Граф де Монсоро: человек, которого боятся
Этот Монсоро возбуждает мое любопытство.
Он какой-то странный. Не знаю почему,
но, как тебе известно, при первой встрече
с человеком бывает что-то вроде предчувствия,
так вот, мне кажется, что мне с ним
еще придется столкнуться…
(Бюсси про Монсоро)
Первое впечатление о человеке имеет огромное значение. Про героя книги можно смело сказать то же самое. Если говорить о главном ловчем Франции графе де Монсоро, то на первый взгляд он производит впечатление крайне неприятное и даже отталкивающее.
Многие другие персонажи книги вообще признавались в том, что боятся главного ловчего. Об этом, например, прямо говорит Ливаро своим друзьям-анжуйцам в начале романа: «В трех словах выскажу все, что я о нем думаю. Я его боюсь!». Напомним, Ливаро и Монсоро были соседями по имениям. О боязни по отношению к Монсоро многократно говорит и Диана, которая помимо страха испытывает к нему неприязнь и отвращение с первой минуты их знакомства. Даже не знающий страха Бюсси сказал однажды своему лекарю Реми очень интересную фразу: «Чего же ты хочешь, мой милый, коли мне на роду написано погибнуть от руки Монсоро!» И чуть позже добавляет: «Значит, он меня и убьет».
И это произносит признанный мастер клинка, первая шпага королевства, для которого Монсоро в плане фехтования в принципе не соперник! Почему так? Ведь Бюсси признанный храбрец, которому страх неведом. При этом, по словам всё того же Ливаро, «…открыто граф не совершил ни одного злодейства, более того, говорят, он довольно милостиво относится к своим крестьянам; и все же в той местности, которая до нынешнего дня имеет счастье ему принадлежать, его как огня боятся».
В чём же дело, ведь за всё время действия книги Монсоро лично никого, кроме любимой лани Дианы по имени Дафна, не убил (разумеется, последний бой Бюсси с наёмниками оставим за скобками, но даже там непосредственно сам Монсоро, строго говоря, только ранил Реми и Бюсси, но не убил их)? Почему же он внушает такой страх? Ведь даже сам Бюсси невольно предчувствует свою смерть от его руки…
Скорее всего, здесь нет никакой мистики, просто совокупность некоторых причин. Наверное, Дюма специально в целях драматургического контраста так и задумывал образ главного ловчего, чтобы он вызывал неприязнь, страх и даже жуть: ведь если есть условно-положительный главный герой книги – Бюсси, то должен же быть и условно-отрицательный персонаж, Монсоро. Я пишу с приставкой «условно» потому, что, на мой взгляд, эти два образа, Бюсси и Монсоро, являются намного более глубокими, и их нельзя свести к простой паре «хороший герой – плохой герой».
У Монсоро мрачная, отталкивающая внешность; долговязая и худая фигура; резкие черты бледного лица, испещрённого оспинами; устрашающий, тяжёлый взгляд – и в то же время сильный ум, железная воля и жёсткий характер. Это сочетание наружности Монсоро и его натуры уже само по себе заставляет окружающих относиться к нему с опаской. Неукротимость характера и мощная отрицательная энергетика, исходящая от него, как мне представляется, делают Монсоро чем-то отчасти похожим на таких литературных персонажей, как Мордаунт из романа «Двадцать лет спустя» всё того же Дюма или даже граф Дракула Брэма Стокера. Безусловно, это исключительное моё частное мнение, не более, да и сходство это, на мой взгляд, весьма отдалённое. Но ощущение мрачной силы, которая исходит от главного ловчего, очень явное – как в книге, так и в фильмах.
Присутствует в его образе и ещё одна особенность – возможно, обусловленная родом его занятий, или, наоборот, сама явившаяся причиной того, что Монсоро стал главным ловчим: готовность убить. В книге она не столь заметна и не так бросается в глаза, зато в экранизациях просто очевидна. «Почему ты его ненавидишь?» – спрашивает Генрих III у своего шута Шико про Монсоро во французском фильме. «У него в глазах смерть, а я люблю жизнь», – отвечает на это Шико. «…Что-то волчье осталось в его лице, в особенности – в глазах», – а это уже слова всё того же Шико о главном ловчем, но уже в нашем фильме.
Лучше, пожалуй, и не скажешь.
Однако есть такое сценическое правило: если играешь злодея на сцене – ищи, где он добрый. Это тоже один из законов драматургии, позволяющий актёру создавать более полный и многогранный образ своего персонажа.
