. Опель проезжает мимо камеры.
Так снимается наша подводка к сюжету. Ничего креативнее к красным босоножкам и юной девушке на шоссе, - как «плейбоевский» штамп, - мы с Андреем придумать не смогли. Playboy - эротический журнал для мужчин, издающийся в США.
На этом же месте снимаем завершение сюжета, «закрывашку».
Вновь Саша, едва не сбивая камеру, установленную на асфальт, заходит в кадр и удаляется. У нее попадает в босоножку камешек. Она присаживается на автомобильную покрышку. Разувается.
Снимаем крупные планы, как она расстегивает босоножки. Затем в одних белых носках юная девушка Саша идет по шоссе, постепенно удалясь от камеры. Предполагается, что на финальном монтаже для подводки будет использована музыкальная композиция Игги Попа из английского фильма 1994 года Trainspotting, - "Lust for Life" (Iggy Pop).
Основная часть видеоклипа начинается на побережье. В первых кадрах зрителю представляем главных героев. Фотограф заряжает камеру пленкой, модель Саша надевает белые босоножки. На ней надеты короткое приталенное шерстяное платье с длинными рукавами с белым топом и голубой юбкой; белые колготки в мелкую сетку.
Саша принимает модельные позы в разных местах, фотограф делает снимки. Модель в платье выходит из воды и бежит вдоль кромки берега по колено в воде. Падает в воду. Здесь собираемся использовать музыкальную подложку Encore Une Fois немецкого ди-джея «Sash!».
В следующем блоке видео модель Саша в темно-красном шерстяном платье, черных капроновых колготках и черных школьных туфлях с ремешком и на сплошной подошве принимает различные модельные позы. Ложится в воду. Встает в воде на колени. Поднимается во весь рост. Намереваемся этому видеоряду подложить People are strange американской группы The Doors.
Переход на следующий блок сделаем «бесшовным», - предыдущая композиция еще звучит, а модель начинает позировать в другой одежде, - в коротком платье с длинными рукавами и воротником-стойкой, в черных капроновых носках и тех же черных туфлях. Начинается композиция из фильма Trainspotting "Born Slippy Nuxx" английской группы Underworld.
В этом месте на монтаже видео вставим полупрозрачную «плашку», как на клипах MTV:
«Model Aleksandra 1.64 см 73/52/75 13 ans».
Вновь бесшовная склейка, и модель в розовом раздельном купальнике, красных капроновых чулках и черных туфлях позирует фотографу. Заходит в воду, плывет. Выбегает из воды. Основной блок видео заканчивается, за ним следует завершение сюжета, когда юная девушка не села в автомобиль, а в одних носках идет по шоссе, удаляясь от камеры. Всё, что было перед этим - ей приснилось.
Спешим к месту съемки видео. Куском арматуры, лежащей на дороге, прокалываем правое переднее колесо. Меняем его. От графика съемки мы отстаем на час. Добираемся до места. Оператор выставляет баланс белого, мы с Сашей уходим за камни, чтобы она могла переодеться. Саша снимает топ. Говорю ей:
- Останься на минуту, посмотри в камеру!
Делаю снимкок, какой невозможно не только поставить в журнал, но и показать кому-либо. В его сюжетном центре - Саша, сидящая на краю скальной породы. Она - топлесс, то есть ее левая грудь обнажена, правую скрывают струящиеся волосы. Она в бордовой мини-юбке и белых носках. Саша беззастенчиво смотрит на мир позади меня.
Саша раздевается донага. Я делаю снимки обнаженной и беззащитной юной модели на скале. Линия горизонта в кадре отсутствует, и кажется, что Саша летит. Неземная Саша. На фото проявляются частички ее нереальности.
На ней одежда смотрится лишней. Клип состоит из переодеваний, но истинной Саши под одеждой и без одежды нет. Она - модель и актриса.
Пройдет 40 лет, и снимки могут стать точкой отсчета, паттерном сравнения себя самой, какой ты была в юности и сейчас.
Саша бежит по самой кромке воды. Падет в воду. Лежит в воде. Я ее портретирую с берега.
При смене блоков одежды помогаю Саше снять мокрое платье и надеть сухое, подаю ей полотенце. Солнце всё ближе клонится к горизонту, и у нас остаются в распоряжении два десятка минут, чтобы завершить съемку намеченного сценарного плана. Времени на мини- пикник и для разговоров нет. Говорю Саше:
- Ложись! - Жестом указываю куда.
- Хорошо! - Принимает модельную позу.
За время съемки я слышу от нее только одно слово: «хорошо».
Раздеваюсь и захожу в воду. Оператор снимает, как Саша
| Помогли сайту Праздники |
