Итак, что мы имеем в конечном счёте в романе касательно политической линии в целом? Во-первых, это – ясный и абсолютно понятный конфликт: борьба за власть, чётко обозначенная с самого начала, динамично развивающаяся по мере повествования и достигающая кульминации в сцене в аббатстве Святой Женевьевы, когда Шико раскрывает себя перед заговорщиками – Гизами, и в финальном бою анжуйцев и миньонов. Развязка этого конфликта очень интересна и противоречива: заговор Анжуйского и Гизов против Генриха III проваливается, но заговорщикам удаётся уйти от правосудия; а в поединке с фаворитами короля верх одерживают анжуйцы – правда, потеряв при этом Рибейрака и Ливаро.
Во-вторых, яркие, запоминающиеся и такие разные образы героев этого конфликта – короля Генриха III, его брата герцога Анжуйского, герцога де Гиза, Генриха Наваррского, а также шута Шико. Все они совершенно не похожи друг на друга.
Бывает так, что и книги, и особенно фильмы (а тем более – современные фильмы) на историческую тему имеют существенный недостаток: их герои, даже главные, как будто на одно лицо, одного не отличишь от другого. Однако в «Графине де Монсоро» этого нет и в помине – каждый образ написан так, что ты его видишь перед собой как в жизни. Вот Генрих III – противоречивый образ; человек, не слишком хорошо подходящий для того, чтобы управлять государством, но способный на самую искреннюю дружбу; политик слабый, но иногда умеющий принимать жёсткие решения; любит празднества и оргии, но в то же время глубоко религиозен. Вот его брат, герцог Анжуйский – трус и подлец, ради своей сиюминутной выгоды способный предать и даже убить кого угодно, даже своих самых преданных людей; абсолютно неспособный к дружбе и умеющий лишь использовать других в своих интересах. А вот и герцог де Гиз – полная противоположность обоим вышеупомянутым братьям; жёсткий, властный и абсолютно бескомпромиссный человек, блистательный, умелый и пользующийся народной любовью полководец; человек, поставивший своей целью трон и идущий к этой цели напролом.
Что же касается Генриха Наваррского, то его в книге маловато. Тем не менее, мы его помним со времён первой части трилогии, «Королевы Марго», и его образ весьма узнаваем – образ человека хитрого и в то же время смелого и решительного, умеющего дружить и ценить преданных ему людей; страстного любителя амурных похождений; наконец, пожалуй, самого удачливого персонажа всей трилогии.
Особенно стоит отметить королевского шута Шико, который подобно остальным героям политической интриги тоже был реальной исторической личностью. Он является, наверное, главным двигателем политической линии повествования, персонажем, который двигает действие вперёд. У него есть свой мотив служить королю и ненавидеть Гизов, ведь Генрих III в своё время спас его от герцога Майеннского (в своё время у Шико была возлюбленная, являвшаяся любовницей Майеннского). Шико искренне предан королю и является, наверное, самым близким и верным его другом. Да, он отпускает по адресу Генриха разные колкости, что называется, на грани фола, но вместе с тем по-отечески любит его, называя короля «сын мой». И Генрих III позволяет своему шуту очень многое, потому что знает: на Шико всегда можно положиться, ведь в случае опасности он будет на стороне короля.
Именно Шико раз за разом расстраивает планы Гизов и герцога Анжуйского. Сначала он тайно присутствует на собрании лигистов в аббатстве Святой Женевьевы, выдавая себя за своего дружка, монаха Горанфло, произносит там знаменитую речь перед собравшимися и становится свидетелем тайной коронации Анжуйского; затем выслеживает и убивает Николя Давида, доверенного человека Гизов, который в своё время избил Шико по приказу герцога Майеннского. Отобрав у Давида свиток с генеалогией Лотарингского дома, Шико раскрывает королю всю правду об участии в заговоре его брата, герцога Анжуйского. Генрих III принимает решение назначить самого себя главой Лиги (абсолютно верный ход: если заговор не удалось предотвратить, то его надо возглавить) и отправить своего брата под домашний арест.
Маленькая, но важная деталь: Шико узнаёт о присутствии в Париже Генриха Наваррского, но ничего не рассказывает об этом королю из-за внутренней симпатии к Беарнцу. «Мне-то он по душе», – так говорит про него Шико, называя Наваррского «серьёзным претендентом на престол» (не случайно в дальнейшем их пути с Наваррским пересекутся в заключительной книге трилогии, в романе «Сорок пять»).
Следующая попытка Гизов завладеть троном также потерпит неудачу благодаря Шико, который под видом короля останется на ночь всё в том же аббатстве Святой Женевьевы. Правда, заговорщикам удастся в последний момент уйти от королевского правосудия через потайной ход, но зато Шико воспользуется блестящей возможностью вернуть старый должок герцогу Майеннскому, поколотив того палкой.
Вообще Шико является, пожалуй, самым мудрым, хитрым и рассудительным персонажем книги. Шут, шпион короля, мастер слова, переодевания и клинка, отважный и благородный человек, Шико, не имея никаких прав на трон, в нём и не нуждается. Да, формально Шико служит королю, но по сути, именно он и является фактическим главой государства, тайно управляя Францией. «Я же говорил, что настоящий король Франции – это я!», – говорит шут сам про себя, и это чистая правда.
Вот как раз по той причине, что все эти образы политических фигур получились у Дюма такими яркими и непохожими друг на друга, политическая интрига и оказывается столь захватывающей и интересной.
Но самое любопытное состоит в том, что даже столь яркая и насыщенная политическая линия в романе Дюма является, по сути, лишь фоном, своего рода декорацией к ещё более яркой и насыщенной истории любви – пожалуй, одной из самых трагичных в мировой историко-приключенческой литературе.