Собираюсь написать про Монсоро – и сразу же перед глазами возникает образ, созданный нашим прекрасным актёром Юрием Беляевым. Нет, безусловно, французский актёр Франсуа Мэстр тоже хорош в этой роли, но он просто хорош. В его исполнении Монсоро действительно предстаёт в большей степени именно злодеем – опасным, коварным, с железной волей и умом, умеющим предвидеть практически всё; человеком неукротимого характера. А вот Беляев делает из Монсоро не просто злодея, а, пожалуй, одного из лучших персонажей этого произведения в плане глубины и драматизма. Его Монсоро гораздо более многопланов, глубок и трагичен, так что не зря за его воплощение Беляев был удостоен приза за главную мужскую роль в телесериале на кинофестивале «Созвездие-97».
И если во французском фильме пара героев Монсоро – Бюсси была классической парой «злодей – положительный герой», то в нашем это, скорее, два незаурядных человека, которые волею сложившихся обстоятельств стали смертельными врагами.
Граф де Монсоро: любовь – ревность
Если любовь герцога Анжуйского – это любовь-вожделение, любовь-похоть или любовь-прихоть, то у Монсоро это любовь-ревность. Диана сильно понравилась ему с самой первой встречи в лесу в Анжере, когда он убил её любимую лань Дафну на охоте. А буквально через несколько недель после этого события на балу у Анжуйского Монсоро стал свидетелем того, насколько сильно Диана, которую он уже успел полюбить и которую он явно наметил себе в жёны, приглянулась уже и самому герцогу. С этого момента началось их соперничество за внимание этой женщины.
Монсоро прекрасно понимал, что Диана его не любит, о чём он и сказал ей после того, как «спас» её из замка Боже. Тем не менее, он настаивал на том, чтобы Диана вышла за него замуж (даже сумел убедить в этом её отца, барона де Меридор), потому что только так он мог хоть как-то оградить её от домогательств Анжуйского. Видимо, Монсоро всерьёз рассчитывал на то, что, живя с ним в замужестве, Диана сумеет преодолеть некоторое предубеждение на его счёт и, если и не полюбит его в дальнейшем, то, по крайней мере, будет относиться к нему более-менее сносно. Что называется, «стерпится – слюбится». На любовь в высшем смысле этого слова он, скорее всего, не рассчитывал, да и, судя по всему, она была ему не столь уж и нужна. Очень показателен в этом отношении отрывок из знаменитого разговора между принцем и Монсоро, когда Анжуйский узнаёт, что Монсоро обманул его, и Диана не только не погибла в водах пруда, но и стала женой главного ловчего.
«Но она вас не любит», – пытался было возразить тогда ему герцог Анжуйский после того, как Монсоро, признавшись в своём обмане, пригрозил герцогу рассказать королю про тайную коронацию Анжуйского в аббатстве Святой Женевьевы. «Кому какое дело?» – ответил на это Монсоро. Тот раунд противостояния между ними остался за главным ловчим: Монсоро добился своего, буквально вырвав прощение у герцога и позволение представить Диану ко двору в качестве своей жены. Анжуйский же отыграется ближе к концу книги (об этом позже).
Почему Монсоро так ответил? Хороший вопрос. Рискну предположить, что всё дело в типе личности человека. Полагаю, что для Монсоро любовь как чувство вообще не было главным в жизни. Влечение, томление, романтика – для него все эти понятия были второстепенными. Есть такой тип мужчин, который воспринимает женщину лишь как объект для продолжения рода, для ведения домашнего хозяйства и для придания ему, мужчине, статуса и значимости в глазах общества. Если будете пересматривать наш фильм, обратите внимание, с каким удовольствием Монсоро представлял всему королевскому двору Диану в качестве своей супруги. Ему было абсолютно всё равно, любит она его или нет – для него было крайне важным именно заявить всем, что она его законная жена, графиня де Монсоро.
По сути, Монсоро воспринимал Диану как свою собственность, не зря же он сказал принцу, что «…моя жена принадлежит мне, как моя земля». Диана стала для Монсоро этакой добычей, своего рода трофеем. А то, что эта добыча его не любила, Монсоро не слишком волновало – главному ловчему было важно то, что он любит Диану, и то, что она является его законной женой.
[justify] В принципе ничего удивительного в таком союзе не было, ведь многие пары даже в наше время живут по расчёту, по стечению обстоятельств, по тому, что «так положено», словом – как угодно, только не по любви. Живут, ведут совместное хозяйство; муж является добытчиком в