Произведение «"Графиня де Монсоро": драматургия книги - история борьбы за власть, продолжение»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 23
Дата:

"Графиня де Монсоро": драматургия книги - история борьбы за власть, продолжение

Драматургия книги: конфликт миньонов короля и анжуйцев в контексте политической линии

 

 

     О конфликте сторонников герцога Анжуйского и миньонов Генриха III следует сказать особо. Стоит ли считать его отдельной линией повествования наряду с политическим конфликтом и историей любви? На первый взгляд, так может показаться, поскольку конфликт этот вроде бы личностный, а не политический, чтобы там ни говорил Келюс о противостоянии между «правом народным и правом божественным». Особенно так можно подумать после просмотра нашего фильма, где тот же Келюс говорит Бюсси во время совместного ужина миньонов и анжуйцев, что он ему «всегда немного завидовал». Вообще в нашем фильме как сторонники Анжуйского, так и миньоны короля получились яркими и запоминающимися, но это, как ни странно, не только и не столько благодаря Дюма, сколько благодаря мастерству наших актёров, нашей постановочной команды во главе с режиссёром, а также потрясающе выразительной музыке фильма. Тем не менее, это всё же кино, а не литературное произведение.

 

     Но если анализировать именно книгу, а не фильм, то для полноценной сюжетной линии такого противоборства и такого количества событий, имеющих отношение конкретно к конфликту анжуйцев и миньонов, всё-таки будет маловато. Во-первых, изначально в книге говорится о пяти миньонах короля (в фильме же, напомним, их только четверо), но на половине повествования куда-то вдруг исчезает д’О. Не убит, не умер, не отправлен в изгнание – просто Дюма как-то «позабыл» про него к середине произведения. Всё-таки для полноценной линии нужна бóльшая целостность повествования без необоснованных потерь персонажей.

 

     Во-вторых, в книге что анжуйцы (за исключением Бюсси), что королевские фавориты (кроме, пожалуй, Келюса и д’Эпернона) не имеют столь ярких и отличительных личностных характеристик, какими обладают, например, Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян в «Трёх мушкетерах», которые выведены так, что их невозможно спутать между собой, как ни старайся. В «Графине де Монсоро» о личностных свойствах своих друзей-анжуйцев говорит, по сути, только Бюсси: «Антрагэ владеет шпагой не хуже меня; Рибейрак хладнокровен в бою; Ливаро отличается тигриной ловкостью». Мы знаем также, что Антрагэ – единственный анжуец, оставшийся в живых к концу книги. Про миньонов же нам известно, что главным  в их компании является, безусловно, Келюс; что д’Эпернон – трус, и что Шомберг – немец. По сути, практически всё.

 

     Как-то мало для полноценных характеристик. Ведь все эпитеты, адресованные Бюсси своим друзьям, можно смело адресовать, скажем, и ему самому. А разве Антрагэ менее хладнокровен в бою, чем Рибейрак? Или только Ливаро ловок как тигр?

 

     Так что чем в книге Рибейрак принципиально отличается от Антрагэ или Ливаро по характеру – совершенно непонятно, равно как и сложно отличить, скажем, Можирона от Шомберга. Конечно, ни в коем случае нельзя утверждать, что эти персонажи получились безликими, но они очерчены гораздо менее рельефно и чётко, чем главные герои политического конфликта в этой прекрасной книге – герцог Анжуйский, Генрих III, Шико и герцог де Гиз. Поэтому лично я склонен считать линию миньонов и анжуйцев не столько самостоятельным конфликтом, сколько, выражаясь музыкальным языком, побочной темой конфликта политического, как бы его ответвлением.

 

     Ещё раз подчеркну – именно в книге, ибо в нашем фильме опять-таки за счёт блистательной режиссуры, актёрской игры и великолепной музыки противостояние двух четвёрок получилось очень ярким, особенно их финальный поединок. Говорю «в нашем», потому что во французском фильме 1971 г. Ливаро, Антрагэ и Рибейрака попросту нет. Тем не менее, если брать книгу, то это всё же часть общей политической интриги.

Послесловие:
Продолжение следует...
Обсуждение
Комментариев нет